Стоимость проживания – 250 рублей в сутки
Стоимость питания – средний ценник за один прием пищи – 140-180 рублей
· Шурпа (наваристый суп с бараниной) - 180 руб.
· Манты (с бараниной) - 150 руб.
· Плов мясной - 120 руб.
· Лагман - 180 руб.
· Хичин (с сыром и картошкой) шт. – 60 руб.
· Хичин (с мясом) шт. – 70 руб.
· Салат – 60 руб.
· Локум (местный хлеб) шт. – 10 руб.
· Чай – 20 руб.
· Чай горный (с травками и медом) – 30 руб.
· Шашлык (из баранины) шампур 300 руб.
Прочие услуги
· экскурсия в «город мертвых» (склепы) и к оборонительной башне Балкаруковых
· экскурсия к древним лестницам и родовой усадьбе К. Кулиева
· конная прогулка – 500 руб/час.
· аренда рации – 100 руб/сут.
· Баня - 1200р (за 1 час с компании до 7 чел)
Стоимость завоза на старт – 100 рублей
Удобства и сервисы
Душ, туалет, умывальник, большой навес со столами и стульями, газовая плита, мангал, необходимая посуда. По вечерам работает генератор.
Связь.
На парадроме принимает только Мегафон. Интернет очень слабый, следует считать, что его нет совсем. Прочие операторы доступны если выехать на водопады. Там же работает 3G интернет.
Общие климатические и аэрологические условия
Полеты на парадроме Чегем возможны начиная с апреля и до конца ноября. Наиболее комфортные условия полетов со второй половины мая и до конца сентября. Летом, как правило, база ниже. Наиболее высокие базы и сильная погода характерны для сентября. Температура воздуха летом комфортная, днем до 25-27 °С, ночью температра опскается до 10-15°С в зависимости от облачности. В ясную погоду ночью заметно прохладнее. Посещая парадром Чегем во второй половине сентября, октябре, следует быть готовым к ночным заморозкам.
Главной особенностью парадрома Чегем является наличие постоянно работающего долинного бриза. Долина реки Чегем представляет собой протяженное ущелье с крутыми, местами практически отвесными стенами, где воздух остается более холодным, чем в долине поселения Верхний Чегем, где располагаются поселки Эльтюбю и Булунгу. В связи с этим, при наличии достаточного прогрева, долинный бриз начинает работать в направление повышения ущелья (вверх по течению реки Чегем) еще до полудня и во второй половине дня достигает своей наибольшей силы.
В месте впадения в реку Чегем ручья Шузулгу бриз встречает на своем пути гору Зинки, её северный склон, где образуется динамический восходящий поток.
Скорость воздуха в бризе в створе ущелья различна и варьируется в течение дня от 3 до 10 метров в секунду в зависимости от прогрева и ширины ущелья в месте измерений. Влияние долинного ветра распространяется и на старты, и на зону выпаривания, вплоть до гребня Зинки. Воздействие долинного ветра ощущается и на Пирамидах.
Погода имеет ярко выраженную суточную периодичность. В летнее время восходящий бриз начинает работать около 11:00 и набирает силу к полудню. Завершается парящая погода так же по часам. К 19:00-19:30 ветер сначала плавно стихает, затем разворачивается и начинается дуть со склонов в долину. При стихании восходящего бриза полеты прекращаются.
Одной из особенностей местной аэрологии является то, что вечерний слив может развиться весьма быстро. Иногда уже через 10-15 мин после стихания бриза, скорость развернувшегося ветра достигает 10-15 м/сек, что делает безопасное приземление проблематичным. Поэтому настоятельно рекомендуется не задерживаться в воздухе и тем более не стартовать вечером после того как восходящий бриз стих.
Старты парадрома Чегем
Старт с «огурца» - перепад около 130 метров
5.2. Верхний старт – перепад 200 метров
Абсолютная высота верхнего старта 1650 метров над уровнем моря.
Старт травянистый. На старте плоская площадка, пригодная для сборки дельтапланов, а также для посадки на старте парапланеристов и наиболее опытных пилотов дельтапланеристов. Уклон старта – около 40-45 градусов. Старт комфортный, роторов не наблюдается. Направление старта – на северо-запад. Рекомендуемая сила ветра на старте для уверенного выпаривания дельтаплана – 4,5 м/с.
Посадки на парадроме Чегем
6.1. Парапланерная посадка располагается непосредственно у подночия горы Зинки от нижнего старта, до подножия верхнего старта. Высотная отметка примерно 1470 м. Имеется выраженный уклон от верхнего старта к нижнему, что делает посадку довольно сложной, особенно без использования тормозного парашюта. Безмачтовые дельтапланы легко перелетят все посадочное поле.
6.1.1. Способы захода на парапланерную посадку. В случае выбора пилотом для посадки именно варианта приземления на парапланерную площадку заход следует строить строго против долинного ветра, то есть по течению ручья, по левому его берегу.
6.1.2. Высота захода. Длина посадочной площадки довольно значительна, но в виду уходящего уклона, применение тормозного парашюта для посадки дельтаплана является строго обязательным. В противном случае перелет посадочной площадки возможен с любой высоты, даже с минимальной.
6.1.3. Использование тормозного парашюта обязательно.
6.1.4. Риски парапланерной посадки. Перелет. Парапланы на посадке и у выполняющие наземную подготовку у подножия Зинки. Стога сена, камни. Посадка на колеса по-самолетному возможна.
6.2. Посадка до ручья. В случае перелета посадочной площадки парапланеристов, а также в случае неверного выбора высоты выхода на финальную глиссаду, слишком низкого выхода, риска не перелететь через ручей, можно использовать для посадки площадку до ручья.
6.2.1. Способ захода. Высоту рекомендуется сбрасывать непосредственно над посадкой спиралями, а при сильном долинном ветре – восьмерками. Принимать во внимание, что при подлете к склону и на границе перепада с основным ущельем присутствует зона ощутимого подъема. Направление посадки – перпендикулярно ручью.
6.2.2. Высота захода. Для уверенной посадки до ручья следует выходить из последнего разворота на высоте не более 10 метров.
6.2.3. Использование тормозного парашюта. Посадка на площадке до ручья без тормозного парашюта возможна, но не желательна. Использование тормозного парашюта является крайне желательной мерой.
6.2.4. Риски посадки до ручья. Неверное направление финальной глиссады. Перелет и попадание в ручей. Стога, камни, скот.
Основная посадка
6.3.1. Абсолютная высота 1450 метров. Площадка уходит уступами в сторону ущелья/реки. Выраженный контр-уклон в северном направлении.
6.3.2. Размеры площадки. Ширина створа 50 метров. Длина площадки 200 метров.
6.3.3. Направление захода. Единственным направлением безопасного захода является направление строго на север-северо-восток. Направление визуально определяется, как правее гостиницы.
6.3.4. Способы захода. Высоту следует сбрасывать спиралями или восьмерками над площадкой до ручья.
Из последнего разворота следует выходить на высоте 20-30 метров. Допускается выполнять разворот на финальную глиссаду на высоте до 50 метров, при условии, что разворот выполнен над южным краем площадки до ручья. Визированием посадочной площадки определяется перелет ручья и увеличением скорости полета регулируется угол глиссады. При пролете ручья рекомендуется иметь высоту над рельефом 10 м.
6.3.5. Использование тормозного парашюта является желательным. Посадка без тормозного парашюта также возможна и безопасна при условии выполнения требований по высоте и направлению захода. В случае применения тормозного парашюта его следует вводить в действие не ранее перелета через ручей.
6.3.6. Риски основной посадки и действия в нештатных ситуациях. Неверный выбор направления захода. Неверный выбор высоты захода и недолет до площадки / попадание в ручей.
При недолете до ручья следует своевременно принимать решение на посадку до него. При наличии тормозного парашюта следует немедленно его использовать и выполнять посадку вполть до посадки на колеса на пузо. Доворот в сторону ущелья крайне нежелателен. Доворот по ветру и посадка на колеса по-самолетному возможен. В случае попадания в ручей выполнить самостраховку любым способом. Прыжок в трапецию более эффективен.
Особенности рельефа Зинки.
Рельеф Зинки назвать простым никак нельзя. Южный склон представляет собой огромный амфитеатр, практически лишенный растительности, в верхней части с отвесными стенами, вогнутый в северном направлении. Склон северной же экспозиции изрезан, покрыт растительностью до самой вершины. Венчающий хребет располагается в направлении запад-восток. Северный склон имеет выраженные «ложки», пересекаемые скальными выходами значительной высоты (50-100 метров) характерной формы, напоминающей заступ (лопату). В виду того, скалы северного склона практически вертикальны, долинный бриз образует восходящие потоки, достаточной силы для парения, уже при силе ветра 3,5 м/с.
Выпаривание у Зинки.
Старт на дельтаплане следует выполнять при достижении скорости ветра 4,5 м/с и выше. Однако полеты при скорости ветра более 8 м/с для начинающих пилотов не желательны. Старт производится в направлении ущелья реки Чегем параллельно цепи скальных выступов. Следует принимать во внимание значительную крутизну склона на старте и устанавливать дельтаплан с минимальным углом атаки. Особое внимание уделять необходимости расталкивать дельтаплан на старте плечами. После старта следует добавить скорость и выполнить доворот влево с целью сближения со скальными выходами и входа в зону работы ДВП. В виду того, что склон имеет значительную крутизны, а скальные выступы и вовсе вертикальны, ширина зоны ДВП незначительна. Рекомендуется держать дистанцию до скал не более 2-х размахов крыла, в противном случае выпаривание затруднено.
Выпаривать следует галсами с разворотами от рельефа и возвратом к склону сразу после выполнения разворота. Наиболее выигрышной тактикой выпаривания является выполнение пологих и медленных разворотов в плюсах с возвратом к склону. Длинные галсы, при этом не обязательны, порой короткие «восьмерки» в зоне наилучшего подъема позволяют набрать высоту быстрее.
Следует использовать «ложки». Наиболее выгодные зоны парения, последовательно, по мере набора высоты над стартом:
А) Слева от старта напротив скальных выходов
Б) справа от старта в ложке напротив лопат
В) в ложке со стороны реки Чегем
Г) вдоль гребня Зинки вплоть до вершины
7.2. Долинные ветра и ротор
Следует строить полет у Зинки с учетом значительного увеличения скорости ветра непосредственно в ущелье. Не следует вылетать в створ русла реки Чегем во избежание «запирания» пилота, так как потребуется значительное увеличение полетной скорости для возврата в зону парения, чего может и не случиться в виду потери высоты. При этом существует опасность не пробиться даже на посадку, так как с потерей высоты растет скорость долинного бриза.