Неиспользованного топлива в баках ступени осталось 478,5 кг, его хватило бы на 103 секунды зависания.

Астронавты ещё не знали, что они сели в 548 метрах к северо-западу от запланированного места посадки.

Альфред Уорден один работал на окололунной орбите в течение трёх суток (почти 73 часа).

В строго определённые полётным планом отрезки времени он проводил эксперименты и делал измерения с помощью аппаратуры, установленной в модуле научных приборов (масс-спектрометра, спектрометра гамма-лучей, рентгенофлуоресцентного спектрометра и спектрометра альфа-частиц).

Уорден сделал подавляющее большинство из 1529 снимков лунной поверхности на панорамную камеру и 2240 снимков на картографирующую камеру, снятых в ходе всей миссии.

Эти снимки, а также визуальные наблюдения и доклады Уордена специалистам на Земле во многом определили выбор места будущей посадки «Аполлона-17» в долине Таурус-Литтров, на юго-восточной окраине Моря Ясности.

Неиспользованного топлива в баках ступени осталось 478,5 кг, его хватило бы на 103 секунды зависания. - student2.ru

Экипажи предыдущих экспедиций «Аполлонов» в первые часы после посадки на Луну обычно готовились к выходу на поверхность.

Но к моменту посадки «Аполлона-15» прошло уже больше 11 часов с тех пор, как Скотт и Ирвин проснулись после предыдущего ночного отдыха.

И, если бы они попытались осуществить полноценный 8-часовой выход на поверхность, тогда в итоге у них мог получиться 26-часовой рабочий день.

Полётный план предусматривал особую внекорабельную деятельность, которая никогда раньше не применялась.

Через два часа после прилунения астронавты начали так называемый «стоячий» выход из корабля (англ. Stand-up EVA).

Дэвид Скотт открыл верхний люк лунного модуля и убрал стыковочные узлы.

Встав на обшивку двигателя взлётной ступени, он высунул голову, руки и плечи из корабля.

Так командир смог осмотреть окрестности во все стороны и сделать панорамные снимки с помощью 70-мм камеры с 500-мм объективом.

Одновременно он подробно описывал всё, что видит, специалистам-геологам на Земле.

Дэвид Скотт не обнаружил практически ни одного крупного камня или валуна.

«Условия для езды вполне приличные», - доложил он Хьюстону.

Через 33 минуты после начала выхода Дэвид Скотт вернулся в кабину.

После наддува кабины Скотт и Ирвин сняли скафандры.

Они стали первыми среди астронавтов, побывавших на Луне, кому было разрешено забраться в свои гамаки и заснуть без космического снаряжения.

В первую ночь на Луне Скотт и Ирвин спали всего пять с половиной часов.

Хьюстон разбудил их раньше запланированного.

Телеметрия показывала небольшую утечку из кислородного бака посадочной ступени.

Как выяснилось, причиной был неплотно закрытый клапан трубки сброса мочи за борт.

Из 43 кг кислорода, находившихся в баке, было потеряно 3,6 кг.

Это было не очень страшно, потому что резерв на случай непредвиденных обстоятельств составлял ровно половину бака.

Утечка была быстро устранена, и вскоре астронавты начали готовиться к первому выходу на поверхность.

Через 4 часа 12 минут после пробуждения Дэвид Скотт начал разгерметизацию кабины, открыв в выходном люке клапан сброса давления.

Из-за тесноты командир долго не мог протиснуться в люк.

Только через 10 минут после его открытия Скотт, наконец, выбрался на площадку наверху лестницы.

Здесь он дёрнул за шнур и открыл грузовой отсек, тем самым включив телекамеру.

Спустившись на грунт, Дэвид Скотт сказал:

«Окей, Хьюстон. Стоя здесь, в Хэдли, посреди чудес непознанного, я осознаю, что есть фундаментальная истина нашей натуры. Человек должен исследовать, и это - исследование в величайшем смысле слова».

Okay, Houston. As I stand out here in the wonders of the unknown at Hadley, I sort of realize there's a fundamental truth to our nature. Man must explore. And this is exploration at its greatest.

Осмотрев лунный модуль, Дэвид Скотт доложил, что «Фалкон» сел на склоне крутизной около 10°, двумя опорами попав в небольшой кратер.

Его задняя левая опора стоит примерно на 60 см ниже задней правой, а левая передняя тоже немного ниже правой.

Он добавил, что повредил сопло двигателя посадочной ступени.

Колокол сопла был довольно сильно смят по всей окружности.

Впрочем, по результатам послеполётного анализа специалисты сделали вывод, что касания сопла о грунт всё-таки не было.

Наши рекомендации