Скорее всего, деформация произошла вследствие нарастания давления реактивной струи, отражённой от лунной поверхности.

Примерно через четыре минуты после того, как Дэвид Скотт ступил на лунную поверхность, Джеймс Ирвин, получив одобрение командира, тоже начал протискиваться в люк.

Он стал спускаться по лестнице небольшими прыжками.

Случайно он промахнулся, не попав ногами на нижнюю ступеньку, и опустился на круглую, как тарелка, нижнюю часть опоры лунного модуля, скользя руками по поручням вниз.

Когда астронавт уже хотел сойти с тарелки опоры, она неожиданно повернулась.

Из-за наклона «Фалкона» тарелка передней опоры едва касалась поверхности и свободно вращалась вокруг оси.

Джеймс Ирвин чуть не опрокинулся назад в самый ответственный момент прямо перед телекамерой.

Затем он обеими ногами спрыгнул на грунт, посмотрел в сторону гор и воскликнул:

«Как красиво! Напоминает Сан Вэлли!» (англ. Sun Valley - горнолыжный курорт в штате Айдахо, США).

В 20 метрах от лунного модуля Дэвид Скотт установил телекамеру, а Джеймс Ирвин, тем временем, собрал аварийный образец лунного грунта (на случай, если по каким-либо причинам пришлось бы срочно прервать пребывание на Луне).

Этот образец стал последним подобным образцом в ходе программы «Аполлон».

Далее астронавты приступили к главному.

Во всех предыдущих экспедициях одной из первейших задач экипажей была установка комплекта для научных экспериментов ALSEP (англ. Apollo Lunar Surface Experiment Package).

Но Скотт и Ирвин первым делом должны были выгрузить «Лунный Ровер» и отправиться в первую 4-километровую геологическую поездку к тому месту, где каньон Хэдли Рилл вплотную подходит к подножию горы Хэдли Дельта.

Во время полёта «Лунный Ровер» хранился в сложенном состоянии в грузовом отсеке справа от лестницы, если смотреть на лунный модуль.

Выгрузка производилась наполовину вручную, наполовину автоматически.

Чтобы выгрузить «Ровер», астронавты должны были осторожно вытягивать его из грузового отсека с помощью двух лентовидных тросов.

Луномобиль при этом постепенно раскладывался и опускался на поверхность.

В начале процесса выгрузки «Лунного Ровера» Джеймс Ирвин всё-таки упал.

Пятясь назад, он одной рукой тянул трос, а другой снимал происходящее на кинокамеру, но споткнулся и завалился на спину.

Дэвид Скотт помог коллеге встать на ноги.

После выгрузки луномобиль встал на грунт носом к «Фалкону».

Скотт и Ирвин вручную, приподняв «Ровер» за боковые ручки, немного его развернули, чтобы не начинать с движения задним ходом.

Примерно через 17 минут после начала выгрузки командир впервые запрыгнул на своё сидение.

Скорее всего, деформация произошла вследствие нарастания давления реактивной струи, отражённой от лунной поверхности. - student2.ru

Джеймс Ирвин у «Лунного Ровера».

Скорее всего, деформация произошла вследствие нарастания давления реактивной струи, отражённой от лунной поверхности. - student2.ru

Дэвид Скотт и «Лунный Ровер» у Борозды Хэдли.

Во время первого тест-драйва Дэвид Скотт обнаружил, что не поворачиваются передние колёса.

Безуспешно провозившись с переключателями несколько минут, он, по совету с Земли, решил оставить всё как есть.

Конструкция «Лунного Ровера» предусматривала два отдельных рулевых электродвигателя - один для передних колёс, другой - для задних.

Если были включены оба двигателя, обе колёсные пары поворачивали в противоположных направлениях, при этом минимальный радиус разворота составлял всего три метра.

Но управлять луномобилем можно было и отключив любой из двух двигателей, только радиус разворота при этом увеличивался до 6 метров.

Скотт смонтировал на «Ровере» и подключил лунный передатчик информации, устройство дистанционного управления телекамерой, саму телекамеру и обе антенны, а Ирвин, тем временем, установил подставку для геологических инструментов и загрузил контейнеры для образцов лунного грунта.

Наши рекомендации