Радиообмен при выполнении учебных полётов в районе аэродрома БОРАЛДАЙ

Радиообмен при выполнении учебных полётов в районе аэродрома БОРАЛДАЙ

Поскольку полет планируется по ПВП, диспетчер не даст вам код ответчика, на нем должен быть установлен код «7000»

Перед запуском двигателя нужно установить связь с диспетчером и получить разрешение на вылет. Но для начала нужно проверить качество связи, и, конечно, поздороваться.

КВС: Переносчик -Вышка,UP-01275, техническая проверка

УВД: 275, Переносчик -Вышка , слышу вас отлично

КВС: 275,Cessna 172 , вылет по ПВП, тренировочный по кругу

УВД: 275, вылет разрешаю, в работе ВПП 02, круг левый, 300 метров

КВС: 275,02, левый, 300 метров, вылет разрешили

При первом выходе на связь обязательно называть свой позывной полностью. Внимательно следите за ответом диспетчера: если он произнесет ваш позывной, сократив его до трех последних цифр, значит при дальнейшем общении вы вправе использовать короткий позывной. А вы, в свою очередь, не имеете права переходить на короткий позывной, если диспетчер использует полный. Общее правило таково: «Как диспетчер обратился к вам крайний раз, так и следует отвечать».

Варианты проверок связи: техническая проверка – на земле, предполетная проверка – после запуска, проверка связи – в воздухе. По правилам фразеологии радиообмена применяются следующие градации (по убыванию) качества связи: отлично, хорошо, громко и чисто, разборчиво, неразборчиво.

А теперь напомню несколько основных правил ведения радиообмена: - Команды диспетчера и диспетчерские разрешения нужно подтверждать их дублированием т.е. на команду «вылет разрешаю» нужно ответить «вылет разрешили». - Прием вводных, информационных сообщений, нужно просто подтверждать, т.е. на вводную «ветер у земли 5 м/с» нужно ответить «принял». - Свой позывной нужно называть при каждом выходе в эфир перед началом сообщения. - Позывной диспетчера называют только при первом выходе на связь на его частоте. При последующих сеансах радиообмена позывной диспетчера не называют.

Рабочая ВПП может обозначаться двумя способами: по номеру порога ВПП – «02» или по магнитному курсу взлета (посадки) – «взлетный (посадочный) 20-я». Подтверждая получение разрешения на вылет, вы должны полностью повторить указанную вам схему полета, т.е. рабочую ВПП, направление круга и высоту круга.

КВС: 275, на стоянке 5, метеоинформацию имею, давление 706мм установил, разрешите запуск

УВД: 275, запуск разрешаю

КВС: 275, запуск разрешили

Перед запросом на запуск двигателя необходимо сообщить диспетчеру номер стоянки, на которой вы находитесь. Это нужно для того, чтобы пока вы запускаетесь, диспетчер мог подготовить для вас маршрут руления на предварительный старт.

На больших аэродромах, оборудованных погодным автоинформатором (ATIS), перед вылетом пилоты обязаны прослушать его информацию и при запросе на вылет назвать ее код, например «информация Фокстрот» (Foxtrot, «F»). На небольших аэродромах сводку погоды получают заранее и просто сообщают: «погоду имею». Однако рекомендуется зачитывать установленное давление, чтобы диспетчер, сравнив его с текущей погодой, мог убедиться в том, что загруженная у вас погода соответствует.

КВС: 275, разрешите предварительный

УВД: 275, предварительный на 02 разрешаю, руление по третьей РД

КВС: 275, по третьей, разрешили предварительный

Включаем рулежную фару, РУД немного от себя, снимаем стояночный… поехали. А тормоза проверить не забыли? Отлично, продолжаем. Что там у нас по РЛЭ, какая скорость на рулении? Не нужно торопиться, прочитайте карту контрольных проверок, еще раз окиньте взглядом все приборы.

В некоторых случаях маршрут руления будет пересекать рабочую ВПП, В этом случае вы должны остановиться на РД и запросить разрешение на пересечение:

КВС: 275, на пятой, разрешите пересечение на вторую

УВД: 275, пересекайте рабочую

КВС: 275, разрешили

...

КВС: 275, освободил на вторую

УВД: 275, понял

Запрашивая пересечение рабочей ВПП вы должны сообщить номер РД, на которой находитесь, и номер РД, на которую будете освобождать ВПП. Освободив ВПП вы обязаны доложить об этом диспетчеру, чтобы он отметил у себя, что рабочая ВПП свободна. Ну вот и линия предварительного старта. Плавно останавливаемся, ставим тормоз. На предварительном нужно еще раз проверить давление на высотомере – стрелки должны показывать «0».

КВС:275, на предварительном

УВД: 275, ветер у земли 20 градусов, 5 метров в секунду, исполнительный 02 разрешаю,

КВС: 275, к взлету готов

УВД: 275, взлет разрешаю

КВС: 275, взлетаю

Разбег, отрыв… выдерживаем… скорость растет… начинаем набор высоты…удерживаем самолет на взлетном курсе, доворотом в сторону ветра парируем снос, смотрим на барометрический высотомер… 100 метров, пора доложить взлет, и запросить первый разворот. Однако сначала вспомним основные правила полета по кругу:

Любое изменение высоты полета производится только по указанию диспетчера или с его разрешения по вашему запросу;

Необходимо сообщать диспетчеру о занятии заданной высоты;

Первый и третий развороты выполнять только с разрешения диспетчера;

Второй и четвертый развороты всегда выполнять самостоятельно;

Быть готовым в любой момент сообщить диспетчеру свое место на кругу.

Заход

После выхода из первого разворота смотрим на часы, запоминаем положение секундной стрелки, ровно через 45 секунд нужно начинать второй. А тем временем стрелка высотомера подходит к отметке 300м. Прибираем обороты, переводим самолет в горизонтальный полет и продолжаем двигаться в сторону второго разворота. Докладывать о том, что вы заняли высоту круга не нужно.

Подходим ко второму развороту. Самостоятельно выполняем разворот на курс, обратный посадочному , потом вспоминаем про поправку на ветер и берем курс . Выполняем все необходимые процедуры, триммируем самолет, вспоминаем основные правила полетов ПВП:

При движении вдоль естественных ориентиров (береговые линии, дороги и т.п.) следует держаться правой стороны.

Обгон попутных ВС нужно выполнять с правой стороны, при движении по кругу – с внешней стороны круга. Обгон однотипных ВС на круге запрещен.

Для расхождения со встречным ВС нужно брать правее, т.е. расходиться нужно левыми бортами.

Боковой интервал при расхождении ВС должен быть не менее 500 метров, вертикальный (по высоте) не менее 100 метров.

При движении ВС на пересекающихся курсах тот, кто видит ВС справа – набирает высоту, тот, кто видит ВС слева – снижается. При невозможности изменения высоты необходимо выполнить правый разворот, чтобы разойтись левыми бортами на безопасном расстоянии.

В большинстве случаев, после разрешения захода на посадку, следующий выход на связь вам предстоит только на третьем развороте. Но зачастую, когда на круге плотное движение, при выдаче разрешения на заход диспетчер может дать вам указание на промежуточный доклад места, например:

КВС: 275, на третьем

УВД: 275, выполняйте третий

КВС: 275, выполняю

Разрешение диспетчера на выполнение третьего разворота может звучать по разному: «выполняйте третий» - все просто и ясно; «к четвертому» - значит нужно брать курс к четвертому развороту; «продолжайте заход» - т.е. продолжайте двигаться по схеме захода. Во всех трех случаях команда диспетчера является разрешением на выполнение третьего разворота. Но иногда бывает и по другому:

КВС: 275, на третьем

УВД: 275, третий по команде

КВС: 275, по команде

И вы должны продолжать движение с курсом, обратным посадочному. Зачем это нужно диспетчеру? Возможно, перед вами заходит на посадку другой борт, возможно, его скорость ниже и диспетчер, заставив вас пролететь лишние километры, увеличивает интервал между вами и впередиидущим. Это вам же на пользу, когда вы будете в глиссаде, заходящий перед вами борт наверняка успеет освободить полосу. Если вы на кругу не один – возьмите за правило: первый и третий разворот выполнять после того, как разойдетесь с впередиидущим бортом. Даже когда подошло ваше время выполнять третий разворот, но вы наблюдаете борт курсом к четвертому – затяните третий пока не разойдетесь с ним левыми бортами, и лишь после этого докладывайте «на третьем».

Точное и своевременное выполнение четвертого разворота – один из самых важных элементов полета по кругу. Ваша главная задача – после выхода из разворота оказаться точно на посадочной прямой. Методика проста: по времени, по показаниям АРК или по визуальному положению ВПП относительно самолета определяете момент начала четвертого разворота. Начинаете разворот со стандартным креном 25гр, в процессе разворота следите за точностью выхода на посадочную прямую, и по необходимости увеличиваете или уменьшаете крен. Старайтесь присмотреть на земле визуальный ориентир точки начала четвертого разворота, чтобы на следующем круге вам было проще ориентироваться.

Четвертый разворот, т.е. выход на посадочную прямую, всегда выполняется самостоятельно. Не нужно докладывать диспетчеру выполнение четвертого разворота, и тем более не нужно ждать от него команды.

Посадка

УВД: 275, посадку разрешаю

КВС: 275, посадку разрешили

Если самолет оборудован убирающимися шасси, то перед запросом разрешения на посадку следует доложить и об их выпуске. Т.е. фраза должна звучать так: «275, на прямой, полосу наблюдаю, шасси выпустил, к посадке готов».

Разрешение на посадку необходимо запросить до пролета ДПРМ, а разрешение на нее получить до пролета БПРМ или ВПР. При полетах по ПВП ограничения не столь жесткие, но стоит учитывать,Запрос разрешения на посадку нужно делать не ниже 100м. С другой стороны мы можем запросить посадку сразу после выхода на посадочную прямую. Но, при большом скоплении ВС в районе аэродрома, диспетчер скорее всего не захочет занимать для вас ВПП на столь большое время и сообщит вам «посадка дополнительно». Вывод: действуйте по ситуации. Если никого нет – запрашивайте заранее, если перед вами борт на посадке – подождите, пока он освободит ВПП, раньше посадку все равно не дадут.

И в довершении небольшая выдержка из НПП: При полете воздушного судна от ТВГ до посадки указания и информация диспетчера службы движения по выдерживанию заданной траектории могут приниматься без подтверждения. Указания о разрешении (запрещении) снижения и посадки подтверждаются обязательно.

А сейчас, раз разрешение на посадку получено, включаем посадочные огни и концентрируемся на выполнении это самого сложного и ответственного отрезка полета. Удерживаем самолет на посадочном курсе, следим за вертикальной и горизонтальной скоростью, постоянно следим за высотой по барометрическому высотомеру, контролируем по радиовысотомеру. Срабатывает звуковая сигнализация прохождения маркера ДПРМ – смотрим на высотомеры, 200 метров – хорошо, идем почти по схеме. Продолжаем снижение, движения все плавней, все аккуратней. 100 метров, полоса совсем рядом. Снова звенит звонок маркерного приемника – проходим ближний, смотрим на высотомеры – 60 метров, отлично. Звенит сигнализатор опасной высоты – 50 метров – все, обратного хода уже нет, теперь только садиться…

Уйти на второй круг в случае, если:

До прохода ВПР не получено разрешения на посадку;

Потерян визуальный контакт с ВПП или ее ориентирами;

Отклонения от посадочного курса или глиссады выше допустимых;

Существует любая другая причина, по которой у вас нет уверенности в мягкой посадке.

Следует помнить, «Уход на второй круг должен расцениваться как грамотное решение командира воздушного судна». Никто не упрекнет и не осудит вас за то, что вы ушли на второй круг, подобное решение напротив представит вас опытным и рассудительным пилотом. И если вы видите, или чувствуете, что что-то не так, а ваш второй пилот сообщает: «Высота 50, командир, решение?», вы просто обязаны сказать: «Уходим»…

КВС: 275, левым, набираю 300

Проходим порог ВПП, высота 10 метров, начинаем выравнивание… 5 метров… 3 метра… выдерживаем… скорость, РУД на себя, обороты падают, удерживаем самолет на оси ВПП… катимся, скорость падает, потихоньку начинаем тормозить, аккуратно, остановка.

КВС: 275, посадка

КВС: 275, освобождаю влево

Конвейер

Суть ее сводиться к следующему: сразу после посадки, на пробеге, вместо того, чтобы остановиться, пилот переводит механизацию во взлетное положение, набирает скорость и взлетает. Эта процедура и называется «конвейер», т.е. посадка и взлет конвейером.

Готовиться к выполнению этой процедуры нужно заранее. А диспетчеру о вашей идее нужно сообщить перед посадкой, запросив у него вместе с разрешением на посадку и разрешение на взлет:

Потеря радиосвязи

Радиосвязь считается потерянной, если в течение 5мин на неоднократные вызовы диспетчер не отвечает. Что делать в такой ситуации?

Первым делом, нужно определить, у кого отказала связь – у вас или у диспетчера. Если вы слышите сообщения других бортов, значит отказ у диспетчера. Если в эфире тишина - попытайтесь вызвать на связь любой борт, находящийся на вашей частоте. Если он ответит, значит, проблемы со связью однозначно у диспетчера, а если ответа снова не последует – получается проблемы у вас.

Если отказала связь диспетчера следует оставаться на его частоте, т.е. сообщать в эфир для всех бортов информацию о вашем местоположении и ваших действиях. Нужно сообщать все развороты, смены высот, взлеты и посадки, занятие и освобождение ВПП. Если через некоторое время диспетчер не выйдет на связь и не объявит о возобновлении работы можно попытаться установить связь с контролем верхнего уровня ,Алматы МДП 132,0. В любом случае при проблемах со связью лучшим решением будет прекращение полета и посадка.

Теперь рассмотрим ситуация с отказом связи у вас. В любом случае вам придется совершать посадку. Выполняйте обычный заход. Если вы уверены, что на круге нет других бортов – совершайте посадку сразу, диспетчер обеспечит вам свободную ВПП. Если на круге идут активные полеты – сначала пройдите над полосой без снижения, после этого выполните полет по кругу в строгом соответствии со схемой и совершайте посадку. За время, пока вы будете крутить коробочку, диспетчер даст соответствующие указания другим бортам и обеспечит для вас безопасный заход на посадку.

Аварийные ситуации

Первое, что вы должны сделать после обнаружения возникшей у вас проблемы – это принять решение о своих дальнейших действиях. После этого следует выйти на связь с диспетчером, сообщить о вашем местоположении, возникшей у вас ситуации и ваших дальнейших действиях:

Радиообмен при выполнении учебных полётов в районе аэродрома БОРАЛДАЙ

Поскольку полет планируется по ПВП, диспетчер не даст вам код ответчика, на нем должен быть установлен код «7000»

Перед запуском двигателя нужно установить связь с диспетчером и получить разрешение на вылет. Но для начала нужно проверить качество связи, и, конечно, поздороваться.

Наши рекомендации