У каждого товара есть собственный жизненный цикл. Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ) состоит из 4 этапов.
В России в настоящее время идет процесс внедрения маркетинга в предпринимательскую деятельность, т.к. идет активное развитие рыночных отношений.
Этапы развития маркетинга и концепции М., применяемые производителями:
Развитие сбытовых и производственных отношений происходит в зависимости от развития рыночных отношений.
Начальная стадия развития рынка представляет собой период, когда производители занимают прочную позицию, т.к. спрос большой, а предложение ограничено (рынок продавца). В этих условиях предприниматели уделяют больше внимания производству, а не сбыту. На этом этапе им не надо тратить много усилий для привлечения покупателей. Этому этапу соответствуют следующие концепции: 1.Совершенствования производства. Ее сторонники, считают что потребители предпочтут товар, который широко распространен и доступен по цене. Они сосредотачивают свои усилия на снижении себестоимости и увеличении объема. Пример: дешевые наручные калькулятор и часы. 2.Совершенствовании товара. Предполагается, что потребители предпочтут товар высшего качества, с лучшими эксплуатационными характеристиками. Усилия фирмы сосредотачиваются на постоянном совершенствовании товара, что ведет к маркетинговой близорукости, т.е. нет поиска новых возможностей удовлетворить покупателя. Пример: лог.линейка и калькулятор; мышеловка и химикаты, услуги санэпидемстанции.
Следующий этап, когда спрос и предложение находятся в относительном равновесии. Здесь уже появляется необходимость продвигать свой товар, заинтересовывать покупателя. Продавец несет дополнительные расходы. Когда появляются признаки перепроизводства, некоторые фирмы применяют концепцию 3.Интенсификациии коммерческих усилий(жесткую торговлю, навязывание своего товара). Цель таких фирм продать свой товар, а не произвести то, что нужно рынку.
Третья стадия, когда возникает рынок покупателя, т.е.у покупателя имеются свободные средства и рынок предлагает многообразный ассортимент товаров. Поэтому производитель зависит от покупателя. На этом этапе применяется 4.концепция Маркетинга, которая утверждает, чтобы достичь успеха нужно определить нужды и потребности покупателей и удовлетворить более эффективным способом, чем конкуренты.
В настоящее время все больше уделяется внимания социальным, этическим вопросам: охрана окружающей среды, сохранение ресурсов общества. Поэтому применяется 5.концепция социально-этичного маркетинга,которая также ориентирована на удовлетворение всех нужд потребителей при сохранении и укреплении благополучия потребителей и общества в целом.
Функции маркетинга
1.Аналитическая. Она заключается в изучении рынка, потребителей и товара.
2.Производственная: организация производства товара, разработка новых технологий, организация мат-тех снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью товара.
3.Сбытовая: организация товародвижения, организация сервиса, организация системы формирования и стимулирования спроса, проведение ценовой политики.
4.Управления и контроля: организация планирования на предприятии, организация обратной связи ( от покупателя)
Сегментирование рынка
Сегмент рынкасостоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Предприятие должно оценить каждый из выявленных сегментов и выбрать те из них, на которых оно будет действовать.
По географическому признаку, означает разделить его на регионы (восток, запад, север) проживания клиентов. Несомненно, что между клиентами, проживающими в больших городах и сельской местности существует немало различий. Следует учитывать Демографические признаки помогают составить «портрет клиентов» . Рынок делиться в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, род занятий потенциальных клиентов. К другим возможным факторам относятся количество членов семьи, уровень дохода, образования.
После того, как предприятие определило свои целевые рынки, оно должно выявить все обычные и марочные товары, предлагаемые в настоящее время на конкретном сегменте. Одновременно нужно выяснить, чего именно хотят от этого товара потребители, составляющие этот сегмент.
Определение места товара на рынке получило название позиционирование. Позиционирование товара – это определение особенностей, характерных черт, которые отличают его от аналогичных товаров-конкурентов.
Ассортимент – совокупность гаммы товаров, которую предприятие предлагает для продажи. Гамма
Жизненный Цикл Товара:
У каждого товара есть собственный жизненный цикл. Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ) состоит из 4 этапов.
1. Этап выведения на рынок- период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет. Себестоимость единицы продукции – высокая. Потребителями товара на данном этапе становятся пионеры, любители нового. Конкуренция на этом этапе – ограниченная.
2. Этап роста - период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей. Клиентуру на этом этапе можно охарактеризовать как восприимчивую. Себестоимость единицы продукции в этот период снижается, а конкуренция – растет.
3. Этап зрелости - период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Конкуренция тоже стабилизируется
4.Этап упадка - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей. Себестоимость на этом этапе также невысокая, а клиентуру можно охарактеризовать как традиционную.