Изучение нового материала.
План-конспект урока на тему
«Антарктида»
(7 класс)
Цели урока:
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье: своё и окружающих.
Обучающие:
1)познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта;
2)выявить особенности сурового климата материка, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением;
3)углубить познания учащихся об Антарктиде в виде исследовательской работы на уроке.
Развивающие:
1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления;
2)развивать умение формулировать выводы;
3)развивать четкость и образность речи.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, лекция с элементами беседы.
Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты путешественников, материки на магнитах, цитаты и карточки сбора в экспедицию.
План-сетка
№ | Этапы урока | Время мин. | Основные вопросы содержания | Методы обучения | Средства обучения |
Организационный момент | 1-2 мин. | Приветствие, проверка отсутствующих, орг. учебной работы | Словесный, беседа | Классный журнал | |
Постановка целей и задач урока | 1-2 мин. | Сообщение цели и задач урока | словесный | доска | |
Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых ЗУН | 5 мин | Сообщение актуализации темы урока | словесный | План- конспект | |
Передача и усвоение новых ЗУН | 25 мин | 1.Выявить особенности сурового климата материка, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением; 2.Углубить познания учащихся об Антарктиде в виде исследовательской работы на уроке. 3.Познакомить учеников с историей открытия | Словесный, объяснительно-иллюстративный | План-конспект, учебник, иллюстрации, презентация | |
Д/З | 5 мин | Стр. 169-172 | словесный | Доска, дневник, тетрадь | |
Закрепление нового материала | 7 мин | Фронтальный опрос | словесный | учебник | |
Подведение итогов | 1 мин | Оценка результатов деятельност, выставление оценок | словесный | Классный журнал | |
Определение перспектив | 2 мин | Рассказ о след. теме | словесный | Учебник, дневник |
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие класса.
Я хочу предложить вам пройти путём одной пропавшей экспедиции и выяснить, какие ошибки были ею допущены, и можно ли было их избежать. Вы, наверное, уже знаете, что ни одной науке не принесено столько жертв, сколько сложено на алтарь географии.
Дело нам предстоит трудное, важное, и поэтому девизом в работе нашей экспедиции пусть будут слова английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Я уверена, что вместе на не остановят никакие преграды, и мы справимся со всеми трудностями.
Начнём с того, что же мы знаем об этой пропавшей экспедиции?
1. Экспедиция отправилась в труднодоступный район земли, который долгое время не могли обнаружить, однако поиски велись многими исследователями.
Давайте и мы пойдём по этому пути.
- попробуйте вспомнить хронологию создания карты материков. (остановиться на Австралии).
-однако сам Джеймс Кук не был уверен, что теперь на карту нанесены все материки, но считал не целесообразным дальнейшие исследования.
Нам прислали запрос из Австралийского музея истории со словами Дж. Кука. Что же говорил он о дальнейших открытиях на земном шаре? (озвучивает ученик):
«Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы».
Итак, какой же ещё южный материк не был открыт, и на это место ученые ещё долгое время ставили знак вопроса?
Так вот, ребята, тема нашего урока сегодня – АНТАРКТИДА,
Изучение нового материала.
-А вы знаете, почему это материк так называется?
Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти» - против, т.е. территория, лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.
Как известно, авторитетное высказывание Дж. Кука, о том, что нет больше земель южнее 50-й широты надолго отвратило желающих исследовать океан.
Однако, это высказывание опровергла русская экспедиция под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, которые на кораблях «Восток» и «Мирный» открыли материк Антарктида, но лишь через 50 лет. Это произошло 28 января 1820 г.
Итак, путешествие русских исследователей началось 16 июля 1819 г., когда корабли покинули порт Крондштадт в Балтийском море. Через 3,5 месяца они подошли к столице Бразилии – г. Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Вскоре показались первые айсберги. Вначале 1820 г. был открыт ряд островов. Плавание было трудным и опасным, но единственным поводом прекратить экспедицию могла служить только смерть, таково было указание правительства России.
И однажды участники этой экспедиции оказались в подобной ситуации – их корабли оказались заточены во льдах (просмотр слайда айсберги) и лишь умелое руководство командиров спасло экспедицию от гибели.
(Записываем имена, названия, даты)
В то время существовали такие законы, что стране-первооткрывателю принадлежала вновь открытая территория, к сожалению, в наше время всё по другому, но мы можем с полным правом гордиться тем, что первыми Антарктиду открыли русские.
Но ещё Джеймс Кук предупреждал:
«Если кто-либо обнаружит решимость и упорство…и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что мру его открытия не принесут никакой пользы».
Однако наша пропавшая экспедиция решила проникнуть в самое сердце материка. Но, что же является центром Антарктиды? Назовите координаты.
Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавшей экспедиции.
- Какой главный фактор будет влиять на выбор одежды, обуви, транспорта, инструментов?
-Ребята, климат играет очень важную роль, поэтому давайте остановимся на нем подробнее.
-Посмотрите еще раз на карту и скажите, где находится Антарктида (работаем с ФГП материка с помощью учителя).
- Антарктиду часто называют:
СТРАНА МОРОЗОВ И ЖЕСТОКОГО СОЛНЦА
ХОЛОДИЛЬНИК ЗЕМЛИ
(видеофрагмент и комментарии учителя)
-Почему же Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?
А теперь давайте подтвердим правильность ваших слов по климатической карте атласа (работа с картами атласа).
- Почему в июле холоднее, чем в январе?
-Почему Антарктиду называют холодильником Земли, ведь есть же ещё и Северный полюс, однако там таких низких температур не наблюдается?
От морозов может даже лопаться роговица глаз и возникать такая болезнь как снежная слепота. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения лёгких, возникает кашель.
- Посмотрите, ребята, при каких условиях проходила экспедиция.
Ещё Антарктиду называют материком
ЛЕДЯНОГО КОНТИНЕНТА
ЛЕДЯНЫМ ПОГРЕБОМ
(видеофрагмент и комментарии учителя)
- Почему же не тают эти льды?
- Отчего двигаются огромные глыбы льда и самостоятельно сползают в океан?
Итак, мы видим, что Антарктида – это страна морозов, льда, жестокого солнца. Тогда какое атмосферное давление здесь образуется? (высокое)
И в связи с этим Антарктиду ещё называют
СТРАНА ПУРГИ
(видеофрагмент и комментарии учителя)
-Ребята, сегодня, прямо к нашему уроку пришло сообщение о погоде из метеорологической службы, которое попросила прислать ваша одноклассница.
К сожалению, некоторые строчки расплылись, и осталось понятным только сообщение о ветре. Давайте зачитаем эти строчки:
«Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека не связанные верёвкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома видны только на расстоянии нескольких метров».
- Ребята, на доске представлены три климатограммы. Выберите из них ту, которая соответствует климату Антарктиды и поясните её.
Итак, Антарктида – это материк
-морозов и жесткого солнца
-холодильник земли
-ледяной континент
-ледяной погреб
-страна пурги
Учитывая всё это, мы можем собираться в путь – на поиски пропавшей экспедиции.
-В какое время года нам лучше отправиться почему?
-Ребята, у меня есть два рюкзака и вещи .Чтобы вы взяли с собой, отправляясь на поиски пропавшей экспедиции? Почему?
Теперь мы готовы отправиться в путь. У нас получилось два рюкзака, которыми воспользовались две разные экспедиции .
Одну из них возглавил норвежский исследователь Руал Амундсен (1872-1928), который заранее решил посвятить себя полярным исследованиям.
Климат Норвегии близок к климату Антарктиды. Это помогло ему в выборе необходимых предметов при снаряжении экспедиции.
В начале антарктической весны 1911 года Р. Амундсен вместе с четырьмя товарищами двинулся в путь. Они ежедневно проходили 30 км по высоте 4000 м. экспедиция Р. Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и легко преодолевала расстояния.
14 декабря 1911 года Руал Амундсен разбил палатку на Южном полюсе и поставил норвежский национальный флаг. Экспедиция Р. Амундсена благополучно вернулась домой.
Второй экспедиции, на поиски которой мы направляемся, не суждено было вернуться. Поэтому давайте попытаемся найти ошибки, которые допустила пропавшая экспедиция.
Вторую экспедицию возглавил англичанин Роберт Скотт. Она отправилась на судне «Терра-Нова» («Новая Земля» из Новой Зеландии).
Достигнув Антарктиды, английская экспедиция высадилась и дальше двигалась на санках, запряженных лошадьми и моторных санях (СЛАЙД).
– Какую ошибку допустили англичане, собираясь в экспедицию? Что случилось с лошадьми и санями? Почему это произошло?
В суровых условиях пришлось двигаться Р. Скотту и его товарищам, но, тем не менее, они не сдавались и продолжали свои поиски. И, наконец, 18 января 1912г. эта экспедиция достигла Южного полюса. Но их ждало разочарование, на полюсе уже стояла палатка, и реял норвежский флаг.
Но, как известно, природа ошибок не прощает, и когда измотанные и уставшие за 79 дней участники экспедиции отправились обратно, силы были уже на исходе.
Двое заболело снежной слепотой, один из путешественников сошел с ума и умер. Но особенно страдал один из них по имени Отс. Он обморозил обе ноги, и каждый шаг доставлял ему неимоверные страдания. Однажды он вышел навстречу пурге и, все понимали, что обратно он уже не вернется.
Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада. Путь им преградила пурга.
Сегодня на уроке у нас есть последнее письмо, которое было адресовано жене, нет, вдове Р. Скотта.
Он писал:
«…мы знали, что идём на риск. Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться проведению, решив дождаться конца…».
Далее следы этой экспедиции теряются. Обнаружили её только через 8 месяцев.
Над телами погибших соорудили большой холм из снега и льда с опознавательным знаком на вершине – большим крестом из красного дерева со словами: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
- Как вы думаете, сейчас можно найти могилу Скотта и его товарищей? Почему?
Впоследствии через много-много лет от ледника отколется айсберг с их телами и как огромный белый парусник отправится в своё последнее путешествие.
В жизни каждого человека бывают сложные моменты, но при любых условиях важно бороться и искать, найти и не сдаваться! Это девиз сильных людей. И пусть эта пропавшая экспедиция была не первой на Южном полюсе, но подвиг капитана Скотта и его спутников до сих пор живёт в памяти людей и является эталоном мужества и отваги.
Закрепление знаний.
– Итак, как вы думаете, почему экспедиции Р.Скотта не суждено было вернуться?
- Какие ошибки они допустили, и был ли шанс спастись?
( Ошибки:- не учли суровые климатические условия; - неправильно выбрали оборудование и средства передвижения).