Оценка трудности водных препятствий
Шивера
Участок русла реки, загромождённый беспорядочно разбросанными камнями, частично выступающими из воды. В водном туризме шиверы являются препятствиями средней сложности.
Шиверы характеризуются длинной, перепадом уровней воды, категорией сложности.
Шивера. Магаданская область. Фото Алексея Лапина.
Перека́т — мелководный участок русла реки.
Обычно перекат сложен рыхлыми отложениями (аллювием), пересекает русло и имеет вид вала: с пологим скатом, обращенным против течения, или с крутым скатом, обращенным по течению.
Перекат образуется в результате неравномерного размыва русла водным потоком и отложения наносов. Перекат часто встречается в местах расширения русла реки, близ устьев притоков. Над перекатами поток теряет свою энергию. Как правило, по течению меандрирующей реки перекаты регулярно чередуются с плёсами.
По ориентации относительно русла различают обычные (прямые), дурные (косые) перекаты и перекаты-россыпи.
Су́водь — вращательное движение воды в реке за выступом берега, вдающимся в русло (под нижним плечом яра, под крутым, выступающим в реку рынком гор, крупной высыпкой и т. п.). В народе также называется у́ловом.
У правого берега вода в суводи вращается по часовой стрелке, у левого — наоборот. Суводь также может возникать за искусственным сооружением (например, опороймоста), которое
При больших размерах суводи (десятки метров в диаметре) вращение воды в ней происходит достаточно плавно, поэтому издали она может быть малозаметной. Суводь небольших размеров (до нескольких метров в диаметре) с большой скоростью вращения воды образует хорошо видимую воронку, и чаще называетсяводоворотом (в ряде местностей — омутом).
Для тяжелых судов, длина которых значительно превосходит размеры суводи, само движение воды не представляет серьезной опасности, однако возможно столкновение с плавающими во вращающемся потоке предметами, опасное из-за разницы в скоростях движения.
На судно, длина которого сравнима с размером суводи, при попадании в нее воздействуют разворачивающие моменты, противоположные по направлению и приложенные к носовой и кормовой частям, отчего судно за короткое время может быть развернуто на значительный угол. Такие суводи рекомендуется проходить на повышенной скорости.
Легкие суда, длина которых значительно меньше размеров суводи, могут быть затянуты в круговое движение. В этом случае рекомендуется обеспечить ровное положение судна и, двигаясь на малой скорости во вращающемся потоке ближе к внешнему краю суводи, при подходе к зоне основного течения постепенно увеличивать скорость, выходя на стрежень.
Слив
Слив (водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Трудными для прохождения являются крутые высокие сливы (более 45°), сравнимые по высоте с длиной судна. Самые красивые, но в тоже время и опасные - водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Сами по себе встречаются редко, практически всегда в сочетании с другими препятствиями – валами и бочками.
Валы
Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Бочки
Бочки - пенные ямы, котлы - образуются в месте падения воды с крутых сливов. Их главная опасность в сильной вертикальной циркуляции, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть.
Порог
Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.
Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.
Оценка трудности водных препятствий
Категория трудности
Характеристика препятствия
Характеристика линии движения
Легкое препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов I к.с.
Не требуется выбора линии движения и разведки.
Простое препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов II к.с.
Линия движения видна с воды.
Препятствие средней трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локальными сливами и валами со спокойным участком на выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с.
Линия движения видна с воды, легко выдерживается.
Сложное препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами 1-1,5м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с.
Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.
Очень сложное препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные «бочки», сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями IV к.т препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов V к.с.
Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.
Сверхсложное, опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий V к.с. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие маршрутов VI к.с.
Линия движения неочевидна, сложна, иногда не просматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страховкой, для которой часто требуется горная техника.
6*
Сверхопасное препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к.с и маршрутов экстракласса.
Имеет единичные случаи прохождения.
Примечание:
В лоциях и технических описаниях препятствий указывается категория их трудности.
Таблица 2 Требования к категорийным маршрутам по протяжённости и продолжительности
Виды туризма и характеристики маршрутов | Категории сложности походов | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Продолжительность маршрута в днях (не менее) | ||||||
Протяженность маршрута в км (не менее): | ||||||
Пешеходных | ||||||
Лыжных | ||||||
Горных | ||||||
Водных | ||||||
Велосипедных | ||||||
Мотоциклетных | - | |||||
Автомобильных | - | |||||
Парусных | - | |||||
Конных | - | - | - | |||
Количество пещер для спелеопоходов | 4-5 | 1-2 | 1-2 | 1-2 |
1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.
1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов -- не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.
1.11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.
В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.
К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).
Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.
1.12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.
1.13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.
1.14. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.
1.15. При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ.
Рис. 12