Проблема ориентированности на коллектив
Проблемы учителя-помощника связаны с ориентированностью на коллектив, так как норма помощника является коллективной, и в ней исходно не уживаются дети-неколлективисты.
Модификацией этой проблемы является вариант, когда в классе несколько коллективов. Тогда, втягиваясь в один коллектив, учитель не может быть в другом, и для другого коллектива учитель-помощник не является таковым. Учителю же, предложившему дружбу одному коллективу, сложно перейти в другой.
Суть проблемы ориентации учителя на коллектив состоит в том, что на уроках учителя-помощника дети получают коллективный стиль проведения занятий. Он эффективен и комфортен, но с этим учителем; смена учителя вызывает кризис; смена учителя и нормы препятствует использованию сформированного типа ученика.
Таким образом, учитель-помощник должен заботиться о классе-коллективе в перспективе, или он должен подумать о том, что станет с коллективом, если учитель сменится. Такая забота накладывает определенные ограничения на поведение учителя, т. е. он уже не может делать коллектив с собой в центре.
Итак, можно интерпретировать проблему ориентации учителя на коллектив в проблему выживания коллектива. Эта проблема имеет два аспекта: во-первых, живучесть детского коллектива в присутствии учителя («выживание при» учителе), во-вторых, живучесть коллектива после смены учителя («выживание после» учителя).
Проблема «выживания при» связана с соотношением: коллектив с учителем и без учителя. Если учитель поместился в коллектив, все зависит от того, насколько живуч естественный детский коллектив, был ли он до прихода учителя.
Вообще учителю-помощнику несвойственно разрушать старые коллективы. Однако готов ли такой коллектив принять учителя? Готов ли принять на чужое место, если коллектив создан предшественником помощника?
Коллектив в контакте с учителем-помощником должен сменить ориентацию на учебу, что противоречит направленности коллектива неформального, складывающегося на уроке опекуна.
Так или иначе коллектив сталкивается с учителем. Появление учителя-помощника в классе нарушает прежние личностные связи, Если детский коллектив достаточно живуч, то дети, после того как они поработали с учителем, начинают релаксацию и освобождение от учителя. Это необходимая стадия привыкания. Если естественный детский коллектив недостаточно живуч, то возникает псевдоколлектив, в котором идут конфликты, дети начинают враждовать. Учитель коллектив разрушил.
Если коллектив разрушается, то норма помощника начинает очень сильно напрягать как детей, так и учителя. Ранее существовал коллектив, помощник входит в коллектив. Теперь этот коллектив исчез, и прошлый коллектив «вешается» на помощника, чаще всего на учителя, так как норма задается преимущественно им.
Учителю становится неимоверно тяжело работать в этой норме, где коллектив естественный исчез. Получается очень мощное психологическое напряжение, возникающее у конкретного учителя, хотя он не видит причины такого стресса, в который попадает.
Следовательно, главная задача учителя-помощника состоит в том, чтобы не ломать границы коллектива, а применять их. Иногда стремление к помощи у учителя чрезмерно и разрушает коллектив. Помощник оказывает помощь как опекун. Дело в том, что опекун требует расплаты за помощь – сам коллектив становится опекаемым.
Помощник, превращающийся в защитника, становится опекуном в коллективе. Это одна из самых распространенных ошибок учителя-помощника, но это происходит из-за того, что учитель является учителем: он должен не общаться, а учить. То есть сам процесс обучения, понятый формально, провоцирует на названную ошибку.
В случае формирования начального класса, когда дети приходят знакомиться с учителем на урок и не знают друг друга, помощник попадает в ситуацию возникновения коллектива, тогда он, как член коллектива, на равных правах создает его вместе с детьми. В этом случае учителю легче войти в коллектив, но ломается такой коллектив с уходом учителя быстрее.
Лучший результат работы учителя-помощника состоит в том, что за два-три года складывается ученический коллектив, нацеленный на учебу, – это лучшее, что возможно в школе.
Помощник и его сценарий
Итак, помощник должен соблюдать границы коллектива, иначе естественный коллектив разрушится и станет коллективом помощника, и дети «повиснут» на ответственности учителя.
Следует отметить, что учителю-помощнику тяжело соблюдать меру. Вначале идет период знакомства в неадекватных отношений (из-за неопределенности понимания между членами класса и необычности для детей таких отношений). Затем наступает опасность борьбы учителя с псевдоучеником, наконец, на финише. Когда учитель в коллективе, он может (из-за необходимости учить детей) нарушить границы коллектива и разрушить его естественное состояние. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что помощник в своих стратегиях определен самим коллективом, что в сценарии «Помощник» существенную роль играет сценарий «Коллектив».
Более подробно механизм сценария учителя помощника будет рассмотрен на примере тенденций развития коллектива во вторичном сценарии «Коллектив».
Девиз помощника: «Обеспечить каждому его шанс». К оценке отношение учителя-помощника либеральное, ее можно исправить: «если не ответишь – завтра сдашь»; «останься после уроков, я тебе объясню». У помощника возникает «обратимость» оценки, так как оценивать не его стиль. Помощник подсказывает, предлагает другое задание. Для учителя-помощника не существует окончательного решения по поводу знаний ученика.
Учитель-помощник все берет на себя, ситуации и проблемы сопереживает с детьми и смешные случаи отрабатывает на себе. Он актер для детей (для сравнения: учитель-опекун – для публики, обществ; учитель-хулиган – актер для себя, это его самоутверждение, коллекционер – для собственного идеала, в форме модели процедуры).
1.4. «Хулиган»