О работах и трудах ительменов и о потребных для того инструментах и приемах
При постройке жилищ мужчины являются плотниками, женщины же исполняют кровельные и обойные работы. Очень проворно срезают они траву костяными серпами, сделанными из лопаток медведей, и травой этой покрывают как свои юрты, так и балаганы; внутри жилья они обвешивают стены и покрывают пол всевозможными соломенными циновками. Во время рыбной ловли женщины совместно с мужчинами исполняют работу гребцов в лодках; мужчины рыбачат, а женщины разрезают рыбу на куски и очищают ее от внутренностей, развешивают ее, сушат на шестах и собирают высохшую, а также икру. В этом им помогают дети и старики, обычно те, которые не могут работать. Заготовленные запасы отдаются на сохранение и в распоряжение тех же стариков.
Дома муж -- повар, приготовляющий пищу для людей и собак; он строит нарты, лодки, заготовляет невода, капканы, рыбачьи сети; кроме того, он подвозит топливо и отправляется на промысел, разнообразные виды которого были уже описаны в главе о животных. Промысел дает ительменам возможность платить ясак, а на доход от остальных работ они содержат и одевают свою семью и приобретают всевозможную домашнюю утварь: ножи, топоры, котлы, оловянную посуду.
У женщин, помимо воспитания детей, такое множество разной работы, что у них приходится признать гораздо более развитый ум, чем у мужчин; это и подтверждается на деле. Так, например, женщины:
1) заготовляют весь запас рыбы, за исключением так называемой "кислой" рыбы, или корма для собак: эту зловонную работу они предоставляют мужчинам;
2) собирают до сотни видов различных семян, кореньев и трав, служащих отчасти лечебным целям, отчасти зимнею пищею;
3) с большим трудом собирают и заготовляют ительменский чай, или кипрей {Из стеблей или волокон кипрея ительмены на Камчатке изготовляют также большие сети, в которые ловят не только рыбу, но и тюленей, и крупных лавтагов3; впрочем, эти сети должны пролежать сутки в воде, раньше чем их пустить в ход, чтобы они стали прочными и не рвались. В противном случае, ими не поймаешь даже рыбу, так как они порвутся или поломаются. -- Прим. Стеллера.}, в количестве, не только достаточном на круглый год, но и значительно большем для одаривания русских друзей, а также для продажи; на вырученные за него деньги они покупают портняжный и сапожный инструмент, иголки, шила, ножи, ножницы, шелк и холст;
4) заготовляют сладкую траву, которая служит для гонки водки; так как пуд ее казною оплачивается 4 рублями, а в некоторых острогах ее заготовляется от 40 до 60 пудов, то продажа этой травы является очень выгодною статьею в их хозяйстве;
5) надергивают крапиву, сушат и разматывают ее, а затем с большим трудом прядут из нее пряжу. Их прядение вполне совпадает со способом изготовления сапожной дратвы. Несмотря на трудность и медленность этой работы, им удается все-таки запастись пряжей в необходимом количестве не только для изготовления рыбачьих сетей, но и для продажи. Ежегодно они продают столько этой пряжи, что вполне удовлетворяют спрос на нее со стороны населения Курильских островов, мыса Лопатка и русских острогов, потому что казачки этой работой себя не утруждают, да и на пространстве от Большой реки до Лопатки крапива уже не растет1;
6) собирают полный на зиму запас четырех сортов ягод, а именно: жимолости, брусники, шикши и морошки;
7) собирают и сушат заменяющую им хлеб всевозможного рода сарану и обкрадывают при этом мышей;
8) в огромном количестве собирают трех видов траву для зимних поделок и изготовления из них разного рода соломенных циновок2;
9) собирают gramine Cyperoides и путем расчесывания изготовляют траву эхей, заменяющую им необходимые зимою полотно и чулки.
Наконец, они осенью собирают всякие коренья; зимние их работы также очень разнообразны, а именно:
1) они прядут пряжу;
2) из трав они изготовляют разные соломенные циновки, мешки, плетут различные корзины и ящики для хранения запасов;
3) исполняя роль кожевников, они следующим образом подготавливают собачьи и оленьи шкуры для пошивки из них одежды: садясь, они кладут себе на колени кусок дерева, напоминающий формою станок седельщика, и на нем скоблят шкуры кристаллом, вставленным посредине двух палок {a, b -- пачки, c -- кристалл. -- Ред.}4, водя этим прибором взад и вперед по шкуре; затем они толкут рыбью икру или жуют ее, выплевывают на кожу и складывают кожи вместе на несколько дней в угол юрты, чтобы там произошла ферментация и икра впитала в себя жиры. Потом они соскабливают ее тупою железкою, которую они сами выковывают холодною ковкою из старых котлов, растягивают кожу вместо кристалла на стенке между двумя палками, чтобы она стала гладкою, и после этого руками мнут ее до мягкости. Для последней операции они пользуются крепко привязанным наверху к бревну деревянным крюком, соединенным с помощью ремня с их ногою. Подниманием и опусканием ноги они водят крюком по коже, подвергнув ее предварительной вышеуказанной обработке;
4) они красят кожу ольховою корою, как было описано выше;
5) после этого они превращаются в портних {Для своего портняжничества они пользуются особо заостренными ножами, которые русские называют бабьими ножами; когда такие ножи притупляются, они чрезвычайно проворно точат их на своих собственных зубах, что выглядит очень комично. Свои каменные ножи и наконечники стрел ительмены раньше изготовляли при помощи костяного прибора, напоминающего алмаз наших стекольщиков, которым они пользуются при резке стекол. Придав таким образом камню надлежащую форму, туземцы обтачивали их камнями же5. Для покрытия рыб они выделывают ножи из звериных ребер, которые они оттачивают на камнях. Дрова же они кололи таким образом, что колотили одно полено о другое, и в этом деле, несмотря на наличие у них топоров6, они все еще остаются такими мастерами, что ни один русский не сумеет в этом поспорить с ними, разве что понапрасну отобьет себе руки. Если до прихода русских какой-нибудь островитянин раздобывал себе кусок черного железа длиною в два-три вершка и похожий на нож, то он считал его особым богатством и так кичился им, что выставлял его на шесте перед своим жильем, чтобы показать прочим соплеменникам свое значение и богатство. Жители другого острова охотно отдавали двадцать морских бобров за одну старую японскую саблю и считали свою сделку чрезвычайно для себя выгодною. Такие сабли они до сих пор носят в особо торжественных случаях и по праздникам и при приветствии причудливо размахивают ими. -- Прим. Стеллера.} и приступают к шитью всякого рода одежды: парок, кухлянок, лифов, штанов и перчаток.
И нужно им отдать справедливость: они делают чрезвычайно мелкие и прочные швы, а кроме того, они большие искусницы и артистки в вышивании шерстью, шелками и волосом северных оленей. В шитье и вышивании они нисколько не уступали бы самым видным европейским мастерицам, если подвергнуть их хоть наималейшему в этом деле обучению, раз такие работы удаются им так хорошо, когда они руководствуются в них только собственною небогатою фантазиею. Для вышивания они теперь пользуются иголками китайскими или европейскими с очень мелкими ушками. Раньше они шили иглами из собольих костей, потом крупными железными японскими, которые и были их первыми железными предметами. От японского обозначения иглы -- "зюзе" ительмены прозвали японцев зюземенами, игольщиками. Если игла у них ломается, они очень ловко вновь оттачивают конец ее, если же сломается ушко, они раскаляют иглу на огне, затем ковкою возвращают ей первоначальную форму и просверливают с помощью другой твердой иглы и деревянной дрели новое ушко, так что поправленная игла может служить по-прежнему. Нитками им в прежнее время служили крапивная пряжа или волос с шеи северного оленя; нитки они выделывали также из жил северных оленей и китов: жилы эти они высушивали и размягчали деревянными колотушками, после этого они размачивали их в холодной воде и придавали им таким образом большую тонкость {Клей они варят из кожи рыбы каики, или кеты, равно как из кожи других рыб. -- Прим. Стеллера.};
6) они выступают еще в роли сапожников, изготовляя всякого рода обувь. Их способ приготовлять кожу я уже описал, говоря о тюленях, равно как сообщил там и об их приемах при окраске кожи. Тюленью шерсть они выкрашивают в красный цвет брусничным соком с некоторою примесью квасцов или каменного масла8. Все это варится с ольховою корою, и таким образом получается огненно-красная краска, как от sanguis draconis (драконовой крови);
7) они являются также и скорняками, отделывая собольи и лисьи шкуры, из которых многие вывозятся для продажи. Обрабатывают они этот мех гнилым деревом, удаляющим из него жир;
8) медицинская и хирургическая наука также находит своих исполнительниц, но только среди ительменских сивилл.
О стирке одежды им раньше было известно столько же, сколько об омывании тела, лица и рук. В настоящее же время они являются большими ее любительницами, без мыла умеющими так чисто стирать холст, как не умеют делать это сибирские крестьянки при помощи мыла.
Двадцать девятая глава