Персонажные ряды в календарно-возрастной схеме ритуала
Переход | ||||||||
Начальное Конечное | Д – П | П – М | М – С | С – Д» | Д» – П» | П» – М» | М» – С» | С» – Д |
Карающие Поручающие | М – С | С – Д» | Д» – П» | П» – М» | М»-С» | С» – Д | Д – П | П – М |
Испытывающие Помогающие | Д» – П» | П» – М» | М» – С» | С» – Д | Д-П | П – М | М – С | С – Д» |
Преследующие Скрывающие | М» – С» | С» – Д | Д – П | П – М | М-С | С – Д» | Д» – П» | П» ‑М» |
Переходы: 1) инициация, 2) свадьба, 3) старость, 4) похороны, 5) потусторонняя инициация, 6) потусторонняя свадьба, 7) старость, 8) рождение.
Возрасты: Д – дитя, П – парень, М – мужик, С – старик, « – потусторонний возраст.
Фантастика
1. Пояснительная записка к спецкурсу «Фантастика»
1.1. Актуальность. Актуальность курса «Фантастика» связана с тем, что этот жанр литературы пользуется растущим интересом как у детей, так и у взрослых. Занимательность фантастических произведений позволяет приблизить освоение художественной литературы к интересу ребенка и подать нетривиально, с позиции проблемы естественно-научные знания.
Фантастика является жанром популяризации научного знания, и поэтому может использоваться для преподавания научно-технической информации. Фантастика имеет высокохудожественные творения, на которых необходимо исследовать ее как художественную литературу.
Фантастика занимает особое место в современной культуре в плане рождения нового подхода в отношении к миру, нового способа восприятия науки и техники в современной цивилизации. Неслучаен в последнее время переход фантастики от техники к жанру «фэнтези» (мистической фантастики), в котором на первом плане возможности и место человека. Фантастика является самым популярным жанром современной литературы, и поразительно, что в школе нет такого предмета.
1.2. Цели и задачи курса: задать ориентацию и направить чтение учеников; знакомство с лучшими произведениями фантастики; знакомство с фантастикой как характерным для современного общества феноменом; освоение с помощью фантастики принципов нового переосмысления науки и культуры, новых научных методов, общего изменения направления развития современной цивилизации; освоение навыков работы с художественными текстами, способов их восприятия; согласование интереса ученика и программы; освоение навыков работы с информацией, новыми методическими средствами (телевидение, компьютерная графика).
Разные ученики выбирают разные произведения, что позволяет создать разницу информации на уроке и использовать эту разницу в организации диалога учеников. Так что курс ставит задачу развития диалогового мышления, развития коммуникативных способностей.
1.3. Специфика курса. Курс является интегральным по содержанию. С одной стороны, фантастика – явление художественной литературы, есть фантастические произведения высокохудожественного уровня, и на них можно изучать художественную литературу. Кроме того, фантастика – необычайно динамичный жанр. Буквально за столетие она от популяризации науки прошла путь до художественного переосмысления культурного наследия различных культур. С другой стороны, фантастика стремится показать иные миры, сконструированные последовательно и наукоподобно объяснимые. Фантастика в этом плане является инструментом социального и технического прогнозирования и моделирования. Изучение фантастики позволяет по-новому подойти к естествознанию, к знаниям науки как к проблеме, «верифицировать» их.
Фантастика являет феномен синтеза художественного и научного и характерна для современности, в которой этот сплав становится все шире и шире. Поэтому фантастика, отражая тенденции современного искусства и науки, является хорошим испытательным и подготовительным «полигоном» для вхождения в мир современной культуры.
По мере преподавания фантастики и получения учениками представления о мире фантастики курс строится по выбору учеником тех произведений, которые он будет изучать.
Учитель на курсе фантастики отходит от жестко заданной программы в смысле перечисления тем и произведений, которых должны освоить ученики.
Курс предполагает специфические формы и методы занятий и, следовательно, специфические формы контроля.
1.4. Методы и формы. Автор стремился воплотить методы и форму курса в самой его структуре, чтобы сам ученик по прошествии курса мог бы эти методы осознать.
Курс в его развитии состоит из следующих методических блоков: 1. Видеоуроки с показом фантастических фильмов и составлением сюжетов просмотренных фильмов. 2. Чтение коротких рассказов на уроке. 3. Рассказы-беседы по произведениям и авторам. 4. Конференции по авторам и произведениям, по книгам, распределенным между учениками (в том числе: знакомство с «коллекцией сюжетов» и работа над пополнением коллекции. Технология конференции описана в «Дневнике эксперимента» и «Годе Семейной школы»). 5. Развитие навыков работы на курсе фантастики. 6. Лекционная часть (в том числе: анализ фантастических произведений; линии развития фантастики; место фантастики в современной культуре. Подробнее в работе автора «Фантастика»).
1. Список фильмов по фантастике пополняется: см. «Каталог фильмов».
2. Короткие рассказы взяты из сборников. Вариант задания: набивка рассказа и распечатка его. Задание: дети ищут рассказ, который описывает динамичное, интересное событие или фантастический парадокс, загадку с ограничением на размер.
3. Рассказы-беседы.
Воздействие в плане рекомендаций «что читать», в плане рассказывания недавно прочитанных учителем новых книг, в плане рассуждения о давно прочитанных книгах или ассоциациях событий с моментами книг необходимо постоянно.
Беседы ставят целью ознакомление с фантастикой, для создания первоначального базиса знаний по фантастике, а потом направление ученика.
4. Конференции проводятся по следующим новейшим западным авторам: Р. Хайнлайн, У. Ле Гуин, Фармер, А. Азимов, Г. Гариссон, А. Кларк, Кл. Саймак, Р. Бредбери, А. Нортон, Р. Желязны, Дж. Толкиен, Лао Ши, К. Абэ, К. Воннегут, Фостер, Говард, Гамильтон, С. Лем, П. Андерсон, Ф. Херберт, Карсак.
Советские и русские авторы: А. и Б. Стругацкие, И. Ефремов, К. Булычов, О. Ларионова, и другие. Особую группу составляют авторы, изучаемые в контексте истории фантастики: Г. Уэллс, К. Циолковский, А. П. Казанцев, Ж. Верн, А. Конан-Дойль, К. Чапек и другие. Трудно ориентироваться без такого пособия в море фантастики, издаваемой в последнее время.
5. «Коллекция фантастики» выявляет основу методики коллекционного типа. Произведение сюжетируется, так чтобы кто-то познакомился с содержанием, а кто-то понял, будет ли ему интересно читать данное произведение. Одновременно учащийся начинает понимать, почему он читает то, а не другое.
Содержание фантастического произведения может быть воспринято учеником в разных формах: просмотр фильма, рассказ о произведении, чтение произведения, чтение сюжета произведения. Причем сюжет в «Коллекции» может быть узнан разными способами. Кроме сюжета, где пересказывается содержание, есть сюжет конспект ситуаций (навык выделения ситуаций ученик осваивает при составлении сюжета фантастического видеофильма), есть сюжет-словарь, где приводятся основные космологические концепции автора или художественные характеристики, есть словарь героев, где дано краткое описание персонажей в событиях произведения и ученик может восстановить содержание только по словарю. Есть эмоциональный конспект, в котором его составитель выражает то, что ему понравилось в произведении, есть схема произведения, по которой можно анализировать место, время, мотив произведения.
Работая с разными формами вычленения информации в «Коллекции», можно предложить ученику «обратный путь» не в сторону составления конспекта, а от конспекта к написанию произведения.
При составлении сюжета предусматривается коллективная работа, дабы сюжет, написанный одним, был понятен другим, и не читавшим это произведение. Особенно большой эффект производит чтение конспекта учеником после значительного перерыва, когда он буквально не узнает произведения, так что работа с сюжетом не должна быть разовой и окончательной.
Дети с удовольствием читают фантастику, и это позволяет увлекать их в рамках школы чтением, привязывая к нему иные методы работы, т. е. чтение фантастики позволяет расширить методику освоения навыков переработки информации.
6. На основе получения учеником первоначального представления о фантастике начинается лекционный курс, который ставит своей целью познакомить ученика с тенденциями развития фантастики, местом ее в современной культуре, историей развития.
Рассмотрим основные моменты программы в ее лекционной части. Анализ фантастических произведений ставит задачу выявить сюжетные, ролевые, художественные и логические особенности жанра. Проводится на анализе следующих произведений западной фантастики: «Дюна» Ф. Херберта, «Чужак» Р. Хайнлайна.
Анализ касается особенностей национальных форм фантастики, через сравнение авторов английских, китайских (японских), американских и французских с русскими. Анализ касается истории развития фантастики от научно-популярной с фундаментом возможной достоверности к современной «фэнтези» с мистическими увлечениями. Анализируется направление мистической фантастики, жанр фантастики ужасов и слияние фантастики со сказочной атрибутикой, особенно бритской мифологии. Особое место тут занимает творчество Р. Желязны, который в своих произведениях пересказывает на фантастический лад мифологию разных стран и эпох: «Порождения света и тьмы» – мифология Египта, «Князь света» – индуистская мифология, «Хроники Амбера» – мифология бриттов. В этой эволюции особое место и роль принадлежит Дж. Толкиену и его трилогии «Властелин колец». Особое внимание уделяется влиянию на американскую фантастику Хайнлайна. Прослеживается воспроизведение его сюжетов в произведениях других авторов.
Анализируются произведения Хайнлайна. Здесь автор описывает собственную точку зрения. Секрет удивительной «читабельности» фантастики Хайнлайна: в особой детективной форме развертывания сюжета, которую мы называем «Петли Хайнлайна». Кратко, суть петель в том, что Хайнлайн дает описание событий с разных точек зрения: тут есть герой, который понимает все сразу, и его попутчик или помощник, который не понимает всего сразу, и читатель ассоциирует себя с вторым персонажем. Затем, когда многое для читателя проясняется, события разворачиваются дальше, и уже все понявший герой-помощник сталкивается с непониманием, которое он вначале имел сам. Ситуация воспроизводится «наоборот». Теперь уже и понявший читатель сталкивается с непониманием, которое было вначале книги у него самого.
Все это анализируется на примере самого значительного произведения Хайнлайна «Чужак». Кстати, в этом анализе демонстрируется применение сюжетов и конспектов для анализа и фиксации ситуаций романа.
В плане анализа художественной стороны фантастики за основу берется теория, разработанная в работах М. М. Бахтина. Возможно проведение игр и классификации систем конспектов, а также классификации произведений фантастики по этой системе: какой диалог увлек и является главным в произведении (диалог героя, писателя с читателем, автора с героем, автора и ученого, критика и автора).
1.5. Рекомендации. В начальных классах рекомендуется показ мультфильмов, затем детективных фильмов, в старших – фильмов с глубинным смыслом. Форма поиска рассказа рекомендуется для работы с детьми с выраженным игровым интересом. Примером рассказа является – Нельсон «В восемь утра», К. Воннегут «Обмен разумов», Г. Уэллс «Машина времени», О. Ларионова «Кольцо королей».
В развитие этой формы составляется коллекция сюжетов, которая к началу 1995 г. составляла 550 произведений, 86 авторов (см. «Коллекция фантастики», выпуск 1 – 6).
Форма конференции в основном ориентирована на малоувлекающихся фантастикой учеников. Здесь рекомендуется тактика погружения в выбранного автора (чтение серии произведений конкретного автора).
В ходе освоения курса учащиеся должны улучшить свои навыки в плане знакомства, переработки информации; расширить кругозор в мире современной культуры, научиться нетривиальному способу анализа художественных произведений и научных проблем; получить знания о тенденциях развития цивилизации Запада и современной культуры и эволюции средств массовой культуры.
1.6. Учебно-тематический план. Часы: 1-й класс – 1 ч в неделю, 31 ч в год; 2-й класс – 1 ч в неделю, 31 ч в год; 4-й класс – 1 ч в неделю, 31 ч в год; 7-й класс – 1 ч в неделю, 31 ч в год; 9-й класс – 2 ч в неделю, 62 ч в год; 11-й класс – 2 ч в неделю, 62 ч в год.
1.7. Формы контроля. Помимо общепринятых форм контроля на курсе необходимо использовать формы, связанные с его методами и формами: анализ фильма, написание его сюжета по ходу просмотра, затем соединение анализа и просмотра; навыки в коммуникативном диалоге, искусство передачи и понимания информации от другого ученика; создание «читабельного» (и понятного другому) конспекта и сюжета произведения, в том числе для читавшего это произведение и для нечитавшего; передача в изложении сюжета и романа своего отношения и своих эмоций по поводу произведения; навыки «сворачивания» и «разворачивания» произведения в сюжет и сюжета в произведение; контроль в использовании новых средств обучения: составление графических конспектов.
Учебно-тематический план
Тема | 1-й класс | 2-й класс | 4-й класс | 7-й класс | 9-й класс | 11-й класс |
1. Развитие технологии 2. Эволюция фантастики 3. Авторы 4. Анализ произведений 5. Отличия сюжетов 6. Сюжеты фильмов 7. Фэнтэзи 8. История фантастики 9. Конференция по книгам известных фантастов 10. Просмотр фильмов 11. Чтение произведений |
Обоснование тематического плана
Первой стадией в изучении фантастики является знакомство с нею, которое проходит в младших и средних классах. Вместе со знакомством с фантастикой ученики осваивают и новые методы получения и переработки информации.
После анализа произведений и знакомством с направлениями фантастики следует философская часть лекционного курса по фантастике: ее место в культуре современности, тенденции развития фантастики, ее история, источники, направления, перспективы. Такая направленность характерна для уровня курса в средних классах.
В старших классах больше внимания уделяется философской, технологической, художественной подоплеке пути и места фантастики в современной культуре. Здесь автор развивает собственную концепцию о роли фантастики в технологической цивилизации и ее функциональной направленности в контексте развития истории технологии: формировании нового звена системы машин, а именно – творческого (выделяются двигательное, рабочее, передаточное и информационное).
Содержание курса
Ниже проводится технология проведения курса. Конкретный фильм или рассказ для чтения, набор авторов или выбор книги для обсуждения на конференции производится учеником из набора «Коллекции фантастики» или просмотренных теле- и видеофильмов. Поэтому описание содержания касается течения уроков. Главное здесь последовательность работы с информацией.
1, 2 и 4-й классы.
Часть 1. Ознакомительная. Просмотр видеофантастики. Дважды.
1. Просмотр фильма.
Пауза при переходе от одной ситуации к другой...........................5
2. Составление и анализ сюжета………………………………….…..2
3. Обсуждение и рассказ про аналогичные сюжеты………………...2
4. Фантазирование продолжений………………………………….....2
5. Повторение сюжета по краткому и подробному варианту……...2
6. Выводы по составлению сюжета.
Анализ ошибок в составлении.......................................................2
Часть 2. Ознакомительная. Чтение фантастического рассказа.
1. Чтение и паузы в переходах между ситуациями………………….1
2. Составление и анализ сюжета.....................................................1
3. Коллективное обсуждение и вспоминание других вариантов…..1
4. Интерпретация автором смысла произведения…………………...1
5. Написание окончательного сюжета.............................................1
6. Продолжение произведения, изложение или сочинение
на свободную тему по поводу произведения………………………...1
7-й класс.
Часть 1. Ознакомительная. Просмотр видеофантастики.
1. Просмотр фильма.
Пауза при переходе от одной ситуации к другой............................6
2. Составление и анализ сюжета……………………………………....1
3. Обсуждение и рассказ аналогичных сюжетов……………………..1
4. Фантазирование продолжений....................................................1
5. Повторение сюжета по краткому и подробному варианту……….1
6. Выводы по составлению сюжета.
Анализ ошибок в составлении………………..…………………….....1
Часть 2. Ознакомительная. Чтение фантастического рассказа.
1. Чтение и паузы в переходах между ситуациями…….…………….1
2. Составление и анализ сюжета……………………………………....1
3. Коллективное обсуждение и вспоминание других вариантов…...1
4. Интерпретация автором смысла произведения…………………….1
5. Написание окончательного сюжета………………………………...1
6. Продолжение произведения, изложение или сочинение
на свободную тему по поводу произведения...................................1
Часть 3. Итоговая.
1. Анализ способов составления сюжетов…………………………….3
2. Рассказы по истории фантастики. Как менялось представление людей о других мирах. Гипотезы обитаемости, варианты разумной жизни. Интерпретация инопланетян и летающих тарелок………………………………….3
3. Конференции по авторам (Хайнлайн, Нортон, Азимов). Дети рассказывали о том, что другие не видели. Ставилась задача адекватности передачи информации...............................................................................................5
Для подготовки к конференции ученик должен был по выбранному фильму сделать тот же, что и в ознакомительной части круг составления сюжета самостоятельно. Консультации.................................................................3
9 и 11-й классы.
Ознакомительная часть шла по аналогичному сценарию.
Просмотр фильмов........................................................................16
Чтение рассказов.............................................................................6
Обобщение сюжетов......................................................................16
Лекционная часть:
- анализ творчества Хайнлайна………………………………………...4
- элементы истории техники (ракетной, типы двигателей, переноса материи)………………………………………………………………………...2
- элементы истории фантастики (исследовательская, гипотетичная и фэнтези – три этапа и примеры)………………………………………………….10
Три этапа развития фантастики (этап настройки читателя на науку, или этап популяризации; этап создания фантастикой правдоподобных миров; этап акцентирования на «человеческом факторе»). Специфика современного этапа (творческое звено машины и ассимиляция прошлых культур в культуру западной цивилизации).
Итоговая часть. В форме конструирования мира и мифа фантастики и игры по этой конструкции для малышей.....................................................4