Методики оценки конкурентоспособности
Критерии, используемые для проведения оценки
Суть оценки состоит в определении того, насколько исследуемый продукт соответствует потребностям потребителя. Поэтому для получения объективных данных необходимо использовать те же критерии, которыми руководствуется покупатель при выборе определенного товара. Таким образом, определение критериев считается одним из основных этапов оценочного процесса.
Потребительские критерии напрямую связаны с качеством товара, то есть совокупностью характеристик, дающих ему возможность как можно полнее удовлетворять покупательские потребности. Критериями качества являются параметры, при помощи которых устанавливается определенная потребность и возможности для ее удовлетворения. Среди них различают следующие параметры:1)назначения, 2)эргономические, 3)нормативные, 4)эстетические.
Под экономическими критериями подразумевается стоимость товара и возможность получения на него скидки. На формирование цены влияет величина производственных затрат и расходов на реализацию. Необходимо отметить, что конкурентоспособность товара предполагает использование различных групп цен: закупочной, реализационной и потребительской.
Закупочная цена формирует предпочтения на товары производственного назначения у производителей продукции. Реализационная цена устанавливается на услуги и готовую к употреблению продукцию, для использования которой не требуются дополнительные затраты. Потребительская цена включает в себя реализационную стоимость товара и расходы на его транспортировку, хранение, уход, энергозатраты и т. д. Потребительская цена используется для формирования стоимости технически сложных товаров, одежды, обуви и т. д.
Методики оценки конкурентоспособности
Для определения уровня конкурентоспособности товара используются несколько методик. Наиболее популярной считается методика по объему продаж. Ее сущность заключается в измерении уровня продаж. Если товар конкурентоспособен, то он пользуется спросом у покупателей, что соответствующим образом увеличивает количество заключенных сделок. Также эта методика использует и другие параметры, например, динамику заключения розничных договоров.
Метод анализа потребительских характеристик предлагает выявлять мотивы покупателя. Для этого необходимо определить характеристики, которые делают товар полезным для потребителя. В результате устанавливается основной мотив по каждому продукту. В дальнейшем наиболее важные для потребителя характеристики ложатся в основу для исследования потребительских характеристик товара
Метод сегментации предполагает определение критериев для деления рынка на группы покупателей со схожими характеристиками. В дальнейшем выясняются специфические покупательские требования каждого сегмента и выявляются их предпочтения касательно определенных характеристик товара.
14. Сегментирование рынка. Под сегментированием понимают разделение рынка на отдельные сегменты, различающиеся или по своим параметра и или по своей реакции на те или иные виды деятельности, или ещё по каким - либо признакам.
Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки. Сегментация рынка является одной из функций в системе маркетинговой деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей товаров, находящихся на рынке или выводимых на него. Главная цель сегментации - «оживить» путем ориентации на потребителя проектируемый, изготовляемый и реализуемый поток товаров (услуг) на конкретном сегменте рынка.
Процесс сегментации состоит из следующих этапов:
· Анализ рыночных и маркетинговых возможностей фирмы
· Исследование критериев сегментации
· Сегментация рынка
· Анализ рыночной среды и выбор целевого рынка
· Выбор и планирование стратегии поведения фирмы на рынке
· Оценка привлекательности и выбор сегментов целевого рынка
· Позиционирование товаров на рынке
· Планирование комплекса маркетинга
· Разработка комплекса маркетинга
· Организация деятельности фирмы на новом сегменте рынка
Критерии сегментирования – это показатели того, насколько верно фирма выбрала тот или иной рынок для своей деятельности. Критерий – это способ оценки обоснованности сегмента.