Изучение нового материала
Древняя Индия
Тип урока: | игра-беседа учеников друг с другом. |
Средства обучения: | 1. ПР «Древняя Индия». 2. Словари «Исторические личности», «Историческая география», Мифологический словарь, «Культура Древнего мира». 3. Рабочая книга «Я и история». |
Цели урока: | · сформировать у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Индии, о культурных достижениях страны; · приступить к формированию умений ставить по задаваемой теме вопросы к источникам разных видов, вести на их основе беседу с одноклассниками; · формировать ценностное отношение к гуманистическим традициям народа Индии. |
План урока: | 1. Географическое положение Индии. 2. Занятия индийцев. 3. Древние города Индии. 4. Объединение Индии. Царь Ашока. 5. Религия Древней Индии. 6. Индийские касты. 7. Культура Индии. |
Дифференциация обучения: | Вариант 1. В классе компенсирующего обучения рекомендуется провести уроки отработки умений давать описание источников и извлекать из них информацию под руководством учителя. Вариант 2. В классе базового и повышенного уровней обучения рекомендуется использовать игровой прием, о котором см. далее. |
Преемственные связи: | Межпредметные (опережающие) – география: географическое положение Индии. Внутрикурсовые – культура стран Египта и Двуречья, библейские заповеди. |
Основные понятия: | джунгли, раджа, касты, брахманизм, буддизм. |
Особенности урока: | Рекомендуется на изучение этой темы отвести два урока. Материалы УМК позволяют это сделать. В таком случае на первом уроке целесообразно рассмотреть 1–4 вопросы плана, а на втором – 5–7. При этом можно рассмотреть дополнительно вопрос о быте и семейных отношениях жителей Индии (поддерживается материалами и иллюстрациями в с. «Культура Древнего мира»). При изучении материалов на 1-м занятии следует отказаться от использования дополнительной информации в гиперссылках. |
Подготовка к уроку: | Консультация по проектам «Мифы и предания народов мира» (сообщение «Индийские боги»), «Человек в истории» (сообщение «Царь Ашока»), «Животные в истории Древнего мира» (сообщение «Священные животные Индии»). Опыт показывает, что у школьников интерес вызывает задание: самим написать параграф учебника «Культура Древней Индии», так как во многих учебниках эта тема специально не выделяется. В этом случае соответствующая проектная группа готовит по словарю материалы по темам, которые могут входить в данный параграф: 1 - письменность и образование Индии, 2 - индийская литература, 3 - архитектура и скульптура Индии, 4 - музыка и танцы, 5 - быт жителей Индии (семья, обычаи, одежда, жилище, пища). Группа представляет свою работу как макет параграфа учебника либо в бумажном виде, либо в виде презентации. |
Проведение урока.
Изучение нового материала.
Урок начинается с того, что уже известные виртуальные герои компьютерных программ предлагают ученикам самим рассказать историю Индии, беседуя друг с другом. В группах равного состава таким образом вполне можно изучать 1–4 пункты плана урока. Для изучения более сложных вопросов (5–7) можно перегруппировать команды, поручив группе сильных учеников задавать вопросы, а слабым школьникам отвечать на них.
На экран выводится название пункта или подпункта плана и информация к нему. Одна команда задает вопрос по заявленной теме, другая отвечает на него, затем команды меняются ролями. В классах базового уровня подготовки вопросы готовит вся группа, в классах с преобладанием сильных учеников вопросы задаются по очереди парами, входящими в данную группу. Штрафные баллы начисляются группе в случае, если она задала вопрос, на который не знает сама ответа. Поощрительные баллы добавляются за вопросы, начинающиеся со слов «почему», «объяснить», «сравнить».
Учитель сообщает, что он тоже будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.