ЛЕКЦИЯ №3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Особое отношение американцев к собственной истории, традиция почитания исторических лиц и событий. Короткая и хорошо документированная история («история продолжается»). Основные этапы: доколумбовый (индейцы, их расселение, отношения племён), колонизация 1607-1650 (первые попытки, Джеймстаун в 1607 г., Плимут в 1620 г., помощь индейцев и вероломство белых; разная суть колонизации Юга и Севера), заселение 1650-1775 (богатство Америки, иммиграция, формы экономики и торговли, политический уклад), война за независимость и складывание государственности 1775-1800 (противоречия с Англией, события в Новой Англии, народный характер войны; федеративные начала, всемирно-историческая роль американской конституции; роль личностей), освоение континента 1800-1860 (наращивание территории страны, война с Мексикой, золотая лихорадка, миграция на Запад), Гражданская война 1860-1870 (суть и характер противоречий вокруг рабства, соотношение сил, жестокость войны, реконструкция Юга), разгул капитализма 1870-1920 (стремительное экономическое развитие, запоздалый империализм, классовые бои), Великая депрессия и Новый курс 1920-1945 (расцвет и крах «дикого капитализма», государственное регулирование), холодная война 1945-1985 (борьба за мировое господство, экономический империализм, кубинский кризис, разрядка, афганский кризис, программа Рейгана), эпоха Большого Пузыря 1985-2000 (рывок в экономическом и общественном развитии на базе новейших технологий, накопление противоречий). Осложнения в 21 веке (трагедия «найн илевн», войны в Афганистане и Ираке, рост внешнего долга и финансовый кризис, надежды и разочарования президентства Обамы). О перспективах.

Термины, имена, даты и номенклатура: Дрейк, Де Сото, Ла Саль, Покахонтас, Уильям Пенн, Льюис и Кларк. Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Бенджамен Франклин, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Абрахам Линкольн, Франклин и Теодор Рузвельты, Джон Кеннеди, Роналд Рейган. Даты: 1609, 1620, 4 июля 1776, 1861-1865, 1929. Пилигримы, пуритане, Бостонское чаепитие, отцы-основатели, «Федералист», тринадцать колоний, линия Мейсона-Диксона. Джеймстаун, Плимут, Бостон, Лексингтон и Конкорд, Новая Англия, колонии Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, Вермонт, Нью-Гэмпшир, средние колонии Нью-Йорк, Пенсильвания и Нью-Джерси, южные колонии Виргиния, Северная и Южная Каролины, Джорджия, Делавэр и Мэриленд. Покупка Луизианы, Флорида, Калифорния, Техас. Аламо. Пирл-Харбор.

ЛЕКЦИЯ №4. НАСЕЛЕНИЕ – общий очерк

Численность: десятилетние переписи, их неточность, динамика за два века. Роль иммиграции, сдвиги в размерах и географической структуре, расселение иммигрантов. Коренное население: доколумбовый период, расселение племён; война с индейцами – самая мрачная страница истории США; география резерваций. Основные черты размещения населения, пять зон плотности; становится ли размещение равномернее или наоборот? Тяготение к окраинам («бублик»). Главные штаты по населению, их динамика. Внутренние миграции: огромный размах, частная смена направлений; обширная суточная подвижность. Структуры общества (кроме национальной) – классовая, возрастная и другие.

Термины и номенклатура: Тропа слёз, индекс Гувера, семейный цикл миграции, «уоспы», янки, мормоны, латинос, каждуны.

ЛЕКЦИЯ №5. НАСЕЛЕНИЕ – национальный вопрос

Нация иммигрантов, «сборная мира». Самоидентификация в переписи населения, «происхождение» вместо «национальности». Структура населения по этому принципу, ареалы сосредоточения основных групп. Проблема взаимоотношений – не горящая, но тлеющая; Америка как трудная школа межнациональной терпимости. Две противоположные тенденции: плавильный тигель и культ прародины; национальные кварталы. Идеи салатной чаши и мультикультурализма; возврат к плавильному тиглю. Расовая проблема: истоки в рабстве, аналогии с российским антисемитизмом и «кавказской национальностью»; борьба за гражданские права чернокожих в 60-х годах, живучесть предрассудков; глобальный масштаб проблемы. Латинос как «новые негры». Традиция сегрегированного расселения как географический путь решения; его плюсы и минусы.

Термины и номенклатура: «энсестри», плавильный тигель, потемкинские деревни, «литтл-итали», Брайтон-Бич, Дачленд, Мартин Лютер Кинг.

ЛЕКЦИЯ №6. НАСЕЛЕНИЕ – урбанизация

В.М.Харитонов об урбанизации в США. Понятие городского населения в США. Городское общество с сельскими идеалами. Метрополитенские ареалы – определение, динамика, размах. Ведущие ареалы. Сельская Америка; кто «держит» территорию? Структура американского города, главные модели. Проблема расползания городов. Громадный пространственный размах бытовой жизни, роль автомобиля. Процессы субурбанизации, дезурбанизации, джентрификации. Будущее: перестройка пространственной структуры общества из-за телекоммуникаций, умирание деловых центров, внетрудовые концентрации людей. Мегарегионы.

Термины и номенклатура: даунтаун, субурбия, урбанизированный ареал, СМА, джентрификация, концентрическая модель, секторная модель. Окраинные города, новый урбанизм.

Наши рекомендации