III.Изучение нового материала.
I.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников.
II.Проверка знаний.
Письменно фронтально.
1 задание: узнать объекты на контурной карте.
2 задание: соединить в пары понятия и их определения.
| |||
| |||
3 задание: закончить фразы:
1.Количество минеральных веществ в граммах, растворённое в 1 литре воды, – это…
2.Единицы измерения солёности воды - …
3.Средняя солёность Мирового океана - …
4. Самое солёное море - …
5. Температура замерзания океанической воды - …
III.Изучение нового материала.
Мы продолжаем разговор о главной составляющей гидросферы. Кто готов напомнить нам главную составную часть гидросферы? Верно. Это воды Мирового океана. Девизом подводной лодки «Наутилус» в романе Ж. Верна была фраза «Вечно в движении». Почему я сегодня говорю вам об этом? Верно. Мировой океан тоже вечно в движении, поэтому данная фраза может служить точной характеристикой Мирового океана.
Тема нашего урока «Движение воды в океане».
Сегодня мы будем говорить о волновых движениях воды в океане.
Волн в океане много. Они очень разнообразны по своей природе. Например, под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете, как эти волны помогают учёным видеть предметы, находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров. Есть волны Россби, длина которых составляет многие сотни километров. Есть внутренние волны, которые могут принести гибель подводным лодкам.
Мы будем говорить о ветровых волнах.
Кто готов назвать причину ветровых волн? Верно, ветер. Нам очень хорошо знакомы пушкинские строки:
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».
Ветровые волны представлены на рисунке учебника на странице 122. Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте устно вопросы к данному рисунку. (Ученики задают вопросы и отвечают на них.) Работая с рисунком, мы познакомились со строением ветровой волны. Подумайте, от чего зависит размер волны? Размер волны зависит от силы ветра, его продолжительности, глубины моря, температуры воды и воздуха, течений. Поэтому ветровые волны не такое уж простое явление. Один из учёных остроумно заметил: «Основная закономерность ветровых волн – это отсутствие всякой закономерности». Обычно высота ветровых волн не превышает четырёх метров, но штормовые волны могут достигать высоты более двенадцати метров и длины до 250 метров. Такие волны часты в районе 40 параллелей, за что их называют « Ревущими сороковыми». О ветровых волнах я рассказала вам далеко не всё. Кое о чём вы сами узнаете из учебника дома.
Изучая каменную оболочку Земли, мы узнали о движениях земной коры. Такие движения происходят и на дне океана. Кто готов назвать следствие движения земной коры в океане? Верно. Это волны Цунами. Утех, кто видел фильм об извержении вулкана Кракатау, достаточно яркое представление об этом явлении природы. Послушайте описание очевидца и представьте то, о чём услышите: « Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором кружились целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена с грохочущей, добела иссечённой пенной короной, могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова…» Рассмотрите рисунок 51 на стр.122. Таковы последствия Цунами на берегу. Как вы думаете, почему эти волны назвали японским словом? Верно, Япония, лежащая в северо-западной части Тихого океана, очень часто страдает от этих волн. В отличие от ветровых, охватывающих поверхностный слой океана, Цунами охватывают всю толщу воды от дна до поверхности, распространяются во все стороны от места возникновения со средней скоростью 700-800 км / час. Их длина в океане до 200 км, а высота 1 м. Но у берега может доходить до 40 м. « Цу»- порт, « нами» - волна. «Портовая волна» в переводе с японского. Как вы думаете, где должен искать спасение от Цунами капитан судна, получивший известие о приближении таких волн? Конечно, в океане, подальше от берега.
Ещё один вид движения воды в океане – это приливно-отливные волны. Причину этих волн назвал И. Бунин:
В кипящей пене валуны.
Волна, блистая, заходила.
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.
Не только Луна, но и Солнце, и другие звёзды силой своего притяжения действуют на океан. Но Луна ближе, её притяжение сильнее. Рассмотрите рисунок 52 на стр.123. На берегах океанов и некоторых морей вода периодически выходит на берег, покрывая часть суши, а затем далеко отступает, обнажая дно прибрежной части океана. На берегу Белого моря высота прилива 12 м. Самые высокие приливы в заливе Фанди у восточных берегов С. Америки. Как вы думаете, для чего вот уже более ста лет составляются таблицы приливов и отливов? В разных частях Мирового океана приливы и отливы происходят в разное время. Они бывают суточными, полусуточными и смешанными. Это важно знать капитанам судов, чтобы избежать неприятностей и даже катастроф. В марте 1967 года английский танкер, загруженный нефтью, наскочил на рифы у берегов Англии, получил 14 пробоин, нефть вытекла в море, а судно спасти не удалось.
(По ходу объяснения на доске появляется схема)
Причина Следствие
I Ветер ветровые волны
II Движение земной коры Цунами
III Сила притяжения Луны приливы и отливы