Инструкция по выполнению работы. Прежде чем начинать работать с тестами, необходимо обеспечить каждого учащегося отдельными листками с конкретными тестовыми заданиями.
Прежде чем начинать работать с тестами, необходимо обеспечить каждого учащегося отдельными листками с конкретными тестовыми заданиями.
Учащимся предлагается два варианта заданий примерно одинаковой трудности. Каждая работа с тестом рассчитана на 20 – 30 минут или на целый урок (в зависимости от объема теста и подготовленности учащихся). Если это итоговое контрольное тестирование, то на работу отводится 50 – 60 минут.
Лексика
Вариант I
1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
А) антонимами;
Б) синонимами;
В) омонимами.
2. Слова, употребляемые жителями той или иной области, называются:
А) профессиональными;
Б) диалектными;
В) устаревшими.
3. Найдите неологизм:
А) брокер;
Б) ваучер;
В) спутник;
Г) кафтан;
Д) бурак.
4. Фразеологизмы – это:
А) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
Б) устойчивые сочетания слов;
Г) новые слова, возникшие в языке.
5. Определите, где верно указаны синонимы:
А) гигант – колосс;
Б) жажда – увлечение;
В) благородный – спокойный;
Г) одаренный – талантливый;
Д) ликовать – торжествовать;
Е) форсировать – свергать.
6. Определите, где верно указаны антонимы:
А) алчный – бескорыстный;
Б) могучий – глупый;
В) презирать – уважать;
Г) малодушие – смелость;
Е) отчаяние – упадок.
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А) Фотограф приготовил фиксаж.
Б) Солдаты атаковали форт.
В) Маляр размешал палитру в ведре.
Г) Полотер вышел из строя.
Оценки
За 7 правильных ответов – «5»; за 5-6 – «4»; за 4 – «3». Если ученик дал менее 4-х правильных ответов, ставится оценка «2».
Вариант II
1. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лесического значения и употреблением в речи, называются:
А) омонимами;
Б) синонимами;
В) антонимами.
2. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются:
А) заимствованными;
Б) устаревшими;
В) профессиональными.
3. Найдите строку, в которой все слова являются устаревшими:
А) лапти, светлица, пионер, треуголка;
Б) лапти, ботфорты, барышник, орден;
В) лапти, лапотник, светлица, ендова.
4. Неологизмы – это:
А) устойчивые сочетания слов;
Б) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
В) новые слова, возникшие в языке.
5. Определите, где верно указаны синонимы:
А) притеснять – угнетать;
Б) реять – радоваться;
В) хитрый – лукавый;
Г) пламенный – страстный;
Д) соперник – конкурент;
Е) убеждение – упрощение.
6. Определите, где верно указаны антонимы:
А) благородный – подлый;
Б) надменный – слабый;
В) холодный – вспыльчивый;
Г) смятение – покой;
Д) почет – уважение;
Е) жребий – участь.
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А) Тубус телескопа поврежден.
Б) Хирург скальпом разрезал кожу.
В) На мшарах много клюквы.
Г) Стрелы лежали в колчане.
Оценки
За 7 правильных ответов – «5»; за 5-6 – «4»; за 4 – «3». Если ученик дал менее 4-х правильных ответов, ставится оценка «2».
Состав слова и словообразование
Вариант I
1. Найдите группу однокоренных слов к слову ВОДА:
А) водяной, водянистый, заводь, водитель;
Б) водяной, подводник, наводнение, заводь;
В) водяной, водянистый, проводить, заводь;
Г) водяной, заводь, завод, водопровод.
2. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Кл…чок о о а а
Разгл…деть е я е я
Пам…тник и я е я
В…дяной о о а а
М…рской а о о а
3. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Б…рдовый о о а а
П…рила е и е и
…тмосфера а о а о
Пр…дмет е е и и
4. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Прил…гательное о а а о
Изл…жение а о о о
Сл…гаемое о а о а
Предл…жить о о а а
5. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Р…стение о о а а
Выр…щенный о о а а
Р…сток о а а о
Отр…сль а о а а
6. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Заг…реть а а о о
Г…реть о а о о
Наг…реть а а о о
Заг…рать о а а о
7. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
К…саться о о а а
К…снуться а о о о
К…сание о о а а
Прик…сновение о о а о
8. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Без…сходный ы и и ы
С…грать и и ы ы
Роз…ск ы и и ы
Сверх…нтересный и ы ы и
9. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Пр…ехать и е и е
Пр…думать е е и е
Пр…увеличить е и е е
Пр…морский и е и е
10. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Вод…пад а о а о
Общ…житие и е а и
Пеш…ход и е е и
Звер…лов е о о а
11. Укажите правильный вариант морфем, входящих в состав данного слова:
А) при-морск-ий
Б) при-мор-ский
В) при-мор-ск-ий
12. Укажите правильный вариант морфем, входящих в состав данного слова:
А) при-смотр-е-ть-ся
Б) при-смотр-еть-ся
В) присмотр-е-ть-ся
Г) при-смотр-е-ться
13. Укажите слово, образованное приставочным способом:
А) завхоз;
Б) преинтересный;
В) привыкать;
Г) возможность.
Оценки
За 12-13 правильных ответов – «5»; за 9-11 – «4»; за 7-8 – «3». Если ученик дал менее 7-ми правильных ответов, ставится оценка «2».
Вариант II
- Найдите группу однокоренных слов к слову РАСТЕНИЕ:
А) выращенный, росток, растить, расстояние;
Б) росток, растить, растирать, росли;
В) растирать, растить, растаять, растяпа;
Г) выращенный, росток, растить, росли.
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Изб…гать е и и е
Гл…тать о а а о
Выгл…нуть е е я я
Пам..тник е я е я
Уд…вительный и е е и
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
П…ркет о а а о
Б…гатырь о о а а
Сост…зание е я е я
К…рниз а а а о
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Предл…жение а о а о
Изл…гать а а о о
Сл…жить а о о о
Сл…гаемое а а о а
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Выр…стать а о о а
Пор…сль о а а о
Р…сток о а а о
Отр…сль а о а а
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Заг…рать а о а о
Заг…реться а о о а
Г…релка а о о а
Сг…рать а о а о
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
К…сательная о о а а
Прик…снуться а о о а
К…сались о о а а
Прик…саться а а а о
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Под…скать и ы ы и
Раз…грать и ы ы и
Без…мянный и ы ы и
Меж…нститутский и ы и ы
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Пр…брежный и е и и
Пр…открыть е е и и
Пр…бежать и и е и
Пр…красный и е и е
- Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Лун…ход а о о а
Фот…аппарат о а о а
Птиц…ферма о и е ы
Овощ…хранилище е и е о
- Укажите правильный вариант морфем, входящих в состав данного слова:
А) раз-беж-а-ть-ся
Б) раз-беж-ать-ся
В) раз-беж-а-ться
- Укажите правильный вариант морфем, входящих в состав данного слова:
А) бес-цен-н-ый
Б) бес-це-нн-ый
В) бесцен-н-ый
- Укажите слово, образованное бессуффиксальным способом:
А) каменный;
Б) вода;
В) синь;
Г) бить.
Оценки
За 12-13 правильных ответов – «5»; за 9-11 – «4»; за 7-8 – «3». Если ученик дал менее 7-ми правильных ответов, ставится оценка «2».
Имя существительное
Вариант I
1. Какого признака нет у имени существительного:
А) рода;
Б) времени;
В) падежа;
Г) числа.
2. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
О басн… е е и е
Об отношени… е и и и
К насып… и е и и
По улиц… е ы и е
3. Определите, в каком столбике последовательно расположенные цифры соответствуют склонению данных существительных:
А) Б) В) Г)
На площади 3 1 3 3
У дороги 1 1 1 2
О счастье 2 1 2 2
На пне 3 3 2 2
4. Найдите столбик, в котором последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных существительных:
А) Б) В) Г)
В лодке П. П. Р. П.
У пристани Д. Р. П. Р.
По географии П. Д. П. П.
Об армии П. П. П. П.
5. Где нужен Ь?
А) Б) В) Г)
Много крыш… - - - -
Из-за туч… - ь ь -
Камыш… - - ь ь
Полноч… ь - ь ь
Помощ… ь - ь ь
6. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
А) Б) В) Г)
Пч…лка ё о ё ё
Ч…рт ё о ё о
Врач…м о о о о
Рощ…й е е о е
Крыж…вник о ё о о
7. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
А) Б) В) Г)
Мног врем… я я ени яни
На знам… е яни ени ени
8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
А) Б) В) Г)
Нет пальт… а о а о
На пианин… е е о о
О кин… е е о о
9. Выберите группу существительных, которые пишутся с НЕ всегда слитно:
А) недотрога, невежливость, невзгоды;
Б) недоторога, неряха, невзгоды;
В) недоторога, неряха, невежливость;
Г) неряха, невзгоды, невнимательность.
10. Какую букву (Е или И) нужно вставить в словах кусоч…к, ореш…к?
А) в обоих случаях И;
Б) в обоих случаях Е;
В) в 1-м случае И, во 2-ом – Е;
Г) в 1-м случае Е, во 2-ом – И.
Оценки
За 10 правильных ответов – «5»; за 8-9 – «4»; за 6-7 – «3». Если ученик дал менее 6-и правильных ответов, ставится оценка «2».
Имя существительное
Вариант II
- Какого признака нет у имени существительного:
А) рода;
Б) времени;
В) падежа;
Г) числа.
- Какую букву нужно вставить? Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
О песн… е и и е
Об орошени… е е и и
К лошад… е е и и
На лошадк… е и и е
- Определите, в каком столбике последовательно расположенные цифры соответствуют склонению данных существительных:
А) Б) В) Г)
На печи 3 1 3 3
У реки 1 1 1 2
На поле 2 1 2 2
У камня 3 3 2 2
- Найдите столбик, в котором последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных существительных:
А) Б) В) Г)
В области Р. Д. П. П.
По улице Д. П. Р. Д.
У площади П. Р. Д. Р.
На сессии Р. П. Д. П.
- Где нужен Ь? Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Много удач… - ь ь -
Из-за дач… - ь ь -
Ковш… - - ь ь
Ветош… ь - ь -
Мощ… ь - ь -
- Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
А) Б) В) Г)
Ч…лка ё ё о о
Ш…колад о о ё ё
Ш…пот о ё ё о
Прич…ска о ё о ё
Грач…м ё о ё о
- Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
А) Б) В) Г)
Мног врем… я я ени яни
В стрем… е яни ени ени
- Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
А) Б) В) Г)
Черн… кофе ое ая ый ый
Умн… шимпанзе ая ое ый ая
Нов… шоссе ая ое ое ая
- Выберите группу существительных, которые пишутся с НЕ всегда слитно:
А) невежда, недруг, ненастье;
Б) невежда, негодование, несчастье;
В) невежда, невольник, непоседа;
Г) неряха, невежда, неправда.
- Какую букву (Е или И) нужно вставить в словах замоч…к, крючоч…к?
А) в обоих случаях Е;
Б) в обоих случаях И;
В) в 1-м случае И, во 2-ом – Е;
Г) в 1-м случае Е, во 2-ом – И.
Оценки
За 10 правильных ответов – «5»; за 8-9 – «4»; за 6-7 – «3». Если ученик дал менее 6-и правильных ответов, ставится оценка «2».
Имя прилагательное
Вариант I
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
- Определите падеж прилагательных в следующих строках:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
Выберите правильный ответ:
А) одинокий (им.п.), голубом (пр.п.), далекой (дат.п.), родном (пр.п);
Б) одинокий (им.п.), голубом (род.п.), далекой (пр.п), родном (пр.п);
В) одинокий (им.п.), голубом (пр.п.), далекой (тв.п.), родном (тв.п.);
Г) одинокий (им.п.), голубом (пр.п.), далекой (пр.п.), родном (пр.п.).
- Найдите притяжательное прилагательное:
А) заячий след;
Б) гусиная походка;
В) тончайшая нить;
Г) медвежья услуга.
- Где нужен Ь? Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Хорош… - - ь ь
Колюч… - ь ь -
Ключ… - ь - -
Свеж - - ь ь
Лож… ь - ь ь
- Найдите группу прилагательных, которые с НЕ пишутся всегда слитно:
А) неугомонный, неопрятный, неряшливый, неуклюж;
Б) ненавистный, нерешительный, неопрятный, невесел;
В) нелепый, неряшливый, нещадный, несчастен;
Г) нещадный, неугомонный, ненавистный, нелжив.
- Какую букву нужно вставить? Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Еж…вый о о ё ё
Плюш…вый о е о е
Холщ…вый о о ё ё
Свинц…вый ё о о ё
- Какую букву нужно вставить? Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Соколи…ый н нн нн н
Глиня…ый н нн нн н
Тума…ый н нн н нн
Соломе…ый нн н н нн
Деревя…ый нн н нн нн
- Выберите группу прилагательных, в которых пишется суффикс -ск-:
А) сибир…ий, ткац…ий, француз…ий;
Б) турец…ий, матрос…ий, сибир…ий;
В) одес…ий, матрос…ий, француз…ий.
- Укажите, слитно или через дефис пишутся прилагательные (бледно) синий, (русско) английский. Выберите правильный ответ:
А) оба прилагательных пишутся слитно;
Б) оба прилагательных пишутся через дефис;
В) в 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно;
Г) в 1-ом случае через дефис, во 2-ом – слитно.
- В каком предложении допущена речевая ошибка?
А) По утрам я люблю пить черный кофе.
Б) Намажьте мне булку яблочной повидлой.
В) Морозов нет, и можно гулять без пальто.
Г) Моя мама работает кондуктором.
Оценки
За 10 правильных ответов – «5»; за 8-9 – «4»; за 6-7 – «3». Если ученик дал менее 6-и правильных ответов, ставится оценка «2».
Вариант II
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая:
а) не изменяется; б) спрягается; в) изменяется по родам, числам и падежам.