Климатические характеристики регионов России 1 страница
Условные обозначения: tвл - продолжительность периода осеннего влагонакопления, часы; tпр - продолжительность периода промерзания, сутки; s - сумма градусочасов отрицательной температуры, умноженная на 0,001
Пункт | tвл | tпp | s |
Александровск | 63.30 | ||
Архангельск | 55.12 | ||
Багдарин | 169.14 | ||
Белгород | 16.22 | ||
Белогорка (Ленинградской) | 36.00 | ||
Бисерть (Свердловской) | 73.35 | ||
Валдай | 36.69 | ||
Владимир | 44.16 | ||
Вологда | 38.21 | ||
Воронеж | 15.28 | ||
Вятка | 55.31 | ||
Енисейск | 109.41 | ||
Иваново | 48.36 | ||
Ивдель (Свердловской) | 47.17 | ||
Ижевск | 58.63 | ||
Иркутск | 98.42 | ||
Йошкар-Ола | 59.26 | ||
Казань | 53.02 | ||
Калининград | 52.92 | ||
Калуга | 10.44 | ||
Кандалакша | 30.38 | ||
Кингисепп (Ленинградской) | 30.21 | ||
Киселевск (Кемеровской) | 72.10 | ||
Кострома | 28.27 | ||
Курган | 51.76 | ||
Курск | 17.12 | ||
Магадан | 70.00 | ||
Мезень | 65.76 | ||
Минусинск | 86.86 | ||
Москва | 28.02 | ||
Мурманск | 35.90 | ||
Новгород Великий | 28.03 | ||
Нижневартовск | 94.59 | ||
Нижний Новгород | 26.21 | ||
Нолинск (Кировской обл.) | 57.71 | ||
Норск (Амурской) | 132.29 | ||
Огурцово (Новосибирской) | 81.52 | ||
Оренбург | 56.83 | ||
Парабель (Томской) | 91.19 | ||
Пермь | 47.00 | ||
Пенза | 50.56 | ||
Петербург | 20.48 | ||
Петрозаводск | 35.39 | ||
Порецкое (Чувашия) | 48.81 | ||
Псков | 21.47 | ||
Ржев (Тверской) | 40.10 | ||
Родино (Алтайский край) | 70.23 | ||
Рыбинск | 41.40 | ||
Рязань | 29.64 | ||
Самара | 41.20 | ||
Саранск | 49.20 | ||
Саратов | 36.30 | ||
Смоленск | 38.26 | ||
Сургут | 94.58 | ||
Сыктывкар | 69.47 | ||
Тамбов | 23.17 | ||
Тимирязевский (Примор. край) | 71.14 | ||
Тула | 29.52 | ||
Улан-Уде (Бурятия) | 94.44 | ||
Ульяновск | 54.07 | ||
Ханты-Мансийск | 85.55 | ||
Чекунда (Хабаровский край) | 141.15 | ||
Челябинск | 36.54 | ||
Чита | 129.36 | ||
Чишмы (Башкортостан) | 62.28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
(справочное)
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА
Пример 1.
Требуется запроектировать дорожную одежду при следующих исходных данных:
- дорога располагается во II дорожно-климатической зоне, в Московской области;
- категория автомобильной дороги - I;
- заданный срок службы дорожной одежды - Тсл = 20 лет;
- заданная надежность Кн = 0,95;
- приведенная к нагрузке типа А (Приложение 1 табл. П.1.1) интенсивность движения на конец срока службы Np = 3200 авт/сут; приращение интенсивности q = 1,04;
- грунт рабочего слоя земляного полотна - супесь пылеватая с расчетной влажностью 0,7 WТ, относится к сильнопучинистым грунтам.
- материал для основания - щебеночно-гравийно-песчаная смесь, обработанная цементом марки 20;
- высота насыпи составляет 1,5 м, толщина дорожной одежды - 0,60 м;
- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - III,
- глубина залегания грунтовых вод - 1,1 м.
Расчет на прочность.
1. Вычисляем суммарное расчетное количество приложений расчетной нагрузки за срок службы по формуле (3.6):
, где Кс = 29,8 (Приложение 6 табл. П.6.3).
Трдг = 125 дней (табл. П.6.1), Кn = 1,49 (табл. 3.3)
авт.
2. Предварительно назначаем конструкцию и расчетные значения расчетных параметров:
- для расчета по допускаемому упругому прогибу (Приложение 2 табл. П.2.5, Приложение 3 табл. П.3.2 и Приложение 3 табл. П.3.9);
- для расчета по условию сдвигоустойчивости (Приложение 2 табл. П.2.4, Приложение 3 табл. П.3.2 и Приложение 3 табл. П.3.6);
- для расчета на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе (Приложение 3 табл. П.3.1 и Приложение 3 табл. П.3.6).
№ | Материал слоя | h слоя, см | Расчет упруг. прогибу, Е, МПа | Расчет по усл. сдвигоуст., Е, Па | Расчет на растяжение при изгибе | |||
Е, МПа | Ro, МПа | a | m | |||||
1. | Асфальтобетон плотный на БНД марки 60/90 | 9,80 | 5,2 | 5,5 | ||||
2. | Асфальтобетон пористый на БНД марки 60/90 | 8,0 | 5,9 | 4,3 | ||||
3. | Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90 | 5,65 | 6,3 | 4,0 | ||||
4. | Укрепленная щебеночно-гравийно-песчаная смесь | - | - | - | ||||
5. | Супесь пылеватая Wo = 0,7WТ | - | - | - | - |
3. Расчет по допускаемому упругому прогибу ведем послойно, начиная с подстилающего грунта по номограмме рис. 3.1:
1)
по Приложению 1 табл. П.1.1 р = 0,6 МПа, D = 37 см
МПа
2)
МПа
3)
МПа
4)
Еобщ = 0,165×3200 = 528 МПа
5) Требуемый модуль упругости определяем по формуле (3.9):
Етр = 98,65[lg(SNp) - 3,55] = 98,65[lg 7179494 - 3,55] = 326 МПа
6) Определяем коэффициент прочности по упругому прогибу:
Требуемый минимальный коэффициент прочности для расчета по допускаемому упругому прогибу - 1,30 (табл. 3.1).
Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.
4. Рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустройчивости в грунте.
Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляем по формуле (3.13):
Т =
Для определения предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели.
В качестве нижнего слоя модели принимаем грунт (супесь пылеватая) со следующими характеристиками: (при Wp = 0,7WТ и SNp = 7 179.494 авт.) Ен = 46 МПа (табл. П.2.4), j = 12° и с = 0,004 МПа (табл. П.2.4).
Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляем по формуле (3.12), где значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл. П.3.2 при расчетной температуре +20 °С (табл. 3.5).
МПа.
По отношениям и и при j = 12° с помощью номограммы (рис. 3.3) находим удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки: = 0,015 МПа.
Таким образом: Т = 0,015×0,6 = 0,009 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяем по формуле (3.14), где СN = 0,004 МПа, Кд = 1,0.
Zоп = 4 + 8 + 22 + 26 = 60 см.
jст = 35° (Приложение 2 табл. 2.4)
ycp = 0,002 кг/см2
Тпр = 0,004 + 0,1×0,002×60×tg 35° = 0,0123,
где 0,1 - коэффициент для перевода в МПа.
, что больше (табл. 3.1).
Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по сдвигу.
5. Рассчитываем конструкцию на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе.
Расчет выполняем в следующем порядке:
а) Приводим конструкцию к двухслойной модели, где нижний слой модели - часть конструкции, расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоев, т.е. щебеночное основание и грунт рабочего слоя. Модуль упругости нижнего слоя определяем по номограмме рис. 3.1.
Ен = = 122 МПа
К верхнему слою относят все асфальтобетонные слои.
Модуль упругости верхнего слоя (hв = 34 см) устанавливаем по формуле (3.12)
МПа
б) По отношениям и по номограмме рис. 3.4 определяем = 0,75.
Расчетное растягивающее напряжение вычисляем по формуле (3.16):
= 0,75 0,6 0,85 = 0,38 МПа.
в) Вычисляем предельное растягивающее напряжение по формуле (3.17):
при Ro = 5,65 МПа для нижнего слоя асфальтобетонного пакета (табл. П.3.1)
vR = 0,10 (табл. П.4.1)
t = 1,71 (табл. П.4.2)
- (формула 3.18)
m = 4; a = 6,3 (табл. П.3.1); SNp = 7 179 494 авт.;
k2 = 0,85 (табл. 3.6)
RN = 5,65×0,122×0,85(1 - 0,1×1,71) = 0,49 МПа
г) = 1,41, что больше, чем = 1,0 (табл. 3.1).
Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет всем критериям прочности.
Проверка конструкции на морозоустойчивость
Материал | Толщина слоя hод(i), м | Коэффициент теплопроводности -lод(i) Вт/(мК) (Табл. П.5.1) |
Плотный асфальтобетон | 0,04 | 1,40 |
Пористый асфальтобетон | 0,08 | 1,25 |
Высокопористый асфальтобетон | 0,22 | 1,05 |
Укрепленная щебеночно-гравийно-песчаная смесь | 0,26 | 2,02 |
1. По карте рис. 4.4. находим среднюю глубину промерзания zпр(сp) для условий г. Москвы и по формуле (4.3) определяем глубину промерзания дорожной конструкции zпр:
zпр = zпр(cp)×1,38 = 1,4×1,38 = 1,93 м » 2 м.
2. Для глубины промерзания 2 м по номограмме рис. 4.3 по кривой для сильнопучинистых грунтов определяем величину морозного пучения для осредненных условий:
lпр(ср) = 8,5 см.
По таблицам и графикам находим коэффициенты КУГВ = 0,61 (рис. 4.1): Кпл = 1,2 (табл. 4.4); Кгр = 1,1 (рис. 4.5); Кнагр = 0,92 (рис. 4.2); Квл = 1,1 (рис. 4.6).
По формуле 4.2 находим величину пучения для данной конструкции:
lпуч = lпуч(ср)×Кугв×Кпл×Кгр×Кнагр×Квл = 8,5×0,61×1,2×1,1×0,92×1,1 = 6,9 см.
Поскольку для данного типа дорожной одежды допустимая величина морозного пучения согласно табл. 4.3 составляет 4 см, следует назначить морозозащитный слой и выполнить расчет его толщины.
3. Предварительно ориентировочно определяем необходимую толщину морозозащитного слоя при допустимой величине морозного пучения lдоп = 4 см.
Для этого определяем величину морозного пучения для осредненных условий, при которой пучение для данной конструкции не превышает 4 см:
lпуч.ср = l(доп)/(Кугв×Кпл×Кгр×Кнагр×Квл = 4:(0,61×1,2×1,1×0,92×1,1) = 4,9 см.
По номограмме рис. 4.3 определяем требуемую толщину дорожной одежды hод = 0,92 м, отсюда толщина морозозащитного слоя hмрз = 0,92 - 0,60 = 0,32 м.
Для уточнения требуемой толщины морозозащитного слоя выполняем расчеты с учетом теплофизических характеристик отдельных слоев (Табл. П.5.1). Задаемся hмрз = 0,30 м.
4. Для использования в морозозащитном слое назначаем мелкозернистый песок с коэффициентами теплопроводности lг = 1,91 Вт/(мК) и lм = 2,32 Вт/(мК) соответственно в талом и мерзлом состояниях и определяем lср:
lср = (0,91 + 2,32)/2 = 2,12 Вт/(мК).
5. По формуле (4.7) определяем термическое сопротивление дорожной одежды без морозозащитного слоя
= 0,04 : 1,40 + 0,08 : 1,25 + 0,22 : 1,5 + 0,26 : 2,2 = 0,43 (м2 К/Вт).
6. По карте изолиний рис. 4.5 определяем номер изолинии - V.
7. По табл. 4.9 находим Спуч = 1,35.
8. По табл. 4.10 при общей толщине дорожной одежды hод = 0,90 м для сильнопучинистого грунта при помощи интерполяции определяем Ср = 0,61.
9. Вычисляем отношение lдоп/(Спуч×Ср) = 4/(1,35×0,61) = 4,9 см.
10. По номограмме рис. 4.6 определяем методом интерполяции приведенное термическое сопротивление Rпp = 0,60 (м2К/Вт).
11. По табл. 4.7 Код = 1,0; Кувл = 1,0 (п. 4.11); d = 0.95.
12. По формуле (4.8) Rод(тр) = Rпр×Код×Кувл×d = 0,57 (м2К/Вт).
13. По формуле (4.6) hмз = (Rод(тр) - Rод(о)×lмрз = (0,57 - 0,43)×2,12 = 0,29 м.
14. Поскольку разница между полученным и заданным значениями hмз не превышает 5 см, принимаем hмз = 0,30 м.
Пример 2.
1. Задание: требуется запроектировать дорожную одежду при следующих исходных данных:
- дорога располагается во II дорожно-климатической зоне, в Московской области;
- категория автомобильной дороги - I;
- заданный срок службы дорожной одежды - Тсл = 20 лет;
- заданная надежность Кн = 0,95;
- приведенная к нагрузке типа А (Приложение 1 табл. П.1.1) интенсивность движения на конец срока службы Np = 3200 авт/cyт; приращение интенсивности q = 1,04;
- грунт рабочего слоя земляного полотна - супесь пылеватая с расчетной влажностью 0,7 Wт, относится к сильнопучинистым грунтам;
- материал для основания - щебеночно-гравийная песчаная смесь, обработанная цементом марки 20 и песок средней крупности;
- высота насыпи составляет 1,5 м;
- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - III;
- глубина залегания грунтовых вод - 0,9 м.
1. Вычисляем суммарное расчетное количество приложений расчетных нагрузок за срок службы:
Для расчета по допускаемому упругому прогибу и условию сдвигоустойчивости по формуле (3.6)
, где Кс = 29,8 (Приложение 6 табл. П.6.3).
Трдг = 125 дней (табл. П.6.1), Кn = 1,49 (табл. 3.3)
авт.
2. Предварительно назначаем конструкцию и расчетные значения расчетных параметров:
- для расчета по допускаемому упругому прогибу (Приложение 3 табл. П.2.5, Приложение 3 табл. П.3.2 и Приложение 3 табл. П.3.9);
- для расчета по условию сдвигоустройчивости (Приложение 2 табл. П.2.4. Приложение 2 табл. П.2.6, Приложение 3 табл. П.3.2 и приложение 3 табл. П.3.6);
- для расчета на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе (Приложение 3 табл. П.3.1 и Приложение 3 табл. П.3.6).
№ | Материал слоя | h слоя, см | Расчет по допустимому упруг. прогибу, Е, МПа | Расчет по усл. сдвигоустойчивости, Е, Па | Расчет на растяжение при изгибе | |||
Е, МПа | Ro, МПа | a | m | |||||
1. | Асфальтобетон плотный на БНД марки 60/90 | 9,80 | 5,2 | 5,5 | ||||
2. | Асфальтобетон пористый на БНД марки 60/90 | 8,0 | 5,9 | 4,3 | ||||
3. | Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90 | 5,65 | 6,3 | 4,0 | ||||
4. | Укрепленная щебеночно-гравийно-песчаная смесь | - | - | - | ||||
5. | Песок средней крупности | - | - | - | ||||
6. | Супесь пылеватая Wp = 0,7Wт | - | - | - | - |
3. Расчет по допускаемому упругому прогибу ведем послойно, начиная с подстилающего грунта по номограмме рис. 3.1:
1)
по Приложению 1 табл. П.1.1 р = 0,6 МПа, D = 37 см
МПа
2)
МПа
3)
МПа
4)
МПа
5)
МПа
Требуемый модуль упругости определяем по формуле (3.9):
Етр = 98,65[lg(SNp) - 3,55] = 98,65[lg 7179494 - 3,55] = 326 МПа
6) Определяем коэффициент прочности по упругому прогибу:
.
Требуемый минимальный коэффициент прочности для расчета по допускаемому упругому прогибу 1,30 (табл. 3.1).
Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.
4. Рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустройчивости в грунте.
Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляем по формуле (3.13):
Т =
Для определения предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели.
В качестве нижнего слоя модели принимаем грунт (супесь пылеватая) со следующими характеристиками: (при Wp = 0,7WТ и SNp = 7 179.494 авт.) Ен = 46 МПа (табл. П.2.5), j = 12° и с = 0,004 МПа (табл. П.2.4).
Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляем по формуле (3.12), где значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл. П.3.2 при расчетной температуре +20 °С (табл. 3.5).
МПа.
По отношениям и и при j = 12° с помощью номограммы (рис. 3.3) находим удельное активное напряжение сдвига: = 0,0115 МПа.
По формуле (3.13) Т = 0,0115×0,6 = 0,007 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяем по формуле (3.14), где СN = 0,004 МПа, Кд = 1,0.
Zоп = 4 + 8 + 22 + 15 + 30 = 79 см.
jст = 35° (табл. П2.4)
ycp = 0,002 кг/см2
0,1 - коэффициент для перевода в МПа
Тпр = 0,004 + 0,1×0,002×79×tg 35° = 0,015,
, что больше (табл. 3.1).
Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по сдвигу в грунте.
5. Рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания.
Действующие в песчаном слое основания активное напряжение сдвига вычисляем по формуле (3.13):
Т =
Для определения предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели.