Ценовая политика, ценовая стратегия и ценовая тактика.
Ценовая политика — это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или у слуги.
В соответствии с основными принципами ценовой политики разрабатывается ценовая стратегия фирмы.
Ценовая стратегия — это долгосрочные мероприятия по установлению и изменению цен; это выбор фирмой возможной долгосрочной динамики изменения базовой цены товара в рыночных условиях.
Ценовая стратегия может разрабатываться по разным рынкам, товарам, времени существования фирмы на рынке и иным основаниям.
Ценовая тактика — мероприятия краткосрочного и разового характера. К ним относятся обычно всякого рода скидки и надбавки к ценам.
Тактические мероприятия направлены на устранение деформации, которая возникает в деятельности производственных подразделений и сбытовой сети вследствие непредвиденных изменений рыночной конъюнктуры, ошибок управленческого персонала. Они могут идти вразрез со стратегическими установками фирмы.
Суть всей ценовой политики раскрывается в процессе планирования и реализации стратегических и тактических действий.
Ценовая политика должна решать следующие вопросы.
• В каких условиях следует активно использовать меры ценового воздействия на покупателя?
• Когда следует отреагировать с помощью цен на рыночную политику конкурента?
• Каким образом вводить на рынок новую продукцию (с каким ценовым сопровождением), если вообще отсутствуют прямые товары-заменители?
• По каким товарам и когда в рамках товарного ассортимента следует пересмотреть цены?
• На каких рынках следует начинать активные ценовые действия, а на каких — не торопиться?
• Как распределить во времени отдельные ценовые изменения?
• Какими ценовыми изменениями возможно усилить эффективность других мероприятий в комплексе маркетинга (товарной, сб.ытовой, коммуникационной политики)?
• Каким образом оценить имеющиеся внутренние и внешние ограничивающие факторы, важные для проведения ценовых решений?
Процесс ценообразования требует сопоставления элементов ценовой политики с общим маркетинговым взглядом предприятия на собственную деятельность и на поведение внешней среды. Последовательно можно отразить этот итеративный процесс следующим образом:
1) постановка цели (целей) фирмы;
2) разработка политики фирмы;
3) разработка маркетинговой стратегии фирмы;
4) разработка ценовой политики фирмы:
• постановка целей ценообразования;
• анализ затрат, спроса, конкуренции, государственной политики в области ценообразования;
• формирование стратегии ценообразования;
• выбор метода ценообразования;
• установление базовой цены;
• разработка тактических ценовых решений.
Система ФОССТИС.
Система ФОрмирования Спроса и СТИмулирования Сбыта. ФОССТИС включает два самостоятельных раздела работы: - формирование спроса или рекламная политика, обеспечивающая фирме коммуникационный (информационный) эффект; - стимулирование сбыта, обеспечивающее фирме коммерческий эффект.
ФООСТИС - (promotion and advertizing) - вся совокупность мер в системе маркетинга, направленных на реализацию товаров в интересах производителя (экспортера) при одновременном учете требований рынка (покупателей). Политика ФОССТИС включает товарную и престижную рекламу, отношения фирмы с общественностью, другие возможные средства воздействия на внешнюю среду; она предусматривает осуществление определенных комплексов маркетинговых связей. В деятельности ФОССТИС следует различать коммуникационный (информирующий) и коммерческий эффекты. Благодаря коммуникационному воздействию средств ФОССТИС потенциальные и реальные покупатели воспринимают товар как обладающий высокой потребительной стоимостью. При подготовке кампании ФОССТИС прежде всего формируется ее цель, которая обычно не совпадает с коммерческими целями буквально. Мероприятия ФОССТИС могут быть нацелены, например, на распространение информации о предприятии, его истории, достижениях, клиентуре; преодоление предубежденности по отношению к товару; распространение данных о качестве сервиса фирмы; показ мер, принимаемых для обеспечения высокой экологичности изделий предприятия, и т.д. Кампании ФОССТИС решают не только текущую коммерческую задачу, но и создают основу уважения и доверия к фирме-экспортеру. При планировании расходов на ФОССТИС средства распределяются примерно следующим образом: на рекламу (ФОС) в прессе - 30%, на печатную рекламу (проспекты, каталоги и т.д.) - 15%; на выставки и ярмарки - 15%; на прямую рекламу - 10%; на сувениры, приемы и другие мероприятия СТИС - 7,5%; на поездки агентов (дилеров) для знакомства с фирмой-экспортером - 7,5%; на отношения с общественностью - 7,5% и на непредвиденные расходы - 7,5%. В зависимости от товара, рынка и других обстоятельств структура расходов может меняться.