Система оценивания результатов выполнения
Диагностической работы по географии для учащихся 7 классов
Для заданий с выбором ответа 1–3, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14 обведите номер правильного ответа. Ответы на задания 4, 6, 9, 12, 15 запишите в указанном месте.
1 |
Используя карты атласа, определите, в столице какой из перечисленных стран за год в среднем выпадает наибольшее количество атмосферных осадков.
1) | Аргентина | 2) | Бразилия | 3) | Мексика | 4) | Перу |
2 |
С помощью атласа определите, какая из обозначенных буквами на карте территорий является наиболее слабозаселенной.
1) | A | 2) | B | 3) | C | 4) | D |
3 |
В каком из следующих высказываний содержится информация о климате?
1) | Лето в этой стране обычно жаркое и очень сухое, зима малоснежная. Продолжительность тёплого периода составляет 240–275 дней в году. |
2) | Завтра ночью в столице ожидается малооблачная погода. Вероятность осадков 1%. Атмосферное давление выше нормы (779 мм рт. ст.). |
3) | Вчера днем температура воздуха поднялась до −6 °C. Относительная влажность воздуха составила 93–95%. |
4) | По прогнозам синоптиков в ближайшие часы возможно увеличение скорости ветра до 13 м/с, возможны ливневые осадки. |
Задания 4 и 5 выполняются с использованием приведенной ниже климатограммы. |
4 |
Назовите месяц, в котором выпадает наибольшее количество осадков, в пункте, климат которого отражает данная климатограмма.
Ответ: ___________________________________.
5 |
Определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма которого показана на рисунке.
1) | А | 2) | В | 3) | C | 4) | D |
Задание 6 выполняется с использованием приведенной ниже схемы, на которой показаны компоненты природной зоны. |
6 |
Опишите словами, какая зависимость одного компонента от другого показана на рисунке стрелкой. На примере природной зоны влажных экваториальных лесов Африки объясните эту зависимость.
Ответ: _________________________________________________________
____________________________________________________________
7 |
Что из перечисленного ниже правильно характеризует географическое положение Евразии?
1) | Экватор пересекает Евразию в южной части. |
2) | Евразию омывают воды четырех океанов. |
3) | Больше 75% площади Евразии лежит к северу от Северного полярного круга. |
4) | Крайняя восточная точка Евразии лежит в восточном полушарии. |
8 |
Верны ли следующие утверждения о природе Республики Корея и Японии?
А. Общей чертой природы Республики Корея и Японии является наличие действующих вулканов.
Б. Общей чертой природы Республики Корея и Японии является муссонный климат.
1) | только А | 2) | только В | 3) | и А, и В | 4) | ни А, ни В |
9 |
Определите страну по её краткому описанию.
Эта страна расположена в западном полушарии. Расположение её территории в нескольких климатических поясах обусловило большое разнообразие её природы. Основу населения составляют потомки белых переселенцев и мулаты. Государственный язык – португальский. По размерам территории страна входит в первую десятку стран мира.
Ответ: ________________ .
10 |
На рисунке показаны процессы, происходящие на границе двух литосферных плит.
Используя карты атласа, определите, какой буквой на карте отмечен район, в котором происходят показанные на рисунке процессы.
1) | А | 2) | В | 3) | С | 4) | D |
11 |
Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели (48° с.ш.), но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Среднемесячное количество атмосферных осадков, мм | Средне- годовое количество атмосферных осадков, мм | ||
январь | июль | январь | июль | |||
Париж | 48° с.ш. 2° в.д. | +3,5 | +18,7 | |||
Мюнхен | 48° с.ш. 11° в.д. | +0,5 | +19,3 | |||
Мишкольц | 48° с.ш. 20° в.д. | –2,9 | +20,1 | |||
Черновцы | 48° с.ш. 26° в.д. | –4,9 | +19,1 |
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) | Екатерина: «Чем ближе к Атлантическому океану, тем зимы теплее». |
2) | Даниил: «Чем дальше от Атлантического океана, тем среднегодовое количество атмосферных осадков больше». |
3) | Арина: «Чем теплее лето, тем больше атмосферных осадков выпадает в это время года». |
4) | Виктор: «При движении с запада на восток годовая амплитуда температур воздуха уменьшается». |
Задание 12 выполняется с использованием текста.
В конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55 километров у побережья Чили, в 115 километрах к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами погибло более 500 человек. Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения находился в 116 километрах восточнее города Икике. Его очаг находился на глубине 99 километров. Сведений о жертвах и разрушениях не поступало.
12 |
Объясните, почему в Чили часто происходят землетрясения.
Ответ: _________________________________________________________
____________________________________________________________
Задания 13,14 и 15 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста. |
ГОРЕ КИТАЯ
Историки называют бассейн реки Хуанхэ одним из центров зарождения и становления китайской цивилизации. Эта река всегда являлась главным источником воды для орошения земель и важнейшей транспортной артерией Китая. Вместе с тем, частые разливы реки с древности становились причиной значительных жертв и разрушений, что дало Хуанхэ прозвище «Горе Китая».
Главной причиной частых разливов реки ученые считают наносы лёссовых[1] отложений. Частицы горных осадочных пород оседают на дне реки и формируют природные заторы, которые течение вынуждено обходить. Этим объясняется большое количество протоков реки, а также частая смена ее русла.
Ученые установили, что за последние 3000 лет река широко разливалась около 1500 раз и 26 раз меняла русло. Хуанхэ представляла собой относительно спокойную, нечасто разливающуюся реку, до тех пор, пока жившие в средней части бассейна Желтой реки люди не занялись освоением и распашкой территории так называемого Лёссового плато, образованного наносами из пустыни Гоби.
Повсеместное использование железных орудий труда повысило эффективность сельскохозяйственного производства и вызвало массовое уничтожение лесов, что привело к размыву почв и повышению количества лёсса, сносимого течением на низменность. Это и стало причиной образования речных заторов и повышения уровня воды, что вылилось в более частые и сильные наводнения.
Сегодня для защиты от наводнений Хуанхэ и ее протоки окружены сетью дамб протяженностью более пяти тысяч километров.
13 |
Какой буквой на карте обозначена река Хуанхэ?
1) | A | 2) | В | 3) | С | 4) | D |
14 |
Какой вывод можно сделать на основе анализа содержания текста?
1) | Разливы реки Хуанхэ впервые начались 3000 лет назад. |
2) | В верхнем и среднем течении Хуанхэ разливается не так часто, как в нижнем течении. |
3) | Современное положение русла Хуанхэ на территории Китая не менялось в течение последних 3000 лет. |
4) | Река Хуанхэ имеет множество притоков. |
15 |
На основе анализа содержания текста сделайте вывод о том, что явилось причиной интенсивного развития эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ.
Ответ: __________________________________________________________
________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения
Диагностической работы
Задания №№ 1-5, 7-15, оцениваются в 1 балл. Задание 6 оценивается по двум критериям 3 баллами, а максимальный балл за работу – 17 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 9 | Бразилия | ||
2 | 10 | |||
3 | 11 | |||
4 | июль | 12 | Критерии | |
5 | 13 | |||
6 | Критерии | 14 | ||
7 | 15 | Критерии | ||
8 |
Опишите словами, какая зависимость одного компонента от другого показана на рисунке стрелкой. На примере природной зоны влажных экваториальных лесов Африки объясните эту зависимость.
Ответ: _________________________________________________________
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
К1 | Умение использовать знаково-символические модели (схемы). | |
Из содержания ответа очевидно, что учащийся понимает значение элементов знаково-символической модели (схемы). Примеры ответов: Климат влияет на растительный мир. Растительность зависит от климата. Примечание: Приводимые учащимися формулировки ответа могут отличаться от приведенных в примерах правильных ответов. | ||
Из содержания ответа очевидно, что учащийся не понимает значение элементов графической схематической модели. Примеры ответов: Растительность - климат. Растительность влияет на климат. | ||
К2 | Умение приводить примеры взаимосвязи и взаимодействия компонентов природы. | |
В ответе описываются особенности климата зоны влажных экваториальных лесов Африки и особенности растительности, и прослеживается установление причинно-следственной связи. Примеры ответов: В зоне влажных экваториальных лесов круглый год жарко и выпадает много осадков, поэтому там богатая и многоярусная растительность. В этой природной зоне жаркий и влажный климат, благодаря этому там пышная растительность. | ||
В ответе описываются особенности климата зоны влажных экваториальных лесов Африки и особенности растительности, но не прослеживается установление причинно-следственных связей. Примеры ответов: В зоне влажных экваториальных лесов круглый год жарко и выпадает много осадков, там богатая и многоярусная растительность. Климат там круглый год жаркий и влажный, растительность пышная. ИЛИ В ответе прослеживается установление причинно-следственных связей, и описываются особенности растительности, но особенности климата зоны влажных экваториальных лесов описываются неточно. Пример ответа: Там тепло, выпадают осадки, поэтому растет много разных растений. | ||
В ответе не описываются или описываются не полностью особенности климата зоны влажных экваториальных лесов Африки и особенности растительности, установление причинно-следственные связей не прослеживается. Примеры ответов: В этой зоне круглый год жарко, там богатая разнообразная растительность. | ||
Максимальный балл | 3 |
Объясните, почему в Чили часто происходят землетрясения.
Ответ: _________________________________________________________
_______________________________________________________________
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
В ответе частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Примеры ответов: Это связано с тем, что Чили находится в зоне контакта литосферных плит. Частые землетрясения бывают там, потому что рядом с Чили проходит граница литосферных плит. Примечание: Приводимые учащимися формулировки ответа могут отличаться от приведенных в примерах правильных ответов. Названия географических объектов и указания конкретных широт могут не указываться. Например: На карте видно, что там сталкиваются литосферные плиты. | |
В ответе не говорится о литосферных плитах. Примеры ответов: Чили расположена в сейсмическом поясе. | |
Максимальный балл |
На основе анализа содержания текста сделайте вывод о том, что явилось причиной интенсивного развития эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ.
Ответ: __________________________________________________________
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
В ответе причиной эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ называется вырубка лесов. ИЛИ В ответе причиной эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ называется распашка земель. ИЛИ В ответе причиной эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ называется хозяйственная деятельность человека Примеры ответов: Леса вырубили и почвы начали размываться. Люди занялись распашкой территории и началась эрозия почв. Можно сделать вывод, что причиной эрозии почв стала хозяйственная деятельность населения. Примечание: Приводимые учащимися формулировки ответа могут отличаться от приведенных в примерах правильных ответов. Термин эрозия почв в ответе может не употребляться. | |
В ответе причина эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ не называется или называется неправильно. Примеры ответов: Причиной стало образование заторов и повышение уровня воды в реке. Историки называют бассейн реки Хуанхэ одним из центров зарождения и становления китайской цивилизации. | |
Максимальный балл | 1 |
ndLATTest
[1] ЛЁСС - Рыхлая горная порода осадочного происхождения светло-жёлтого цвета, на которой формируются плодородные чернозёмные почвы.