Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи
Для 8 класса
один год обучения
на 1и 2 полугодие
2012– 2013 учебный год.
Учителя Закировой Фанили Абдулганеевны
Количество часов по учебному плану в неделю 2 часа
в год 68 часов
Количество практических работ в год - 12
Составлен в соответствии с программой, утвержденной от 2000 г
Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ
Изучаемая учебно – методическая литература:
Основной учебник: Баринова И.И. География России. Природа. Из. дом « Дрофа» 2011г.
Учебно - методические пособия: 1. Баринова И.И.Методическое пособие . География России.
2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.
3. Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе примерной программы:
§ Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
В соответствии с авторской программой:
§ И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
§ Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
§ Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
§ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
§ Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны нее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV и V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России».
Тематическое планирование по курсу география России / Природа / в 8 классе
Тема | № урока в теме | Тема урока | Практическая работа | Домашнее задание | |
Введение (7) | 1(1) 2(2) 3(3) 4(4) 5(5) 6(6) 7(7) | Введение. Что изучает курс География России. Географическое положение России. П\Р Обозначение на к/к границу РФ ,о-ва, моря. Моря, омывающие Россию. Россия на на карте часовых поясов. Политико – административное деление России. Освоение и изучение территории России. Обобщение и закрепление знаний. | №1. Определение поясного времени для разных пунктов России, посредством решения задач. | § 1. Р.т. стр.37-38 § 2. § 3. Конспект урока § 4. | |
Раздел 1. О С О Б Е Н Н О С Т И П Р И Р О Д Ы И П Р И Р О Д Н Ы Е Р Е С У Р С Ы | |||||
Рельеф России (5 ч.) | 8(1) 9(2) 10(3) 11(4) 12(5) | Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Итоговое занятие темы. Контроль знаний. | № 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых от строения земной коры. | § 5. § 6. § 7. § 8. С. 53 | |
Климат России (5 ч.) | 13(1) 14(2) 15(3) 16(4) 17(5) | От чего зависит климат нашей страны. Циркуляция воздушных масс. Типы климатов России. Зависимость человека от климатических условий. Итоговое занятие темы. Контроль знаний. | № 3.Определение по картам закономерностей распределения сумм. и поглащ. солнечн. Радиации, выявление особенностей распределения ср. t я и ил. № 4. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. № 5. Оценка основных климатических показателей одного из уголков России для жизни и хоз. деятельности. | § 9. § 9. § 10. § 11. С. 72 | |
Внутренние воды России (5 ч.) | 18(1) 19(2) 20(3) 21(4) | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера, болота, подземные воды, ледники. Водные ресурсы России. Контроль знаний по теме. П/Р № 8 .Оценка обеспеченности вод. Ресурсами крупных регионов России. Составление прогноза их использования. | № 6. Составление характеристики одной из рек с помощью карт. Определить возможность хозяйственн. использование. №7. Объяснить закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | § 12. .§ 13. § 14. | |
Почвы России (4 ч.) | 22(1) 23(2) 24(3) 25(4) | Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Итоговое занятие по теме | №9 Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия. | § 15. § 16. § 17. | |
Растительный и животный мир России (5 ч.) | 26(1) 27(2) 28(3) 29(4) | Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал России. Обобщение и систематизация знаний уч-ся по разделу № 1. Контроль знаний по разделу № 1. « Особенности природы и природные ресурсы » | № 10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса. | § 18. § 19. § 20. | |
Раздел № 2. П Р И Р О Д А К У Р Г А Н С К О Й О Б Л А С Т И / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / | |||||
Региональный компонент курса Природа Курганской области ( 10 ч.) | 30(1) 31(2) 32(3) 33(4) 34(5) 35(6) 36(7) 37(8) 39(9) 40(10) | Введение. Заселение территории Курганской области. Географическое положение области. Становление Курганской области. Геологическое строение территории. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Курганской области Внутренние воды области. Почвы области. Растительный и животный мир области. Природные территориальные комплексы. Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа Курганской области» | П/Р Сравнение площади Курганской области с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление благоприятности и не благоприятности Физического положения области. | С. .3-10 С. 11 – 14 С. 15 – 18 С. 20 -24 С. 25 – 33 С. 34 - 38 С. 39 – 49 С. 50 – 52 С. 53 – 58 С. 59 – 64 С. 65 - 66 | |
Раздел № 3. П Р И Р О Д Н Ы Е К О М П Л Е К С Ы Р О С С И И | |||||
Природное Районирование ( 5ч.) | 41(1) 42(2) 43(3) 44(4) 45(5) | Разнообразие природных комплексов России. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны юга России. Высотная поясность. | № 11. Оценка прир. условий и ресурсов пр.зоны на основе анализа серии карт. № 12 . Объяснения принципов выделения крупных прир. регионов на территории страны. Выделение внутри их более мелких составных частей. | § 21. § 22. § 23. § 24. § 25. § 26. | |
Природа регионов России (19 ч. ) | 46(1) 47(2) 48(3) 49(4) 50(5) 51(6) 52(7) 53(8) 54(9) 55(10) 56(11) 57(12) 58(13) 59(14) 60(15) 61(16) 62(17) 63 (18) 64(19) | Русская равнина. Природные комплексы Русской равнины. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Северный Кавказ – самые молодые горы России. Природные комплексы Сев. Кавказа. Урал: каменный пояс Земли русской. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины Восточная Сибирь: величие и суровость природы Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока. Обобщение знаний уч-ся по теме « Природа регионов России». Контроль знаний по теме : «Природа регионов России». | П/Р . Составление карты « Природные уникумы России » (с подробной легендой ). | § 27. § 28. § 29. § 30 § 31 § 32 § 33 § 34 § 35 § 36 § 37 § 38 § 39 § 40 § 41 § 42 § 43 | |
Человек и природа ( 4ч.) | 65(1) 66(2) 67(3) 68(4) | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. Итоговое занятие по курсу. | П/Р. Оценка экологической ситуации одного из регионов России с помощью данных разных источников. П/Р. Составление географо-экологического прогноза развития региона. | § 44 § 45 § 46 § 47 |