Общие методические указания
Данное пособие содержит материалы, которые могут быть использованы при подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки на географическом факультете СПбГУ. В пособие рассматриваются темы, имеющие отношение к основным проблемам философии науки, философским проблемам естествознания и географии. Содержание пособия соответствует вопросам кандидатского экзамена, которые приводятся ниже. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки и ориентировано в отношении проблематики географических наук. Данное пособие предполагает знакомство с базовыми учебниками по истории и философии науки, в том числе учебным пособием под редакцией Мамзина А.С., отдельные главы которого определяются в качестве дополнительной литературы по некоторым темам и разделам. Однако данное пособие не дублирует, но дополняет указанный учебник поскольку, во-первых, представляет собой единое изложение проблематики курса в контексте общей идеи. Во-вторых, в пособии рассматривается часть вопросов, не включенных в учебник под редакцией Мамзина А.С., однако присутствующих в программе подготовки к кандидатскому экзамену на географическом факультете. В-третьих, многие темы пособия сориентированы в отношении конкретных проблем, связанных с научными исследованиями именно в области географии.
Данное пособие не является изложением всего материала, достаточного для подготовки к экзамену в том отношении, что оно предполагает наполнение фактами и примерами из конкретных областей научных исследований. Это касается и общего раздела и раздела, посвященного философским проблемам географии, которые единым образом формулируются в отношении к дифференцированной области исследований. При подготовке к экзамену может быть рекомендовано использование дополнительной литературы. Однако эта рекомендация не имеет характер обязательности. Дополнительная литература, указанная к каждой теме курса, определяет те первоисточники, в которых коротко изложенный в данном пособии материал можно обнаружить в развернутом виде. Обязательная учебная литература указана в конце пособия. К каждой теме или разделу определены контрольные вопросы, которые помогают структурировать материал и проверить уровень его понимания и усвоения.
Темы и разделы курса приведены в определенное единство, поскольку, во-первых, имеет место общая идея курса, во-вторых, наличествуют сквозные темы и понятия, которые акцентируются в ходе изложения материала, в-третьих, имеет место логика движения от раздела к разделу. В каждой теме курса выделяются (курсивом) понятия, определение которых дается в данном разделе. Это позволило составителям не делать отдельный глоссарий, но раскрывать смысл того или иного понятия в контексте его употребления. Кроме того, в большей части разделов присутствует описание философских и методологических проблем, связанных со смыслом того или иного вопроса. Это позволяет рассматривать пособие не только как конспективное изложение тезисов ответа на экзамене, но как определение проблем, над которыми стоит поработать не только при подготовке к экзамену, но и в конкретных научных теоретических исследованиях и практиках.
Что касается идеи курса, объединяющей всю его проблематику, то ее можно сформулировать следующим образом. Современная наука, современная научная рациональность и современная философия науки основанием своих исследований имеют проблематичное единство многообразия. Во-первых, мы говорим о неоднозначности феномена науки и возможности определять его в различных контекстах. Во-вторых, о плюрализме философских подходов к интерпретации понятия науки и обоснованию научной деятельности. В-третьих, об исторической относительности смысла научности и исторической трансформации смысла научных задач, предметов, методологических установок. В-четвертых, о многообразии типов научной рациональности и возрастающей дифференциации научного исследования. В-пятых, о сложности самого научного познания, включающего многообразие уровней, методов, способов обоснования, ценностных ориентиров. Реальность многообразия, открытость систем организации научного знания, признание возможности иного в науке – факт современного состояния научного исследования и философии науки, проблематизирующей его. Однако это многообразие не есть негативная характеристика, как и не есть иллюзия, которая должна быть преодолена. Это есть черта, определяющая объективность научного исследование, высвечивающая тот факт, что в науке ученый имеет дело с миром, который бесконечен, противоречив и эта бесконечность и противоречивость определяет необходимость бесконечного разнообразия познавательных отношений в стремлении к полноте знания.
В данном пособии первая часть (26 вопросов по общим вопросам философии науки) написана кандидатом философских наук Шиповаловой Л.В., вторая часть (4 вопроса по общим вопросам философии науки и 24 вопроса по философским вопросам естествознании и географии) написана кандидатом философских наук Вознякевич Е.Е.
Вопросы для подготовки к экзамену по истории и философии науки на географическом факультете СПбГУ
Часть 2