Стория и география морского судоходства
Морскими перевозками или морскими сообщениями принято называть грузовой или пассажирский обмен между районами (государствами), который производится по морским путям. Экономико-географические факторы, влияющие на формирование морских перевозок, вытекают из определения транспорта как сферы материального производства.
Основными из них являются:
— географическое размещение и уровень развития производительных сил, технико-технологические особенности производства, связанные с потреблением сырья, топлива и т. д.;
— баланс производства и потребления отдельных регионов (стран);
— взаимосвязь между отдельными странами, районами, отраслями производства;
— политические отношения между странами; неравномерность размещения природных ресурсов;
— уровень развития других видов транспорта.
Изучению морских перевозок всегда предшествует всестороннее изучение районов, тяготеющих к морским сообщениям, анализ экономических и географических условий возникновения грузо- и пассажиропотоков и их развитие.
Районы тяготения к морским сообщениям — территории, экономические связи которых обслуживаются морским транспортом. Ими могут быть как отдельные экономические районы, так и группы экономических районов одной страны, а также отдельные страны и даже континенты.
Грузопотоками называется количество данного груза, перевозимого в определённом направлении за единицу времени (характеризуется объёмами и направлением, структурой и степенью равномерности).
Объём и направление — количественные и качественные характеристики, определяющие потребность в транспортных средствах и направлении грузопотоков, вид и район плавания, состав грузовых судов, потребных для перевозок.
Структура грузопотока состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке. Структура грузопотока определяет конструктивные типы судов (качественный состав потребного для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и технологию грузовых работ). Грузопотоки также характеризуются степенью равномерности, под которой понимается распределение грузопотока (по времени его возникновения и продолжительности действия). Они делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.
Торговое судоходство — перемещение по морским и океанским путям разнообразных средств морского транспорта (грузовых и пассажирских судов, паромов и других типом судов) – организуется для перевозки пассажиров и грузов.
На морском транспорте используются две формы организации торгового судоходства: трамповое (нерегулярное) и линейное (регулярное).
Трамповое судоходство предусматривает организацию движения судов одиночными рейсами по различным направлениям. Порты отправления, прибытия и промежуточного захода, а также время отравления устанавливаются в соответствии с заключённым договором (чартером) на перевозку определённой партии груза.
Линейное судоходство предусматривает организацию движения одного или группы закреплённых за линией судов для перевозки грузов между заранее определёнными портами.
По скорости доставки грузов пассажиров линейное судоходство может быть обычным, срочным или экспрессным. Основным признаком срочных и экспрессных линий являются повышенные скорости доставки грузов и пассажиров.
Морские линии делятся на каботажные и заграничные.
Каботажными морскими путями называются пути, которые пролегают между портами одного государства, в пределах географически ограниченного морского бассейна (малый каботаж), например, Мурманск-Архангельск, или нескольких морских (океанских) бассейнов (большой каботаж), например, Мурманск-Владивосток (по Северному морскому пути или через Северное море, Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны).
При достаточных грузопотоках однородных грузов создаются специализированные грузовые линий (угольные, рудные, зерновые, нефтяные и др.) — рис. 1.1-1.5.
В широком смысле понятие морского пути — это водное пространство (моря, океаны), включающее морские проливы и каналы, по которым передвигаются суда, порты с подходными фарватерами, акваторией и сооружениями, а также совокупность технических средств, обеспечивающих безопасность мореплавания (судовые и береговые системы навигации с использованием космической техники, маяки и др. средства навигационного обеспечения).
В узком смысле морским путём называют путь следования судна из одного географического пункта в другой. Он состоит из участков, которые проходят в открытых водах океанов и морей, в проливах, реках, искусственных каналах или фарватерах, а также в акваториях портов.
| ||
|
| ||||
|
|
Недостатком морских путей являются чрезвычайно разнообразные естественно-географические и гидрологические условия (ветер, волнения, течения, туманы, льды и т. д.), отрицательно влияющие на судоходство.
Морские пути, в зависимости от того, в каких регионах Мирового океана они проходят, принято делить на морские и океанские.
По характеру их использования в торговом судоходстве они подразделяются на каботажные, международные региональные морские пути имеждународные океанские пути.
Региональные международные морские пути, в отличие от каботажных, пролегают между портами различных стран в ограниченных морских бассейнах, например, Санкт-Петербург–Лондон, Санкт-Петербург–Рига.
Международными океанскими называются пути, которые пролегают между портами различных континентов и проходят в водах одного или нескольких океанов. Пути, которые пересекают один или несколько океанов, называют ещё трансокеанскими.
В отличие от морских океанские пути имеют большую протяжённость. Если протяжённость морских путей измеряется сотнями, то океанских тысячами миль. Например, центральный путь в Тихом океане (Сингапур-Панама) имеет протяжённость 10 тыс. миль.
Условия плавания судов на просторах Мирового океана намного сложнее, чем в морских бассейнах. Так, если высота волн в океанах может достигать 20-25 м и более, то в морях она в три раза меньше — 6-8 м.