Рекомендации по совершенствованию преподавания географии с учетом результатов ЕГЭ 2009 года
Опыт работы многих учителей показывает, что залогом хороших результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение требований стандартов географического образования. Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии не должна сводиться к «натаскиванию» на выполнение различных заданий. Выпускник в первую очередь должен не просто знать те или иные факты (площадь и население стран, уровень урбанизации, ВВП на душу населения стран и т.п.), а уметь применять знания в конкретных ситуациях (например, знания о типологических чертах стран, климатообразующих факторах, о географических закономерностях для выявления и объяснения особенностей разных территорий). Этому нельзя научиться за короткое время. Эти результаты должны целенаправленно достигаться на протяжении всех лет изучения географии в школе.
Минимум содержания действующего образовательного стандарта по географии по сравнению с минимумом 1999 г. разгружен на 25% за счет сокращения второстепенного фактологического материала справочного характера, что создает условия для достижения требований к уровню подготовки выпускников даже в условиях некоторого сокращения времени, отводимого на изучение географии в учебном плане.
Одним из основных недостатков подготовки выпускников, как уже отмечалось выше, является недостаточная сформированность базовых умений работать с источниками географической информации. Проблема заключается в том, что многие из этих умений (умение определять географические координаты и направления по карте, умение определять расстояние при помощи масштаба, читать карты различного содержания) начинают формироваться еще в начальной школе, а завершается их формирование при изучении курса географии 6 класса. Однако без должной актуализации этих умений в процессе дальнейшего изучения географии, как показывает практика, они утрачиваются у значительной части учащихся.
С целью такой актуализации необходимо, например, при изучении курса географии России предусматривать включение в образовательный процесс соответствующих видов деятельности учащихся: при определении по картам промышленной специализации городов сначала найти эти города по их географическим координатам; при сравнении размеров территорий или расстояний грузоперевозок между пунктами не ограничиваться оценками «больше – меньше», а делать количественные сравнения, используя масштаб карты. В 10 классе рекомендуется изучение вопросов географии сельского хозяйства, размещения природных ресурсов проводить с опорой на анализ карт, отражающих особенности природы территории – физических, климатических, почвенных, геологических и тектонических.
Умение работать с географическими картами различного содержания должно стать объектом особого внимания при проверке и оценке образовательных достижений учащихся. Этим следует руководствоваться как при выборе пособий для проведения тематической и итоговой проверки знаний и умений учащихся, так и при самостоятельной разработке учителями проверочных работ.
Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, должно является одним из приоритетных направлений работы учителей географии. В то же время сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 экзаменационной работы показывает, что наибольшие затруднения выпускников вызывают задания, опирающиеся на материалы средств массовой информации и проверяющие умение использовать полученные в школе знания для объяснения реальных жизненных событий и ситуаций.
При организации учебного процесса следует (в соответствии с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников) формировать у учащихся умения «использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов». С этой целью необходимо более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.
В качестве материалов, которые могут быть использованы учителями, можно рекомендовать ежегодно публикуемые прогнозы Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, материалы обсуждения принятой в 2009 г. Климатической доктрины России, многие материалы с сайта Гидрометцентра России. Обсуждение реальных экологических проблем, возможных положительных и отрицательных последствий для окружающей среды принимаемых управленческих решений также будет способствовать развитию умения применять географические знания в реальных жизненных ситуациях.
Время, необходимое для включения в образовательный процесс названных выше видов деятельности, рекомендуется выделять за счет сокращения времени, отводимого на репродуктивные виды деятельности учащихся, в том числе на пересказ изученного ранее материала.
Существенным резервом улучшения подготовки выпускников является повышение уровня сформированности умений оперировать предусмотренными требованиями стандарта статистическими показателями (ресурсообеспеченность, рождаемость, смертность, естественный прирост и др.). Несформированность этих умений во многих случаях объясняется отсутствием в распоряжении учителя материалов, необходимых для организации соответствующих практических работ. В таких случаях рекомендуется использовать в качестве раздаточного материала диаграммы и статистические таблицы, приводимые в опубликованных заданиях ЕГЭ 2006 – 2009 годов, а также – задания открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов.
Определенный позитивный эффект может дать использование элементов системы оценивания образовательных достижений учащихся, апробированной в рамках ЕГЭ на разных этапах закрепления и контроля знаний и умений.
При закреплении и контроле знаний использование вопросов, в разные годы входивших в КИМ ЕГЭ, позволяет закрепить не только содержание изученного фактологического материала, но и продолжить формирование умений применять знания в измененных ситуациях. Поскольку все опубликованные задания ЕГЭ проходят многоступенчатую экспертизу, неоднократно апробированы, то применение самостоятельно отобранных учителем и связанных одной тематикой (содержанием или видом деятельности) заданий, позволит получить объективную картину сформированности у учащихся знаний и умений, поможет выделить наиболее слабые стороны их географической подготовки.
В некоторых случаях целесообразно трансформировать опубликованные задания КИМ: составлять на основе содержания заданий с выбором ответа или с кратким ответом задания другой формы – с развернутым решением (т.е. учащиеся должны сами сформулировать и записать верный ответ).
Для объективизации оценивания развернутых ответов можно использовать критерии оценивания заданий ЕГЭ, в которых выделены элементы верного ответа и даны указания к оцениванию. Можно использовать опубликованные задания ЕГЭ и обсуждать ответы учащихся в классе.
Одним из недостатков географической подготовки учащихся, выявленных ЕГЭ, является недостаточная сформированность умения четко и ясно, с применением необходимых географических терминов, излагать свои мысли. Это важное общеучебное умение, необходимое не только в учебной деятельности, но и в жизненных ситуациях. Это умение в полной мере сформировано лишь у выпускников с отличным уровнем подготовки. В условиях дефицита учебного времени учителя часто используют тестовые задания для проверки знаний или фронтальный опрос. Это, к сожалению, приводит к отсутствию сформированности навыков формулировать свои мысли, приводить аргументы, рассуждать. Необходимо специально обучать этому учащихся на уроках географии, причем начиная уже с 6 класса.
В образовательном процессе рекомендуется использовать пособия для тематического и итогового контроля, включающие тренинги, близкие по форме и содержанию к КИМ ЕГЭ. Необходимо отметить, что в настоящее время появился целый ряд таких пособий, которые могут оказать учителю существенную помощь. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и на выявление сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности применять знания и умения при решении различных задач.
Трудности в подготовке учащихся к ЕГЭ создает отсутствие в учебных планах выпускного класса большинства школ предмета «География». Задача учителя помочь каждому выпускнику, планирующему сдавать ЕГЭ по географии, сориентироваться при выборе пособия по подготовке к экзамену. Перечень таких пособий опубликован на сайте Федерального института педагогических измерений. Здесь же можно найти целый ряд других полезных при подготовке материалов.
Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru)
На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ:
- Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»;
- документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по географии 2010 года;
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;
- методические письма прошлых лет;
- обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;
- тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов;
- Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену; Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ.