Рекомендации по совершенствованию преподавания истории с учетом результатов экзамена 2009 г.

Среди факторов, определяющих современные подходы к изучению истории в школе и, следовательно, к оценке качества обучения школьников, следует отметить наиболее значимые:

- цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных для данного общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте. Главная цель школьного исторического образования – дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны, человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «история», требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в государственном образовательном стандарте.

Эти требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода, на мировоззренческое и духовное развитие, на проверку овладения учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации.

- уровень подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Задания нацелены на выявление уровня овладения ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности; умения - применять их для решения практических задач.

Как уже было отмечено, содержание предмета «история» включает изучение двух курсов – «история России», занимающей приоритетное место по объему учебного времени, и «Всеобщая история».

Курс истории России дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом раскрывается как своеобразие и неповторимость российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Курс всеобщей истории играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, знании и понимании ключевых событий, характерных чертах разных исторических эпох. Экзаменационные материалы ориентированы на проверку знаний в целом по курсу отечественной истории, однако, как было указано выше, ряд сюжетов требует привлечения знаний по курсу всеобщей истории.

Курсы истории России и всеобщей истории в практике преподавания изучаются синхронно – параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых воин, отдельные вопросы истории культуры и др.)

Назовем ряд направлений в организации учебного процесса, призванных решению названных выше задач и успешной подготовки учащихся к сдаче экзамена по предмету «История».

- Необходима организация активной познавательной деятельности, включение всех видов учебной информации, расширения практики решения познавательных задач, реализация проблемного подхода.

- Оправдано широкое использование в учебном процессе всех типов заданий, вошедших в варианты ГИА в качестве обучающих, а затем и контрольных. При изучении каждой темы желательно использовать задания, сходные с теми их видами, которые приведены в частях 1(А) и 2(В) экзаменационной работы, или близки к ним. Особое внимание следует обратить на задания частей 1(А) и 2(В), которые требуют проведения группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д., систематизации знаний. Уроки обобщающего повторения по отдельным темам должны включать выполнение подобных заданий на основе изученных материалов.

- Следует использовать многообразные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения.

При организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и др.

- Целесообразно акцентировать внимание на работу с историческими источниками с учетом того, что все три части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности.

- Необходимо использование проблемного подхода при изучении таких важных вопросов, как эволюция государственного строя от древности до современности, процесс модернизации, становление и эволюция социальной структуры общества, роль личности в отечественной истории, взаимоотношение власти и общества, процесс становление новой демократической России и др. Освещение этих проблем требует тесной связи с мировыми событиями, явлениями, процессами, что позволяет выделить общее и особенное в эволюции разных социумов, подчеркнуть национальную специфику страны.

- Привлечение знаний по курсу всеобщей истории возможно разными методическими путями:

- объединенного изучения ряда тем (например: «Первая мировая война»; «Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза» и др.);

- чередованием изучения отдельных тем;

- синхронизацией двух курсов;

- организацией интегрированных уроков, основанных на использовании межкурсовых и межпредметных связей (например: «Вклад российской культуры ХIХ в. в мировую культуру», «Мировое сообщество в начале ХХI в.» и др.).

В кодификаторе элементов содержания по предмету «История» выделены те элементы содержания, которые требуют привлечения знаний по курсу всеобщей истории.

Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников познавательных действий, необходимых для выполнения заданий части 3(С).

Место и назначение заданий с развернутыми ответами (С) в экзаменационной работе определяются на основе требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории. Это наиболее сложные задания, включаемые в третью часть экзаменационной работы. Они требуют написания развернутых ответов. С помощью этих заданий проверяется широкий круг исторических знаний и умений экзаменующихся, то, насколько они владеют основными видами деятельности, присущими историческому познанию.

- Задания С1-С4 проверяют сформированность умений ученика проводить комплексный анализ исторических источников; задания С5, С6 – систематизировать материал, давать общую характеристику историческому явлению например, характеристику значительных исторических движений (становления и развития государства, социальных движений и.т.п.) или масштабных событий (развития культуры в тот или иной период и др.). Важно понять, что означают слова «дать открытый развернутый ответ» на задания части 3 (С), на сколько ответ может быть развернутым.

Развернутый ответ при выполнении заданий части 3 (С) должен показать умение четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Экзаменуемый не должен воспринимать данную формулировку как предложение написать как можно более развернутый ответ. Ему следует в нескольких предложениях или тезисах раскрыть самые существенные элементы ответа в точном соответствии с формулировкой задания. Для этого нужно очень внимательно прочитать задание и уяснить его основные требования.

- Форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно выпускники владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в задании с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность выпускника. Таким образом, задания этого типа обеспечивают, во-первых, комплексный характер проверки, во-вторых – не только количественную, но и качественную дифференциацию ответов учащихся, в-третьих – позволяет проверить наиболее существенные элементы подготовки выпускников по истории. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовленности экзаменуемых по предмету, степени их владения историческим материалом, умений применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны в подготовке выпускников, в первую очередь, их умения анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д. Важно дать учащимся алгоритм выполнения заданий части 3 (С), использовать их в учебном процессе.

При подготовке к экзамену необходимо заранее познакомить учащихся с содержанием, структурой, типами заданий, методикой организации и проведения экзамена. Особое место в реализации требований образовательного стандарта и подготовке учащихся к сдаче экзамена должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса. Прямое использование заданий экзаменационной работы на текущих уроках должно носить обучающий характер. На итоговых занятиях их можно использовать как средство углубления знаний, обобщения конкретно-исторического материала, а также как способ проверки знаний.

- Необходимо предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения для актуализации знаний учащихся по проверяемым в рамках ГИА элементам содержания, ознакомления со всеми видами экзаменационной работы по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным затронуть весь объем материалов, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, отработать умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы. Школьники также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, хронологическими рамками принятой периодизацией представленных в ней материалов.

- Предложенные рекомендации нацелены на совершенствование всего процесса обучения истории, организацию эффективной работы по развитию комплекса познавательных умений учащихся и усвоению содержания предмета, представленного в требованиях образовательного стандарта.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2010 г. по истории в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

[1] Анализ результатов проводился на основе обработки данных, полученных из базовых регионов РФ

Наши рекомендации