С учетом результатов ЕГЭ 2009 года

Итоги экзамена позволяют предложить ряд рекомендаций посовершенствованию преподавания обществоведческого курса.

Прежде всего, необходимо обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих знаний. Этому будет способствовать усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения («общество», «системность», «деятельность», «экономические системы» и т.п.). Целесообразно при этом использовать не только текст учебников, но и активно привлекать учебно-методический комплект, опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и другим учебным дисциплинам.

В процессе преподавания обществоведческого курса важно преодолевать устойчивые обыденные, житейские представления о социальных объектах, нередко противоречащих положениям науки. Помимо этого, учителю важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся. С этой целью следует усилить внимание к заданиям, требующим применения знаний, к обществоведческим познавательным задачам и заданиям практико-ориентированного характера, повысив их роль в учебном процессе.

Полезно ввести классификацию по степени общности понятий, изучаемых в курсе – от наиболее общих, родовых (их признаки, как правило, устанавливаются путем теоретического характера и носят достаточно абстрактный характер) к понятиям меньшей степени общности, чаще всего выступающим частью широких понятий, а от них – к понятиям, отражающим довольно узкий круг явлений, с набором четких отличительных признаков. Школьникам целесообразно предложить самостоятельно соотнести с той или иной группой основные понятия курса, например такие: «демографическая группа», «моральная норма», «общество», «налог», «восточная цивилизация», «культура», «политический институт», «традиция».

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое («экономика», «экономическая сфера»), рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков («командная экономика», «традиционная экономическая система»), 3) более частные, входящие в состав понятия «рыночная экономика» («конкуренция», «закон стоимости» и др.), 4) конкретные («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).

При работе с определениями понятий важно обращать внимание на его отнесение к родовому понятию, т.е. выделение того, что охватывает целый класс понятий, включая данное, а также на специфические признаки, которые выделяют данное понятие. Здесь полезными могут оказаться задания ЕГЭ прошлых лет. Ученики могут поупражняться на примере заданий с выбором ответа как в определении отличительного признака понятия, так и в его установлении по указанному признаку.

Особого внимания заслуживает работа с многосмысловыми понятиями, которых немало в обществоведческом курсе (к примеру, государство – это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование; закон – и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти; общество и т.п.). Установить, какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае, можно, если, во-первых, известны все основные значения данного понятия, во-вторых, правильно осмыслен контекст, в которых оно используется.

Полезным для учащихся окажется и ознакомление их с разновидностями суждений. На отдельных примерах уместно рассмотреть простые и сложные суждения. Особое внимание целесообразно уделить соотношению суждений: в паре противоречивых суждений, если одно верно, то второе обязательно ошибочно; в эквивалентных суждениях в разной форме выражена одна и та же мысль, поэтому оба они либо истинны, либо ложны.

Для лучшего усвоения основных характеристик парных суждений можно предложить школьникам задания следующих типов: подберите совместимое и несовместимое высказывания к суждению; подберите эквивалентные и неэквивалентные суждения к высказыванию.

В конце изучения крупных разделов курса целесообразно проводить работу по систематизации комплекса изученных основных понятий.

Задача формирования общеучебных и предметных умений лежит в русле основных целей обществоведческой подготовки, соответствует принципам компетентностного подхода, требованиям стандарта по формированию ведущих способов деятельности.

Экзамен этого года показал, что большинство выпускников не овладели рядом важных умений на достаточном уровне. Сюда можно отнести умения осуществлять выбор необходимых позиций из приведенного списка, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, приводить примеры определенных общественных явлений.

Сложности связаны и с самой процедурой раскрытия. Часто эта операция подменяется иллюстрированием, при которой просто перечисляются отдельные факты, проявления, имеющие отношение к рассматриваемому положению. Однако раскрытие предполагает установление связи конкретного контекста и содержательного обобщения.

Формировать это сложное умение необходимо поэтапно. На первом этапе целесообразно демонстрировать образцы такого рода интеллектуальной деятельности, показывая, как конкретное воплощает черты, характеристики общего (к примеру, в появлении транснациональных корпораций отражается тенденция к глобализации, в семье воплощены признаки социального института и т.п.). Затем учащимся можно предлагать задания, в которых указано не только раскрываемое положение, но и те факты, примеры, которые следует использовать (допустим: раскройте на примере расширения платного образования в вузах связь экономики и культуры). И, наконец, на завершающем этапе используются задания того типа, что применяются на экзамене (раскройте на примерах различные проявления воздействия политики на культуру).

Примерные варианты написания творческого задания сочинения-эссе.

Наши рекомендации