Классификация моторных масел по ACEA
Класс | Характеристика |
Бензиновые двигатели легковых автомобилей | |
А1-98 | Масло с высшим уровнем эксплуатационных свойств и энергосберегающим эффектом для современных автомобилей с двигателем без наддува. |
А2-96, вып.2 | Стандартное масло для современных автомобилей с двигателем с наддувом и без него. |
А3-98 | Масло с высшим уровнем эксплуатационных свойств, для современных автомобилей с двигателем с наддувом и без него. |
Дизельные двигатели легковых автомобилей | |
В1-98 | Стандартное масло с энергосберегающим эффектом для современных автомобилей с двигателем без наддува. |
В2-98 | Стандартное масло для современных автомобилей с двигателем с наддувом и без него. |
В3-98 | Масло с высшим уровнем эксплуатационных свойств для современных автомобилей с двигателем с наддувом. |
В4-98 | Специальные масла для устанавливаемых на легковых автомобилях и легких грузовиках дизелей с непосредственным впрыском топлива. |
Дизельные двигатели грузовых автомобилей | |
Е2-96, вып.3 | Стандартное масло для двигателей с умеренным наддувом и без него. |
Е3-96, вып.2 | Обозначает масла экстра-класса с повышенными топливосберегающими свойствами. Уровень эксплуатационных свойств - не ниже SHPD (Super High Performance Diesel). Для дизельных турбонаддувных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Полностью заменяет масла группы API CF-4 и устаревшего класса ССМС D-5. Обеспечивает удлиненные интервалы замены масла. |
Е4-98 | Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей "Euro-1" и "Euro-2", эксплуатируемых при очень тяжелых условиях. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade) |
Е5-99 | Новые, наиболее совершенные масла, не имеющие аналогов по качеству, для мощных и быстроходных дизелей "Euro-1", "Euro-2" и "Euro-3". Отвечают требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей. Предназначены для увеличения интервала замены масла. |
Обозначения марки масла в скобках могут быть дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8Г2(к), буква "к" означает, что масло предназначено для сильнофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701, в обозначении марки М-10Г1(и), буква "и" означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М-8В2(т), буква "т" означает, что масло пригодно и для трансмиссии; в обозначении марки М-10Д(м), буква "м" обозначает, что масло малозольное. Масла М-8Д(м) и М-10Д(м) оптимизированы для применения в двигателях с турбонаддувом.
Классификация трансмиссионных масел
GL-1 | Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов. |
GL-2 | Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент. |
GL-3 | Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2. |
GL-4 | Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок. |
GL-5 | Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки. |
GL-6 | Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL- |
|
Наименование масла | Класс по ISO | Группа по ISO | Вязкость кинемат., мм2/с | Темп-ра вспышки в открытом тигле, °С, не ниже | Темп-ра застывания, °С не выше | Щелочное число мг КОН/г, не менее | Индекс вязкости, не менее | |||||||||
40°С | 50°С | 100°С | ||||||||||||||
МГЕ-10А | HV | - | - | -45 | 0.4-0.7 | - | ||||||||||
Предназначено в качестве рабочей жидкости для гидравлических устройств корабельной, подвижной наземной техники, работающих в температурном диапазоне применения от -45 до 50°С. | ||||||||||||||||
Масло ЭШ | - | - | - | >20 | - | -50 | 0.1 | |||||||||
Предназначено для применения в качестве рабочей жидкости в системах управления высоконагруженных механизмов. | ||||||||||||||||
Гидромасло А | HV | 30-45 | - | 6.5 | -40 | - | - | |||||||||
Применяется всесезонно в гидротрансформаторах, гидромеханических, автоматических передачах автомобилей и автобусов. | ||||||||||||||||
МГЕ-46В | HM | 41.4-50.6 | 25.0 | 6.0 | -32 | 0.7-1.5 | ||||||||||
Предназначено для гидравлических систем строительно-дорожных, подъемно-транспортных, сельскохозяйственных и др. машин с объемным гидроприводом и гидроуправлением, работающих при давлении до 32 МПа/с кратковременным повышением до 42 МПа. Обеспечивает пуск и работу гидросистем от -10 до 80°С. Ресурс работы в гидроприводах с аксиально- поршневыми машинами достигает 2 500 ч. | ||||||||||||||||
МГП-10 | HM | >35 | >10 | - | -40 | 0.15 | - | |||||||||
Применяется в гидравлических, телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей. | ||||||||||||||||
ИГП-18 | HM | 24-30 | - | - | -15 | 1.0 | ||||||||||
ИГП-30 | HM | 39-50 | - | - | -15 | 1.0 | ||||||||||
ИГП-38 | HM | 55-65 | - | - | -15 | 1.0 | ||||||||||
ИГП-49 | 68-100 | HM | 76-85 | - | - | -15 | 1.0 | |||||||||
Предназначены для применения в качестве рабочей жидкости в гидросистемах станков, автоматических линий, прессов. Используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющих скольжение и качение и др. | ||||||||||||||||
ИГП-72 | HM | 110-125 | - | - | -15 | 1.0 | ||||||||||
ИГП-114 | HM | 186-205 | - | - | -15 | 1.0 | ||||||||||
Применяются в гидравлических системах тяжелого прессового оборудования и для смазывания шестеренчатых передач средненагруженных зубчатых и червячных редукторов, в циркуляционных системах смазки различного оборудования. | ||||||||||||||||
Марка | Стандарт | Вязкость, мм² | Температура вспышки/застывания, С | Область применения | ||||||||||||
Нигрол | ТУ 38.101529-01 | При 100 С 27-34 | 180/-5 | Масло для промышленного оборудования. | ||||||||||||
ТЭП-15 | ГОСТ 23652-79 | При 100 С 15±1 | 185/-18 | Применяют в качестве всесезонного для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом. Рабочий температурный диапазон масла -20…+100 С | ||||||||||||
ТАП-15В | ГОСТ 23652-79 | При 100 С 15±1 | 185/-20 | Используется в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме +130 С. | ||||||||||||
ТСп-15к | ГОСТ 23652-79 | При 100 С 15±1 | 185/-25 | Масло, единое для коробки передач и главной передачи автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. Работоспособно длительно при температурах -20…+130 С. | ||||||||||||
ТМ-5-18 (ТАД-17и) | ГОСТ 23652-79 | При 100 С ≥ 17,5 | 200/-25 | Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники. Температурный диапазон масла от -25 С до +130…+140 С. | ||||||||||||
Гидравлические масла
В инструменте ЭНЕРПРЕД применяются гидравлические масла : МГЕ-10А (ОСТ 38 01281-82) и ВМГЗ (ТУ 38.101479-86). Данные типы относятся к маловязким (класс вязкости с 5 по 15). В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 ("Масла гидравлические. Классификация и обозначение") гидравлические масла по значению вязкости при 40°C делятся на 10 классов (аналогично международному стандарту ISO 3448) :
Классы вязкости гидравлических масел | |
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при 40°C, мм²/с |
4.14-5.06 | |
6.12-7.48 | |
9.00-11.00 | |
13.50-16.50 | |
19.80-24.20 | |
28.80-35.20 | |
41.40-50.60 | |
61.20-74.80 | |
90.00-110.00 | |
135.00-165.00 |
Обозначение гидравлических масел по ГОСТ 17479.3-85 состоит из букв и чисел. Буквы "МГ" означают - "минеральное гидравлическое". Числа указывают на класс кинематической вязкости. Дополнительные буквы указывают на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам, наличие присадок.
В зависимости от эксплуатационных свойств гидравлические масла делят на группы А, Б и В.
Группа А (HH по ISO) - нефтяные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидросистемах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15МПа и максимальной температуре масла в объеме до 80°C.
Группа Б (HL по ISO) - масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками. Предназначены для средненапряженных гидросистем с различными насосами, работающими при давлении до 25МПа и температуре масла в объеме свыше 80°C.
Группа В (HM по ISO) - хорошо очищенные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками. Предназначены для гидросистем, работающих при давлении свыше 25МПа и температуре масла в объеме свыше 90°C.
В масла всех указанных групп могут быть введены загущающие и антипенные присадки.
Обозначение товарных гидравлических масел | |
ГОСТ 17479.3-85 | Товарная марка |
МГ-5-Б | МГЕ-4А, ЛЗ-МГ-2 |
МГ-7-Б | МГ-7-Б, РМ |
МГ-10-Б | МГ-10-Б, РМЦ |
МГ-15-Б | АМГ-10 |
МГ-15-В | МГЕ-10А, ВМГЗ |
МГ-22-А | АУ |
МГ-22-Б | АУП |
МГ-22-В | Р |
МГ-32-А | ЭШ |
МГ-32-В | А, МГТ |
МГ-46-В | МГЕ-46В |
МГ-68-В | МГ-8А (М8-А) |
МГ-100-Б | ГЖД-14С |
Масло МГЕ-10А (ОСТ 38 01281-82) - глубокодеароматизированная низкозастывающая фракция, получаемая из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей. Содержит загущающую, антиокислительную, антикоррозионную и противоизносную присадки. Масло предназначено для работы в диапазоне температур от -(60-65) до +(70-75) °С.
Масло гидравлическое ВМГЗ (ТУ 38.101479-86) - маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталитического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50 °С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны - как зимнее.
Масло для гидравлических амортизаторов АЗМОЛ МГП-10 - предназначено для использования в качестве рабочей жидкости в гидравлических амортизаторах автомобилей.
Масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49, ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114 - основные масла для современных гидравлических систем металлорежущих станков, автоматических линий, тяжелых прессов и другого промышленного оборудования. Масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 применяют в гидроприводах отечественных и импортных станков в различных отраслях промышленности, для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения и в других узлах, где требуется масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами. Масла марок ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114 используют в гидравлических системах прессового оборудования и для смазывания шестеренчатых передач, средненагруженных зубчатых и червячных редукторов, в циркуляционных системах смазки различного оборудования.
Масло марки "А"- предназначено для всесезонной эксплуатации в гидротрансформаторах и автоматических коробках передач автомобилей при температуре окружающей среды до -35°С; может быть использовано в качестве зимнего масла в гидростатических приводах самоходной сельскохозяйственной и другой техники.
Масло марки "Р"- предназначено для использования в системах гидроусиления руля и гидрообъемных передачах.
Масло МГЕ - 46В - предназначено для гидравлических систем (гидростатического привода) сельскохозяйственной и другой техники, работающей при давлении до 35 Мпа с кратковременным повышением до 42 Мпа. Работоспособно в диапазоне температур от -10°С до 80°С.
Характеристики низкозастывающих гидравлических масел МГЕ-10А, ВМГЗ | ||
Показатели | МГЕ-10А | ВМГЗ |
Внешний вид | Прозрачная жидкость светло-коричневого цвета | - |
Цвет, ед.ЦНТ, не более | - | 1.0 |
Кинематическая вязкость, мм²/с, при Т=50°C, не менее | 10.0 | 10.0 |
-40°C, не более | - | |
-50°C, не более | - | |
Температура °C вспышки в открытом тигле, не ниже | ||
Температура °C застывания, не выше | -70 | -60 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0.4-0.7 | - |
Стабильность против окисления, показатели после окисления: кинематическая вязкость, мм²/с, при температуре 50°C, не менее | - | - |
-50°C, не более | - | - |
кислотное число, мг КОН/г, не более | - | - |
массовая доля осадка, %, не более | - | 0.05 |
Изменение массы резины марки УИМ-1 после испытания в масле, % | 5.5-7.5 | 4-7.5 |
Индекс вязкости, не менее | - | |
Плотность при 20°C, кг/м³, не более |
Индекс вязкости характеризует вязкостно-температурные свойства масел. Индекс вязкости 85 и выше указывает на хорошие вязкостно-температурные свойства. Для гидравлических систем современного оборудования необходимы масла с индексом вязкости более 100 и загущенные масла с индексом вязкости 110-200. Этот показатель особенно важен для масел, применяемых в условиях, когда при изменении рабочих температур недопустимо даже незначительное изменение вязкости (например, для гидравлических систем, высокоскоростных механизмов, для гидродинамических направляющих скольжения и др.).
Группы масел
Группа масел по эксплуатационным свойствам | Состав масел | Рекомендуемая область применения |
Минеральные масла без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90°С | |
Минеральные масла с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С | |
Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С | |
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально – конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С | |
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
По классификации ГОСТ 17479.2-85 на трансмиссионные масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ 5-18 ТМ означает начальные буквы слов «трансмиссионное масло», первая цифра – группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра – класс вязкости масла.
До введения ГОСТ 17479.2-85 классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой:
Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85 | Принятое обозначение масла |
ТМ-1-18 | ТС-14,5, АК-15 |
ТМ-2-9 | ТСп-10ЭФО |
ТМ-2-18 | ТЭП-15 |
ТМ-2-34 | ТС |
ТМ-3-9 | ТСзп-8, ТСп-10 |
ТМ-3-18 | ТСп-15к, ТАП-15В |
ТМ-5-9 | ТСз-9гип |
ТМ-5-18 | ТСп-14гип, ТАД-17и |
ТМ-5-34 | ТСгип |
ТМ-5-12з (рк) | ТМ5-12рк |