Классификация моторных масел по вязкости и уровню эксплуатационных свойств по российским и международным стандартам.

Масла любого типа выполняют ряд различных функции из которых основными являются: уменьшение износа деталей, снижение потерь энергии на трение, герметизация зазоров между деталями (например, между поршнем и гильзой цилиндра двигателя), отвод тепла циркулирующим маслом от нагретых деталей, вынос из зон трения продуктов износа и перенос их в фильтрующие устройства систем смазки, защита металлических поверхностей от коррозии. Основные эксплуатационные свойства: вязкость; вязкостно-температурные свойства; температура застывания; противоизносные свойства; химическая стабильность; коррозионное воздействие на металлы; содержание механических примесей и воды. Вязкость характеризует текучесть масла и его способность обеспечивать жидкостное трение. Использование специальных загущенных масел позволяет производить пуск двигателя при температурах до –40 0С без применения средств подогрева и обеспечить надежную его работу в широком диапазоне рабочих температур — это одно из важнейших требований, предъявляемых к маслам на современном этапе. Показателем, характеризующим подвижность масел при низких температурах, является температура застывания. На практике считают, что масло можно применять при температуре воздуха на 10-15 0С выше температуры его застывания. Под противоизносными свойствами масла понимается его способность образовывать на трущихся поверхностях прочную пленку, препятствующую непосредственному контакту трущихся поверхностей и уменьшающую трение между ними. Такая пленка способна также изолировать металл от коррозионно-агрессивных продуктов. Под химической стабильностью понимается противоокислительная устойчивость масла, то есть способность его противостоять изменению своих свойств при воздействии кислорода и других способствующих окислению факторов. В результате окисления изменяется химический состав масла и, как правило, ухудшаются его эксплуатационные свойства. Коррозионность масел обуславливается наличием органических или минеральных кислот, которые содержатся в них или образуются в процессе работы двигателя. Органические кислоты всегда имеются в небольших количествах, содержание неорганических кислот, в виду их особой коррозионности, в масле не допускается. Механические примеси – это вещества, находящиеся в масле во взвешенном состоянии. Содержание их в масле крайне нежелательно и вредно. Все происходящие в масле изменения в процессе работы двигателя вызываются накоплением в масле различных инородных веществ. В двигателе масло расходуется и загрязняется, что заставляет держать систему смазки под строгим контролем, регулярно доливать свежее масло, следить за тем, как изменились свойства работающего масла, и своевременно полностью заменять отработанное масло свежим в строгом соответствии с маркой используемого масла.

Классификация моторных масел.

Классификация моторных масел, применяемых для двигателей автомобилей и гусеничных машин, установлена нормативно-технической документацией, согласно которой они делятся на группы, а в пределах каждой группы на классы. Табл. 1 и 2. Таблица №1. Группы масел для двигателей.

Группа масел по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели
Б Б1 Малофорсированные карбюраторные двигатели
Б2 Малофорсированные дизельные двигатели
В В1 Среднефорсированные карбюраторные двигатели
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели
Г Г1 Высокофорсированные карбюраторные двигатели
Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели
Д Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях
Е Дизельные малооборотные двигатели с лубрикаторной системой смазки, работающие на тяжелом топливе

Маркировка зарубежных масел по вязкости, в отличие от отечественных, соответствует градациям, разработанными в 1920 г. Обществом инженеров автопромышленности – SAE. Принцип классификации отечественной след. Для зимних масел регламентируется вязкость максимальная при 1000С и минимальная при -180С, для летних вязкость максимальная и минимальная при 1000С. Всесезонные минимальная при -180С максимальная при 1000С. SAE классифицирует зимнее масло по эксплуатационным св-вам (прокачиваемость, проворачиваемость коленвала) при опред. температуре. Летнее указываю вязкость максимальная и минимальная при 1000С. По API S-бензиновые, С- дизельные. Чем дальше вторая буква от начала алфавита тем качественней масла.

Эксплуатационные свойства и области применения трансмиссионных масел. Особенности выбора трансмиссионных масел для механических и автоматических коробок передач.

Предназначены для смазки высоконагруженных зубчатых механизмов шлицевых передач подшипников и др деталей. Требования: уменьшение износа всех деталей трансмиссии; снижение потерь энергии передаваемой от двигателя к ходовой части; отвод тепла; вымывание продуктов износа из зон трения; отсутствие коррозионной агрессивности; снижение вибраций и шума; отсутствие вспениваемости. Классификация: универсальные (обеспеч раб всех типов зубчатых передач); общего назначения (для цилиндрич, конических, червячных передач); для гипоидных передач; для гидромеханич и гидрообъёмных передач. Трансмиссионные масла делятся на: эксплуатационные св-ва (ТМ1, ТМ2); вязкость (SAE-75W, SAE-85W, ТМ4, ТМ5). Эксплуатационные св-ва: смазывающая способность (противозадирные, противоизносные, противопитинговые, антифрик св-ва); вязкостно-температурные св-ва; противокоррозионные св-ва (защита цветмет); защитное св-во (защита чёрных металлов от коррозии); термоокислительная способность (это окисление масла, интенсивно разогревающегося в процессе раб); стойкость к пенообразованию.

Предназначены для смазки трущихся деталей трансмиссии, ходовой части и механизмов управления автомобиля. ТМ имеют следующие свойства: вязко-температурные свойства; смазывающие свойства; коррозионная агрессивность. Одним из важнейших показателей, характеризующих эксплуатационные свойства ТМ, являются вязкостно-температурные свойства. От вязкости масла зависит потеря энергии на трение в агрегатах трансмиссии. Опыт эксплуатации показывает, что при температуре минус 100С динамическая вязкость масла ТМ-3-18 (ТАП-15В) достигает 30 Па с (пуаз), (кг/с м), при этом КПД заднего и среднего мостов автомобиля зил-131 снижается до 50%, а расход топлива увеличивается в 2 раза. По данным об относительном увеличении потери энергии в агрегатах трансмиссии автомобилей в зависимости от температуры при использовании различных масел и экономии топлива, которая может быть получена в процессе эксплуатации автомобилей за счет применения масел с улучшенными низкотемпературными свойствами, наилучшие показатели имеют ТМ-3-18К (ТСп-15К), ТМ-5-12з (РК). Смазывающие свойства – способность масла адсорбироваться на рабочей поверхности с образованием граничного слоя–определяются совокупностью противоизносных, противозадирных и противопиттинговых показателей масла. Смазывающие свойства оцениваются на специальной установке по обобщенному показателю индекса задира “ИЗ”. Чем выше “ИЗ”, тем лучше смазывающие свойства масла. Коррозионная агрессивность масла характеризуется изменением кислотного числа содержания водорастворимых кислот и щелочей. Проверку масел коррозионную агрессивность осуществляют методом пробы на стальную и медную пластинку при температуре выше плюс 100*С. Наименьшую коррозионную агрессивность имеют масла ТМ-3-18К(ТСп-15), тм-5-12з(РК). Марки и применение трансмиссионных масел. В старой маркировке трансмиссионных масел применялись буквенные и цифровые обозначения. Например, ТАП-15В, ТСп-15К и др. Т–трансмиссионное масло; А–автомобильное; п– содержащее присадку; З–загущенное; С–селективной очистки. В - получают из волгоградских нефтей, создано улучшением свойств ранее выпускавшегося трансмиссионного масла Тап-15. К – разработано для высоконагруженных агрегатов трансмиссий автомобилей КамАЗ. Цифры, следующие за буквами, указывают вязкость масла в мм2/с при плюс 100 0С. В соответствии с нормативно-технической документацией трансмиссионные масла обозначают группой знаков, первая из которых–ТМ–трансмиссионное масло, вторая цифра–характеризует принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам, третья–класс кинематической вязкости. Наибольшее распространение нашли трансмиссионные масла с противоизносными и противозадирными присадками. Масло ТМ-3-18 (ТАП-15В) обладает улучшенными противозадирными свойствами за счет введения противозадирных присадок ОТП или ЛЗ-23к. Безотказная и долговечная работа автомобильной техники обуславливается правильным применением моторных и трансмиссионных масел на различных машинах в зависимости от конструктивных особенностей, климатических и эксплуатационных условий и других факторов.

Наши рекомендации