Ценовая и неценовая конкуренция
Цена - это обменный эквивалент стоимости товара или услуги, выраженный в деньгах.
Цена товара выполняет две основные функции:
□ позволяет компенсировать в денежной форме затраты на производство и продвижение товара на рынке,
□ Определяет прибыльностьпродаж.
Как мы уже говорили, цена продукта обычно выражается в деньгах.
Однако многие предприниматели часто просто обмениваютсятоварами или услугами. Такой обмен называется бартером.При заключении бартерной сделки предприниматель обязуется оплатить товар или услуги не деньгами, а своим товаром или услугами.
Например, небольшая строительная компания может обратиться к аудитору с просьбой проверить ее финансовые документы, а в качестве оплаты предложить свои услуги по ремонту его дома.
Бартер– это обмен товарами или услугами между
предприятиями.
Цена может быть выражена в различных эквивалентах. |
Эквивалент цены
ФОРМА ЦЕНЫ Что предлагается
|
| ||||
Плата за обучение
Арендная плата
Процент по кредиту
Гонорар
Плата за проезд в транспорте
Пошлина за пользование дорогами
Стоимость номера в гостинице
Членские взносы
Комиссионные
Зарплата
Тариф
Взятка
ЦЕНА С РАЗЛИЧНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Всем предпринимателям важно понимать различие между их представлением о цене и представлением о ней клиентов. Дляпредпринимателей цена обычно складывается из затрат на производство товаров (услуг), объёма проданных товаров (услуг) и чистой прибыли.
Для клиентовцена — это что-то, с помощью чего можно сравнить конкурирующие между собой товары. Это означает, что клиенты рассматривают цену с точки зрения ее доступности, а также количества и качества приобретенных благ, удовлетворенных потребностей.
ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Цена может быть заложена в основу конкурентоспособности товара, но может и вообще не учитываться.
При ценовой конкуренциивы любым способом подчеркиваете свои низкие цены.
Ценовая конкуренция требует от вас быстрой реакции на любые изменения цен ваших конкурентов. Слабая сторона ценовой конкуренции очевидна — конкуренты могут установить свои цены на уровне ваших или даже ниже. Такой вид конкуренции особенно опасен, когда небольшая компания работает в окружении крупных фирм. Они могут легко сбить цены небольшой компании, производя товары в большем объеме и с меньшими затратами и, самое важное, — дольше удерживать цены без изменений.
Например, недавнее снижение несколькими крупнейшими американскими авиакомпаниями цен на авиабилеты повлекло снижение тарифов на авиаперевозки более мелких авиакомпаний.
При неценовой конкуренциивы используете другие возможности выиграть конкурентную борьбу. Вы делаете ставку на отличительные особенности своих товаров: товарную марку, упаковку, сопутствующие услуги или другие средства, не связанные с ценой.
Ваша задача — сообщить клиентам о достоинствах ваших товаров и убедить в необходимости их приобретения.
Тем не менее , независимо от выбранного способа конкурентной борьбы , вам необходимо знать конкурентные цены.
Факторы, влияющие на цену
Чтобы правильно назначить цену, необходимо рассмотреть влияние ряда факторов , от которых она зависит .
К этим факторам относятся:
*издержки,
*конкуренция,
*Вид товара или услуги,
*имидж,
*спрос и предложение,
*факторы среды.
ИЗДЕРЖКИ
Если вы не можете точно сказать заранее, в какую цену обойдется вам, например, сырье, значит, этот фактор находится вне вашего контроля. Подобное положение довольно опасно, так как в случае роста цен на сырье ваши расходы на производство товара возрастут. Такая ситуация может привести к непредвиденным расходам.
Если ваши издержки растут, вы можете предпринять следующее:
□ переложить все незапланированные издержки на клиентов, повысить цены;
□ переложить часть издержек на клиентов, а часть взять на себя, уменьшив свою прибыль;
□ остановить выпуск товаров
Например, при повышении цен на сырье производитель вет. товаров поднимает на них цены, тем самым перекладывая свои возросшие издержки на клиентов. Фермер при увеличении затрат на выращивание овощей частично покрывает издержки сам, часть переносит на покупателей. Колбасный цех при повышении стоимости мяса может прекратить выпуск дешевой колбасы и перейти на выпуск более элитной продукции.
А что делать если затраты уменьшаются? В этом случае у вас есть альтернатива:
- снизить цены, и прибыль останется на прежнем ypoвне,
- оставить цены без изменения, и прибыль при этом увеличится
Например при снижении цен на сахар производитель шоколадной продукции может увеличить размер плитки шоколада и заработать те же деньги, что и раньше, а может оставить цену и размер плитки без изменений и получить большую прибыль.
КОНКУРЕНЦИЯ
Деятельность конкурентов в значительной степенивлияет на устанавливаемые вами цены. Вам необходимо постоянно следить за тем, как конкуренты реагируют на ваши решения в области ценовой политики, а также , а также за ценами ваших конкурентов.
Например, в ответ на какие-либо ваши действия на рынке конкуренты могут либо снизить свои цены (ценовая конкуренция), либо выпустить на рынок новый продукт (неценовая конкуренция). В ответ на их действия выможете ваши цены привести в соответствие с их ценами или тоже попробовать изменить свой ассортимент, но в каждом случае необходимо четко просчитать все последствия новых мероприятий.
Как можно собрать информацию о ценах конкурентов?
Существует несколько способов:
□ проверки, проводимые торговыми представителями,
□ посещение магазинов,
□ опрос клиентов, маркетинговые исследования (групповое интервью),
□ приобретение продукции конкурентов и анализ затрат на ее производство |
Важно, чтобы изучение ценовой, рекламной и ассортиментной политики конкурентов проводилось не от случая к случаю, а стало постоянным направлением вашей исследовательской деятельности.
ВИД ТОВАРА (УСЛУГИ)
Изменение цен по-разному влияет на продажу разных товаров.
Например, если возросли цены на бытовую технику, то очевидно, что это повлияет на объем ее реализации. Если цены на нее падают, то объем реализации увеличивается. Однако если возрастают или падают цены на хлеб, то объем реализации хлеба вряд ли резко возрастет или упадет.
Попытайтесь проследить, как рост или падение цен скажется на объеме продаж ваших товаров или услуг. Для этого имеет смысл ответить на следующие вопросы:
□ Какие товары или услуги приобретают ваши клиенты ив каком количестве?
□ Почему они их приобретают?
□ Эти товары или услуги являются роскошью или необходимостью?
ИМИДЖ
Имиджкомпании в значительной степени влияет на устанавливаемый вами уровень цен.
Если вы выбираете имидж поставщика продукции, не требующей больших затрат, то и цены должны быть низкими и расположена ваша фирма должна быть в многолюдном районе, где-нибудь у вокзала или метро.
Если вы поддерживаете имидж компании с высоким уровнем качества, то цены будут намного выше, но и обслуживание должно быть на соответствующем уровне, а ваша фирма должна иметь «престижное» месторасположение.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на цены, является спрос и предложение. Прежде всего, дадим им определение.
Предложение — ассортимент товаров или услуг, предоставляемый клиентам в определенное время и по определенной цене
Спрос - ассортимент товаров или услуг, предоставляемый клиентам в определённое время и по определенной цене , которой соответствует конкурентным потребностям и покупательским возможностям клиентов.
При изменении спроса на товары цена на них обычно изменяется. Предположим, вы открываете магазин по продаже эксклюзивных вин и ликеров. Если какая-либо марка вина награждается специальным призом, спрос на нее возрастает, и поскольку предложение весьма ограниченно, то и цена увеличивается.
Изменения в предложении также влияют на цену.
Когда увеличиваются поставки, например, вин определенной марки, цена на эту марку падает.
Всегда следует учитывать влияние спроса и предложения на новые товары, особенно если вы находитесь на этапе разработки продукции, о котором мы говорили в предыдущей главе.
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ