Ключевые понятия и термины. Монополистическая конкуренция, избыточные производственные мощности, неценовая конкуренция, усовершенствование продукции

Монополистическая конкуренция, избыточные производственные мощности, неценовая конкуренция, усовершенствование продукции, реклама, издержки монополистической конкуренции, дифференциация продукта.

Вопросы для повторения

1 Назовите отличительные черты монополистической конкуренции. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и чистой монополии?

2 Почему в условиях монополистической конкуренции практически невозможен тайный сговор о ценах и объемах производства?

3 Чем обусловлена независимость действия фирм в условиях монополистической конкуренции, свобода входа и выхода их из отрасли?

4 Охарактеризуйте кривую спроса на продукцию фирмы в условиях монополистической конкуренции.

Тесты и задачи

1 На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти является:

а) высокие барьеры проникновения в отрасль;

б) дифференциация продукции;

в) отсутствие конкуренции;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

2 По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая предельного дохода каждой из фирм, действующих на этом рынке:

а) смещается вниз;

б) не меняется;

в) смещается вверх;

г) неизвестно, изменяется или нет, ввиду нехватки информации.

3 По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая спроса каждой из фирм, действующих на этом рынке:

а) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;

б) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;

в) смещается вниз, причем эластичность спроса не меняется;

г) смещается вверх, причем спрос становится более эластичным.

4 Фирма производит продукцию (тыс.штук) в условиях монополистической конкуренции. Ее предельный доход описывается формулой МR = 20 - 2Q, предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) – формулой МС = 3 Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11 ден.ед., то каким будет избыток производственных мощностей у этой фирмы.

5 Совершенная и монополистическая конкуренция имеют общую черту:

а) производители выпускают дифференцированные товары;

б) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

в) производители выпускают однородные товары;

г)на рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

6 Долгосрочное равновесие фирмы – монополистического конкурента характеризуется тем, что:

а) она имеет прибыль выше нормальной;

б) она получает нормальную прибыль;

в) Р > МС;

г) верно б) и в).

7 Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция её предельного дохода выражается формулой МR=25-2Q, а функция возрастающей части кривой долгосрочных предельных издержек – формулой МС=2Q-15. Минимальные долгосрочные средние издержки равны 15 ден.ед. Избыточные производственные мощности фирмы:

а) равны 0;

б) нельзя определить из-за нехватки информации;

в) равны 5 ед.продукции;

г) равны 10 ед.продукции.

8 На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти фирм является:

а) высокие барьеры проникновения в отрасль;

б) дифференциация продукции;

в) отсутствие конкуренции;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

9 В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:

а) использует все имеющиеся мощности;

б) ведет ценовую войну;

в) имеет барьеры для вхождения в отрасль;

г) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конкурентов.

10 Фирма «Рога и копыта» производит бижутерию (тыс.штук в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход фирмы описывается формулой МR= 20-2Q, её предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке – формулой МС=3Q-10. Минимальные долгосрочные издержки равны 11 ден.ед. Избыточные производственные мощности фирмы:

а) отсутствуют;

б) равны 1 тыс.штук годового выпуска;

в) равны 5 тыс.штук годового выпуска;

г) нельзя определить из-за нехватки информации.

Литература

[9, с.356-360; 10, с.232-248; 11, с.206-212; 14, с.370-392; 15, с.98-113; 16, с.115-142; 27, с.586-597; 52, с.43-60]

Тема 6 ОЛИГОПОЛИЯ – 2 часа

1 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

2 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.

3 Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).

4 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений (модель лидерства в ценах, модель лидерства по объему выпуска).

5 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений. (Модель Курно, Модель Бертрана).

6 Олигополия и экономическая эффективность.

Темы рефератов и докладов

1 Рыночная власть и её источники. Показатели монопольной власти.

2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

Литература:

1 Веленто, И. И.Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь / И. И. Веленто, Е. Ю. Казанцев // Веснiк ГрДУ iмя Я. Купалы. Сер. 1, Гiсторыя - 2005. - N 4. - С. 86-91.

2 Гальперин, В.М.Микроэкономика : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям. [В 3 т.]. Т. 2 / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов ; общая редакция В.М. Гальперина. - Санкт-Петербург : Экономическая школа ГУ ВШЭ : Экономикус : ОМЕГА-Л, 2008. - 503 с.

3 Ермакович, С. Л.Категория "доминирующее положение" в национальном и зарубежном антимонопольном законодательстве / С. Л. Ермакович // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3: Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2007. - N 3. - C. 89-94.

4 Законодательство РБ по антимонопольной политике см. сайт Министерства экономики, раздел Антимонопольное законодательство. http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

5 Мэнкью Н. Принципы микроэкономики: Спб.: Питер, 2003. с. 393-417..

6 Окрепилова И.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование.: Уч. пос. СПб. Изд-во СПб гос. ун-та экономики и финансов. 2001.

7 Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков политика государства: Учебник/ Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – 266-280, 603-671.

8 Санько Г.Г. Монополизм и конкуренция. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 302 с.

9 Чеканский А.Н.Микроэкономика. Промежуточный уровень / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова ; Москов. гос. ун-т, Экон. фак. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 381 с.

Вопросы для обсуждения:

1 По какому критерию можно отличить рынок олигополии от рынка с монополистической конкуренцией?

2 Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменение цен данной фирмой лежат в основе модели ломаной кривой спроса?

3 Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора? Каковы условия для успешного создания картеля?

4 Всегда ли картельные образования являются устойчивыми, каковы причины распада картелей?

5 Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль и каковы ее источники?

6 Какие методы ценообразования применяют олигополисты? При каких условиях возможно лидерство в ценах и ценовая дискриминации при олигополии?

7 Как можно оценить эффективность олигополии? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от нее?

Наши рекомендации