Лекция 5. Законоподобные утверждения в географии и их типы

Лекция 1. Общенаучные основания методологии географии.

  1. Различия между фундаментальной и прикладной наукой.
  2. Различия между исследовательской и инженерной деятельностью и проблема районирования.
  3. Проблема критериев реальности, по А.А. Любищеву, и ее значение для географии.
  4. Проблема районирования в географии: место понятий в структуре географической теории в свете представлений о естественной классификации.
  5. Проблема объективности районов в социально-экономическом или физико-географическом районировании (по выбору).
  6. Критерий истины. Принцип верификации Р. Карнапа.
  7. Критерий истины. Принцип фальсификации К. Поппера.
  8. Проблема индукции в эмпирических науках.
  9. Критика представлений о рациональном характере развития науки Т. Куном.
  10. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

Лекция 2. Общенаучные основания методологии географии (завершение).

  1. В чем отличие неклассической науки от классической?
  2. Когда произошло разделение категорий Истины и Блага в научном познании?
  3. Первая научная революция.
  4. Вторая научная революция.
  5. Когда наука стала непосредственной производительной силой?
  6. Что такое «великая триада» (по М.К. Петрову) и когда она сформировалась?
  7. Мертоновский идеал научной этики: универсализм.
  8. Мертоновский идеал научной этики: коллективизм.
  9. Мертоновский идеал научной этики: бескорыстность.
  10. Мертоновский идеал научной этики: организованный скептицизм.

Лекция 3. Идеальные объекты в географии.

  1. Генезис научной теории в географии – показать происхождение на конкретном примере.
  2. Дескриптивная и конструктивная функция теорий пространственной организации.
  3. Происхождение идеальных объектов научных теорий, по В.И. Вернадскому, и взгляды этого мыслителя на конструктивную роль истории науки.
  4. Принципиальное сходство объектов научных теорий в физике и экономике, по А. Лёшу.
  5. Понятие инверсивного объекта, по М.А. Розову. Инверсивные объекты в географии.
  6. Тюненовская зональность как инверсивный объект.
  7. Явление программно-предметной симметрии в географии.
  8. Модели, заимствованные социальной географией из физики, физической географии и картографии в ходе «теоретической революции».
  9. В чем состоит принципиальное различие между географическими моделями и географическими теориями? Каковы различия в их методологической плодотворности? Привести примеры.
  10. Соотношение между научными задачами и научными теориями, а также между общественными проблемами и научными задачами.

Лекция 4. Методологические программы в географии.

  1. Понятия исследовательских и коллекторских программ.
  2. Примеры наук с преобладанием исследовательских и коллекторских программ и их методологические особенности.
  3. Какие программы – исследовательские или коллекторские – преобладают в географии и почему?
  4. Системный подход как общенаучная методология и причины его выхолащивания.
  5. Положительный и отрицательный опыт применения системного подхода в географии.
  6. Синергетика как общенаучная методология: мировоззренческая новизна и методологическая плодотворность.
  7. Вклад школ И. Пригожина и С.П. Курдюмова в становление нелинейной динамики (синергетики).
  8. При каких свойствах системы становится возможным спонтанное возникновение структур (возникновение порядка из хаоса)?
  9. Понятие аттрактора и точки бифуркации. Привести примеры из области географии.
  10. Каузальное (причинное) и финалистское (телеологическое) объяснение в географии: примеры.

Лекция 5. Законоподобные утверждения в географии и их типы.

  1. Типы законоподобных утверждений в современной науке и их краткая характеристика.
  2. Причины краха наивного реализма в географии.
  3. Может ли в XXI в. любое географическое исследование начинаться картой и заканчиваться картой? Почему?
  4. Квазиэмпирическая и квазитеоретическая концепции познания в географии. Примеры квазитеоретических подходов в природной или социальной географии по выбору отвечающего.
  5. Возможность или невозможность теоретически ненагруженного наблюдения и его причины. Примеры из географии.
  6. Интернализм и экстернализм как концепции развития науки. Их влияние на дисциплинарную организацию науки на примере географии.
  7. «Теоретическая революция» в географии, ее интеллектуальные истоки и наиболее выдающиеся достижения.
  8. Системный подход в географии и представления о структурном изоморфизме. Методологические проблемы выделения систем.
  9. Причины разочарования в идеалах «количественной революции» и отступления географии от некоторых ее идеалов.
  10. Постмодернизм в географии: причины расцвета и упадка.

Наши рекомендации