Лекция 5. Законоподобные утверждения в географии и их типы
Лекция 1. Общенаучные основания методологии географии.
- Различия между фундаментальной и прикладной наукой.
- Различия между исследовательской и инженерной деятельностью и проблема районирования.
- Проблема критериев реальности, по А.А. Любищеву, и ее значение для географии.
- Проблема районирования в географии: место понятий в структуре географической теории в свете представлений о естественной классификации.
- Проблема объективности районов в социально-экономическом или физико-географическом районировании (по выбору).
- Критерий истины. Принцип верификации Р. Карнапа.
- Критерий истины. Принцип фальсификации К. Поппера.
- Проблема индукции в эмпирических науках.
- Критика представлений о рациональном характере развития науки Т. Куном.
- Методология исследовательских программ И. Лакатоса.
Лекция 2. Общенаучные основания методологии географии (завершение).
- В чем отличие неклассической науки от классической?
- Когда произошло разделение категорий Истины и Блага в научном познании?
- Первая научная революция.
- Вторая научная революция.
- Когда наука стала непосредственной производительной силой?
- Что такое «великая триада» (по М.К. Петрову) и когда она сформировалась?
- Мертоновский идеал научной этики: универсализм.
- Мертоновский идеал научной этики: коллективизм.
- Мертоновский идеал научной этики: бескорыстность.
- Мертоновский идеал научной этики: организованный скептицизм.
Лекция 3. Идеальные объекты в географии.
- Генезис научной теории в географии – показать происхождение на конкретном примере.
- Дескриптивная и конструктивная функция теорий пространственной организации.
- Происхождение идеальных объектов научных теорий, по В.И. Вернадскому, и взгляды этого мыслителя на конструктивную роль истории науки.
- Принципиальное сходство объектов научных теорий в физике и экономике, по А. Лёшу.
- Понятие инверсивного объекта, по М.А. Розову. Инверсивные объекты в географии.
- Тюненовская зональность как инверсивный объект.
- Явление программно-предметной симметрии в географии.
- Модели, заимствованные социальной географией из физики, физической географии и картографии в ходе «теоретической революции».
- В чем состоит принципиальное различие между географическими моделями и географическими теориями? Каковы различия в их методологической плодотворности? Привести примеры.
- Соотношение между научными задачами и научными теориями, а также между общественными проблемами и научными задачами.
Лекция 4. Методологические программы в географии.
- Понятия исследовательских и коллекторских программ.
- Примеры наук с преобладанием исследовательских и коллекторских программ и их методологические особенности.
- Какие программы – исследовательские или коллекторские – преобладают в географии и почему?
- Системный подход как общенаучная методология и причины его выхолащивания.
- Положительный и отрицательный опыт применения системного подхода в географии.
- Синергетика как общенаучная методология: мировоззренческая новизна и методологическая плодотворность.
- Вклад школ И. Пригожина и С.П. Курдюмова в становление нелинейной динамики (синергетики).
- При каких свойствах системы становится возможным спонтанное возникновение структур (возникновение порядка из хаоса)?
- Понятие аттрактора и точки бифуркации. Привести примеры из области географии.
- Каузальное (причинное) и финалистское (телеологическое) объяснение в географии: примеры.
Лекция 5. Законоподобные утверждения в географии и их типы.
- Типы законоподобных утверждений в современной науке и их краткая характеристика.
- Причины краха наивного реализма в географии.
- Может ли в XXI в. любое географическое исследование начинаться картой и заканчиваться картой? Почему?
- Квазиэмпирическая и квазитеоретическая концепции познания в географии. Примеры квазитеоретических подходов в природной или социальной географии по выбору отвечающего.
- Возможность или невозможность теоретически ненагруженного наблюдения и его причины. Примеры из географии.
- Интернализм и экстернализм как концепции развития науки. Их влияние на дисциплинарную организацию науки на примере географии.
- «Теоретическая революция» в географии, ее интеллектуальные истоки и наиболее выдающиеся достижения.
- Системный подход в географии и представления о структурном изоморфизме. Методологические проблемы выделения систем.
- Причины разочарования в идеалах «количественной революции» и отступления географии от некоторых ее идеалов.
- Постмодернизм в географии: причины расцвета и упадка.