Практическая работа 2. Время
Введение
Курс географии является основой образования бакалавров направления подготовки «Экология и природопользование». Для успешного освоения образовательной программы необходимо выполнение ряда практических работ, направленных на закрепление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также на приобретение практических навыков (составления графиков, решения задач, анализа таблиц, схем, карт атласа и др.).
Основное внимание уделяется формированию у студентов научных представлений о влиянии астрономического положения Земли, ее движениях и размерах, об эндогенных и экзогенных процессах и формах рельефа, связанных с их проявлением, об особенностях поверхностных и подземных вод, а также об основах экономической и социальной географии. План работы в практикуме представлен в виде вопросов и задач, а также заданий на составление графиков, таблиц, схем и их обязательный анализ, что позволяет студентам творчески подходить к изучению основных тем курса. Выполнение задание требует от студентов предварительной проработки материала лекций и дополнительной литературы по темам.
Методические рекомендации предназначено для аудиторной работы студентов, однако в связи с ограниченным количеством часов на выполнение заданий они могут выполняться в рамках самостоятельной работы.
Помимо оригинальных заданий, при разработке методических рекомендаций использовались материалы из пособий Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению (1982), Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические задания по землеведению и краеведению (1988), Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению (2001).
Физическая география
Практическая работа 1. Солнечная система и ее составляющие
Цель работы: изучить особенности планет Солнечной системы, влияние астрономического положения Земли на природу ее поверхности.
Материалы и оборудование: циркуль, транспортир, карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.
1. Рассмотрите таблицу, дайте сравнительную характеристику Земли и одной из планет (по выбору студента).
2. Нарисуйте большие планеты Солнечной системы, отобразив на каждой угол наклона оси планеты к плоскости орбиты и терминатор (светораздельную линию). Ответьте на вопросы:
1) На каких планетах день равен ночи?
2) На каких планетах не происходит смены дня и ночи?
3) На всех ли планетах происходит смена времен года?
3. Составьте хронологическую таблицу перечисленных ниже событий, выразив земной год в галактический год (1 Гг = 250 млн. лет).
- образование Солнечной системы: 7×109 лет назад;
- зарождение жизни на Земле: 3×109 лет назад;
- появление человека: 1×106 лет назад;
- начало нашей эры: 2×102 лет назад;
- первый человек в космосе: 1961 г.
4. Решите задачи:
1) Во сколько раз радиус Сатурна больше радиуса Земли и каково его расстояние до Земли.
2) Известно, что скорость света 300 000 км/сек. Определит, за какое время луч Солнца достигнет земной поверхности и поверхности Венеры.
3) Определите во сколько раз расстояние от Земли до Сириуса больше чем от Земли до Солнца, если солнечный свет достигает Сириуса за 8,5 лет.
5. Объясните, почему наблюдатель с Земли видит различные фазы Луны.
6. Объясните образование приливов и отливов. Почему приливы чередуются с отливами.
7. Объясните возникновение лунных и солнечных затмений.
Таблица
Параметр | Меркурий | Венера | Земля | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун | Плутон |
Размеры (диаметр, тыс. км) | |||||||||
Расстояние от Солнца (а.е.) | 0,39 | 0,72 | 1,52 | 5,2 | 9,5 | 19,1 | 30,0 | 39,5 | |
Плотность (г/см3) | 5,43 | 0,94 | 5,52 | 3,97 | 1,33 | 0,79 | 1,27 | 1,84 | 0,1 |
Масса (в единицах массы Земли) | 0,05 | 0,82 | 1 (5,98×1027 кг) | 0,11 | 14,5 | 17,2 | 0,002 | ||
Наклон оси планеты к плоскости орбиты | 83° | 87° | 66,5° | 64,8° | 86,9° | 63,6° | 8° | 61° | Более 40° |
Направление осевого вращения | прямое | обратное | прямое | прямое | прямое | прямое | обратное | прямое | прямое |
Звездные сутки | 59 сут | 243 сут | 23 ч 56 мин | 24 ч 37 мин | 9 ч 80 мин | 10 ч 14 мин | 17 ч 14 мин | 17 ч 52 мин | 6,4 сут |
Звездный год | 88 сут | 225 сут | 365,3 сут | 687 сут | 11,86 года | 29,46 года | 84,07 года | 164,82 года | 247,7 года |
Число спутников | 8(?) | 1(?) |
Практическая работа 2. Время
Цель работы: развитие умений определять время для любой точки мира без использования карты часовых поясов, научиться решать задачи, используя данные скорости осевого вращения Земли.
Материалы и оборудование: географические атласы «Физическая география России» и «География материков и океанов», карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.
Решите задачи, записывая вычисления в тетрадь для лабораторных работ.
1. Если в Лондоне местное время 12 часов дня, то чему равно время в Москве и Нью-Йорке?
2. Местное время на 15° в.д. – 8 ч утра. Определите время на 30° в.д. и 30° з.д.
3. В Санкт-Петербурге местное время 12 ч дня, чему равно время в Хабаровске?
4. Время в Москве 8 ч утра, чему равно время в Рио-де-Жанейро?
5. На среднем меридиане часового пояса местное время 12 ч дня. Определите поясное и местное время на граничных меридианах данного пояса.
6. На сколько нужно перевести стрелки часов при переезде из Парижа в Москву, из Пекина в Санкт-Петербург, из Москвы в Сан-Франциско?
7. На начальном меридиане 16 ч по местному времени. Сколько времени на 30° з.д., 75° в.д., 107°56´ в.д., 21°15´ з.д.?
8. В Лондоне 4 ч 30 мин по местному времени. На каком градусе долготы находится пункт, если в этот момент местное время здесь:
а) 8 ч 20 мин;
б) 17 ч 35 мин;
в) 21 ч 17 мин;
г) 0 ч 17 мин;
д) 5 ч 30 мин.
9. Пароход отплыл из Иокогамы в понедельник 6 июля 1959 г и ровно через 12 суток прибыл в Сан-Франциско. Какого числа и в какой день недели пароход прибыл в Сан-Франциско?
10. По московскому времени 11 ч 20 мин. На каком градусе долготы находится пункт, если местное время этого пункта:
а) 13 ч 03 мин;
б) 8 ч 28 мин;
в) 21 ч 13 мин;
г) 5 ч 4 мин.
11. Местное время в Москве 10 ч утра. На каком меридиане 12 ч дня? 8 ч утра?
12. Где и в котором часу по московскому времени начинается Новый год в пределах России?
13. Где, каким образом и почему Новый год можно встречать два дня в году?
14. На основании каких принципов проводят границы часовых поясов?
15. На сколько часовых поясов разделена территория России?