Расчет нулевой рентабельности на уровне фирмы
По своему содержанию и процедуре является более сложным и многофакторным, нежели в отношении просто одного группового тура. Смысл расчета нулевой рентабельности на уровне фирмы состоит в определении количества человек, которых необходимо отправить, для того, чтобы обеспечить безубыточное существование туроператора. В этом варианте расчетов в качестве постоянных издержек выступают постоянные издержки туроператора, приведенные выше (аренда офиса, оклады работников, коммунальные платежи), а в качестве переменных — себестоимости продаваемых туров и расходы по обслуживанию туриста в офисе. В виду того, что современный туроператор может быть многопрофильным предприятием, продающим несколько видов туров в нескольких направлениях, имеющих абсолютно разные отпускные цены и себестоимости, расчет нулевой рентабельности монопрофильного и многопрофильного туроператоров будут отличаться.
В случае, если туроператор в течение определенного срока (месяц, сезон) является монопрофильным (то есть предлагает одни и те же виды туров в идентичных географических направлениях), расчет его нулевой рентабельности аналогичен расчету порога рентабельности обыкновенного тура.
К примеру, в течение зимнего сезона туристический оператор занимался организацией туров выходного дня в Домбай. При этом постоянные издержки туроператора зимой составляли — $1000 в месяц ($500 - аренда офиса, $200 - оклад менеджеров и бухгалтера, $200 - бюджет рекламной кампании, $100 - услуги связи, Интернета, коммунальные платежи). Типовой тур выходного дня в Домбай стоил $80, из которых себестоимость тура составляла — $65. Из приведенных выше формул можно рассчитать минимальное количество туристов, которых необходимо отправить для достижения оператором нулевой рентабельности (безубыточности) в текущем месяце:
К = А / (Р - В)
К = 1000 / (80 - 65) = 67 чел.
Следовательно, если туроператор отправит за месяц 67 человек на тур выходного дня в Домбай, он окупит все свои издержки и достигнет нулевой рентабельности. Если оператор не имеет рыночных возможностей для обеспечения такого объема работы, ему необходимо либо сократить постоянные издержки, либо увеличить норму прибыли.
В случае, если туроператор является многопрофильным предприятием, расчет порога нулевой рентабельности осуществляется с учетом себестоимости и прибыльности каждого из видов предлагаемых туров, основываясь на вероятности продажи каждого из видов туров. Сумма вероятностей продажи всех видов туров должна равняться 1.
К примеру, туристический оператор в своем зимнем ассортименте предлагает три вида туров:
• тур-1 - себестоимость (В1) $140, отпускная цена (Р1) -$160, вероятность продажи (т!) - 0,5 (то есть, каждый второй турист оператора купит именно тур-1);
• ту-2 - себестоимость $220 (В2), отпускная цена - $270 (Р2), вероятность продажи тура — 0,4 (т2);
• тур-3 - себестоимость $800 (ВЗ), отпускная цена $900 (РЗ), вероятность продажи тура - 0,1 (тЗ).
При этом ежемесячные постоянные издержки туроператора составляют - $1000.
Расчет нулевой рентабельности многопрофильного оператора осуществляется по следующей формуле:
К = А / ((Р1 - В1) х т! + (Р2-В2) х т2 + (РЗ - ВЗ) х тЗ),
К = 1000 / ((160 - 140) х 0,5 + (270 - 220)хО,4 + (900 -800)хОД) = 25 чел.
То есть, учитывая ассортимент оператора, размер прибыли с каждого вида тура, а также вероятность продажи того и иного тура, туроператору необходимо отправить 25 человек (из них 13 — приобретут тур-1, 10 — тур-2, 2 человека отправятся в дорогостоящий тур-3).
Методы ценообразования. В современной экономике и маркетинге выделяют три метода установления рыночной цены, что также актуально и среди туроператоров.
Прежде всего, это затратный или бухгалтерский метод установления цен на тур-продукт, в основе которого лежит сумма стоимости услуг поставщиков, входящих в туристический продукт и отвечающая коммерческим интересам туроператора норма прибыли. К примеру, если сумма стоимости услуг поставщиков, формирующих тур-пакет, $300, коммерческим интересам оператора удовлетворяет норма прибыли в 35 %, отпускная цена тура составит - $405. К достоинствам такого метода ценообразования относится его реальная подкрепленность себестоимостью тура, нормой прибыли оператора. Но, с другой стороны, бухгалтерский метод ценообразования не учитывает субъективной оценки туристами данного тура, преимуществ конкурентных предложений.
Метод предельной полезности тура — подразумевает субъективную оценку оператором готовности потенциальных потребителей заплатить определенную сумму денег за возможность посетить тот или иной курорт. Этот метод ценообразования особенно актуален для разработки туров-новинок (не имеющих и не имевших аналогов на туристическом рынке региона), в случае отсутствия на рынке идентичных предложений конкурентов, если рынок неэластичен (потребители неохотно меняют свои предпочтения в случае изменения рыночных цен), и если оператор имеет имидж известной и стабильно работающей фирмы. Этот способ ценообразования выигрывает своей максимальной ориентированностью на потребителей, но его эффективность сильно зависит от субъективных оценок туроператора (требуется длительный опыт работы на региональном туристическом рынке, чтобы устанавливать реальную цену). Зачастую, устанавливая цену, оператор не опирается на реальную себестоимость, велика вероятность ошибки (недооценка или переоценка тура).
Наконец, наиболее действенный и применяемый сегодня на российском туристическом рынке способ ценообразования — ценообразование на основе анализа предложений конкурентов. Цена на разрабатываемый тур должна устанавливаться по крайней мере не выше, чем цена идентичных туров у конкурентов, зачастую в ущерб коммерческим интересам туроператора.
Результатом ценообразования является цена на тур-продукт. Виды цен в туризме:
• нетто и брутто цены. Нетто цена является выражением размера денежной суммы, которая подлежит обязательной оплате туроператору. В брутто-цену включается также и комиссионное вознаграждение турагентам;
• пакетная (инклюзив) цена и тарифы туроператора. Пакетная цена устанавливается на полностью укомплектованный тур-пакет (включающий все туристические услуги, обслуживание от и до пункта отправления). Тарифы туропеоторов устанавливаются на конкретные услуги поставщиков туристических услуг, включая коммерческий интерес туроператоров и комиссию агентам;
• групповая и индивидуальная цена. Групповая цена устанавливается на туристическое обслуживание нескольких человек (например, цена для группы в 20 + 1 человек бесплатно — 23 900 руб.), индивидуальная цена устанавливается в отношении каждого конкретного туриста;
• дискриминационная цена. Цена, устанавливаемая только для определенного контингента граждан: например, детям от 6 до 12 лет или от 0 до 6 лет, пенсионерам, студентам, группам от 10 человек.
Кроме того, различные цены устанавливаются в зависимости от модификаций тура — класс перевозчиков, категория отеля, система питания. Например, тур в Анталию на неделю:
Коттеджи пансионата «Изумруд» «Адлер» (Финансово-хозяйственное управление мэрии г. Москвы)
Стоимость на одного человека в сутки (в рублях):
В зависимости от сезона (пиковый, высокий, несезон) и сроков тура, а также в отношении различных категорий граждан (дети, взрослые на дополнительном месте и т.д.). Пример:
В деятельности любого туристического оператора может сложиться ситуация, когда ему приходится варьировать ранее установленными ценами на свои услуги (уменьшать или увеличивать их). Уменьшение цены туроператором может наступить в результате длительного простоя его деятельности и сокращения объема продаж, в результате потери им значительной доли рынка, усиления конкурентной борьбы, окончания сезона, сокращения издержек в работе или появления новых схем его сотрудничества с поставщиками туристических услуг. В отличие от повышения цены, ее снижение — безболезненная для оператора и потребителя процедура, основываясь на которой можно даже выстроить отдельную рекламную кампанию. Однако увлечение постоянным снижением отпускной цены на тур-пакеты может привести к ряду негативных последствий:
• потребители начинают относиться к подешевевшему туру как наименее качественному, что отталкивает состоятельных клиентов от его приобретения;
• к услугам снижающего цену оператора начинают прибегать представители менее доходных сегментов, не способных часто путешествовать. В то время как любого туроператора интересуют, прежде всего, клиенты, позволяющие себе отдыхать как можно чаще (желательно и в межсезонье);
• регулярное снижение отпускной цены может не привести к увеличению спроса, так как клиенты ожидают дальнейшего падение стоимости тура;
• демпинговые меры в течение всего сезона могут привести к «избалованности» потребителя, который откажется покупать туры по другим, более дорогим ценам в дальнейшем. Поэтому часто демпингующие туроператоры вызывают неуважение у своих коллег, поскольку, достигнув собственной сиюминутной цели (например, продав горящие путевки или сформировав группу), они нарушили ценовое равновесие на рынке в ближайшем будущем. По этим причинам профессиональные туроператоры зачастую
прибегают к незаметному и постепенному снижению отпускных
цен на свои туры, прибегая к:
• увеличению комиссии своим агентам;
• повышению качества оказываемых в туре услуг (например, расселяя людей в более дорогих отелях или предлагая клиентам индивидуальный трансфер);
• включению в стоимость тура новых дополнительных услуг (например, питание или дополнительную экскурсию);
• вводя новые бонусные программы для своих агентов или клиентов.
Повышение цены - малопривлекательно как для туристов, так и для туроператоров, поскольку это подрывает их конкурентоспособность и доступность тур-пакетов для широких слоев населения.
Рост цен может быть вызван чрезмерным спросом на предлагаемые тур-поездки, ростом издержек туроператора, стремлением оператора увеличить собственные прибыли, изменением налогового законодательства или экономической ситуации в стране (инфляция, курс национальной валюты, ставка рефинансирования). По понятным причинам, любой оператор стремится как можно более незаметнее и безболезненнее для потребителя провести повышение цен на свои тур-пакеты. Это достигается путем:
• замены услуг, оказываемых в туре, на менее качественные (перевозчик, отели, экскурсии);
• сокращением количества услуг в инклюзив-турах (например, исключение из тур-пакета питания или экскурсионной программы);
• сокращением ассортимента предлагаемых туров (как способ снижения постоянных и переменных издержек туроператора);
• сокращением сроков тура (например, более раннее отправление с места отдыха снимает необходимость оплачивать еще одни сутки проживания);
• уменьшением размера комиссии агентствам;
• сокращением количества и размера скидок для различных категорий граждан.
Результатом ценообразования туроператора является окончательное оформление его ассортимента. Ассортимент оператора есть перечень всех видов предлагаемых им туров или услуг с указанием следующих реквизитов:
• наименование тура (распространенное наименование «Ан-талия из Ростова-на-Дону» или фирменное «Окно в Париж», «Римские каникулы»);
• маршрут тура с указанием мест ночевок или стоянок (для круизов или автотуров);
• ценовое предложение (все варианты цен для тура — в зависимости от отелей, категорий размещения, сроков заездов, вариантов питания);
• сроки осуществления поездок (даты тура или регулярность рейсов, например, «с 15 июня каждую неделю по воскресеньям»);
• перечень входящих в стоимость услуг (например, «В стоимость входят: авиаперелет Ростов—Даламан—Ростов, проживание и питание полу-пансион в отеле выбранной категории, трансфер аэропорт-отель-аэропорт...», «Дополнительно оплачивается: виза (в аэропорту прибытия) — $10 с человека, экскурсионное обслуживание, страховка - $7 с человека»).
Ассортимент туров многопрофильных туроператоров (с целью облегчения работы агентов и ясности для потребителей) должен быть систематизирован.
Обычно авиатуры, предлагаемые оператором, систематизируются сначала по географическим направлениям, после по категориям предлагаемых отелей (обычно в порядке убывания категории отеля). Например, авиатуры из Ростова-на-Дону классифицируются на авиатуры в Турцию, Кипр, ОАЭ, Италию, Испанию. Далее, авиатуры из Ростова в Турцию могут классифицироваться на вылеты в Анталию, Даламан и Стамбул. Вылеты в Анталию, в свою очередь, содержат информацию по стоимости туров с проживанием в отелях 5*, 4*, 3*.
Ассортимент автобусных или железнодорожных туров может изначально классифицироваться по географическим направлениям (автотуры в Париж, Рим, Мюнхен), либо по срокам их реализации (1.06.2003 - 18.06.2003 «Брест - Прага - Нюрнберг - Париж (5 дней) - Брюссель - Берлин - Варшава - Брест»; 6.06.2003 -12.06.2003 «Брест - Прага - Карловы - Вары - Брест»).
В случае формирования ассортимента круизов сначала все круизы классифицируются в зависимости от судна, на котором они организовываются, далее по срокам их организации (круизы по рекам России на теплоходах «Михаил Шолохов», «Новиков Прибой», «Литвинов», «Дон»... далее перечень круизов на теплоходе «Михаил Шолохов» по времени их совершения 1.0 15.06 «Ростов — Москва», 16.06 - 30.06 «Москва — Ростов»).
В зависимости от профиля работы оператора, его ассортимент может быть широким (предполагающим различные туры в различных географических направлениях, например, автотуры/ авиатуры/ круизы) или узким, глубоким (предлагающим различные модификации тура: большой выбор отелей, дополнительных экскурсий, вариантов питания) или мелким.
Ассортимент туроператора предлагается в трех основных и наиболее распространенных формах: каталоги оператора, ценовые приложения к каталогам, тарифы туроператора.
Каталог туроператора — необходимый аксессуар его работы. Все ведущие туроператоры обязательно участвуют в разработке и издании каталога собственных предложений перед каждым сезоном (обычно летним и зимним). Каталоги ориентированы как на простых туристов, так и на работу туристических агентов, по этому выполняют следующие функции:
• рекламную (каталог обязательно содержит вступительную статью, содержащую информацию о туроператоре и особенностях его работы на рынке);
• информативную (посредством каталога распространяется информация о предлагаемых оператором турах, используемых в них средствах размещения, организуемых экскурсиях, кроме того, каталог — источник информации о странах, в которых и предлагаются туры);
• побудительную (каталог должен убедить читателя или пользователя в необходимости отдыха именно в этой стране, именно с этим туроператором).
Однако стоит отметить, что каталог обычно не содержит цен, определения размеров комиссионного вознаграждения, скидок и т.д.
В связи с приведенными выше функциями каталога, к ним предъявляются следующие требования:
• красочность, иллюстрированность, при этом применяются только удачные, эксклюзивные фотографии (как отелей, так и видов курортов);
• информативность (должны содержать максимум полезной для выбора средства размещения и курорта и для совершения путешествия информации);
• достоверность (приведенная в каталоге информация должна соответствовать реальности);
• ясность (каталог не должен содержать обилия туристической терминологии и обозначения);
• удобство пользования (для этого обязательно должна быть нумерация страниц и содержание каталога, иногда применяется разноцветная окраска торцов каталога);
• единство стиля (весь каталог должен быть выдержан в одном и том же стиле шрифтов, оформления, расположения на странице текстов, фотографий);
• прочность (каталог должен быть рассчитан на длительное пользование, страницы каталога и, главное, их крепления должны быть максимально прочными);
• обязательна ссылка на региональных агентов туроператоров в конце каталога (например, «Требуйте наши туры в агентствах города» или «Полномочным представителем в Ростове является фирма...»).
Каталоги могут быть специализированными (например «Отдых на Черноморском побережье Кавказа» или «Турция 2003») и общими, содержащими ассортимент всех направлений работы оператора (например, «Лето с туроператором»).
Каталог туроператора должен содержать следующую информацию:
• о стране, курорте пребывания (обычно помещается перед информацией о средствах размещения на этом курорте) — наименование страны, ее государственное и территориальное устройство, государственный язык и религия, географическая и температурная карты, часовой пояс, основные культурные центры, аэропорты, особенности визового и таможенного режимов, телефонный код, напряжение в электрических розетках, адреса и телефоны посольств и торговых представительств, время работы банков, магазинов, сведения о национальных праздниках и выходных днях, информация о возможных опасностях для жизни, здоровья и имущества туристов (например, не рекомендовано пить водопроводную воду, прогуливаться с наступлением темного времени суток);
• о предлагаемых средствах размещения на курорте. Обычно описание отелей начинается с отелей наивысшей категории, популярности и стоимости. Наряду с фотографиями (обычно, это общий вид отеля, фотографии корпуса, номера, ресторана) приводится название отеля и указывается его категория (например, «Mavi Hotel****») . Далее следует информация о гостинице: адрес, телефон, электронный адрес отеля; описание расположения отеля (город, курортный поселок, расстояние от аэропорта, от берега моря/горнолыжных подъемников /туристических достопримечательностей/ органов власти, а также номерной фонд отеля); описание стандартного номера (площадь номера, перечень имеющихся в номере коммунальных, санитарно-гигиенических и технических средств); описание услуг питания (количество баров, ресторанов, тип обслуживания в них); описание дополнительных услуг отеля (отдельно выделить платные и бесплатные дополнительные услуги. Например, «Бесплатно: открытый бассейн, детский бассейн, анимация, тренажерный зал, настольный теннис, бильярд, игровая комната для детей, ТВ-салон, аэробика. Платные услуги: сауна, массаж, сейф на рецепции, водные виды спорта, прачечная, врач, магазины»);
• описание предлагаемых экскурсий (наименование экскурсий, ее продолжительность, стоимость), сопровождаемое фотографиями посещаемых мест;
• в заключение приводятся рекомендации туроператора (например, покупки и сувениры, рестораны и бары, магазины и рынки) и словарик для выезжающего на отдых.
Каталоги туроператора печатаются небольшими (до 1000 экземпляров) тиражами и распространяются по требованию агентств, через выставки, в которых участвует туроператор, непосредственно клиентам.
Ценовое приложение туроператора распространяется только агентствам в качестве дополнения к каталогам. Предназначены, , в первую очередь, для облегчения работы агентам, поэтому выполняются на простой бумаге в мягкой обложке, не содержат рекламной информации. Основными требованиями к ценовым приложениям являются:
• соответствие приводимых в приложении отелей и туров существующим в каталоге (в этом случае агент легко описывает туристу отель по информации из каталога и сообщает стоимость тура из ценового приложения);
• цены приложения обычно указываются за тур-пакет, включающий помимо проживания в номерах определенного отеля, еще и перелет, трансферы, экскурсионное обслуживание;
• систематизированность приложения (отели группируются по категориям, их категории по курортам, курорты по странам);
• обязательно описание услуг, стоимость которых включена в указанные цены;
• обязательно указание размера комиссионного вознаграждения агентам (либо по каждому отелю свое, либо общая комиссия по всем отелям и турам приложения).
Цены приложения обычно указываются в отношении проживания в конкретном средстве размещения, либо в отношении тура вообще (типично для круизов и автотуров).
По отелям цены тур-пакета приводятся отдельно для проживания в каждом средстве размещения, дифференцируясь в зависимости от:
• категории номера;
• специфических особенностей номера (вид на море, на газон);
• сезона;
• типа размещения на основном или дополнительном месте;
• состава дополнительных услуг (обычно, питание);
• личности постояльца (ребенок, взрослый на дополнительном месте).
Первый вариантценового приложения по отелям — указание полной стоимости тур-пакета в зависимости от условий «наземного обслуживания».
Пример: