Счисление и прокладка пути неавтоматизированным способом: штилевая и с учетом ветра
Неавтоматизированное счисление пути ведется экипажем и сводится к графической или глазомерной прокладке на карте пройденного самолетом пути. Прокладка пути ведется на всех этапах полета в целях сохранения ориентировки и приближенного контроля пути и подразделяется на штилевую прокладку и прокладку пути по фактическим путевым углам и путевой скорости.
Штилевая прокладка заключается в построении на карте от последнего достоверно определенного места самолета воздушного пути и в нахождении для заданного момента времени штилевой точки, в которой оказался бы самолет при отсутствии ветра. Для штилевой прокладки нужно знать средний курс, истинную воздушную скорость и время полета на каждом участке маршрута.
Счисление и прокладку пути начинать от последнего достоверно пройденного самолетом ориентира. На карте от географического меридиана проложить линию пути под углом, равным среднему истинному курсу. Затем по истинной скорости и времени полета на данном участке рассчитать воздушный (штилевой) путь самолета и отложить его в направлении линии истинного курса. Полученная при этом точка на карте и будет штилевой точкой к моменту изменения курса. При последующих изменениях курса прокладка пути производится от полученной штилевой точки в выше изложенном порядке с учетом радиуса разворота самолета, если скорость полета превышает 400 км/ч.
Для определения фактического МС необходимо от полученной штилевой точки отложить величину линейного сноса самолета средним ветром за время по лета от начала до конца прокладки.
В результате штилевой прокладки полученная на карте линия не является фактической линией пути, а это затрудняет получение фактического МС в требуемый момент времени.
Прокладка пути по фактическим путевым углам и путевым скоростям позволяет получить на карте линию фактического пути и место самолета для заданного момента времени. Для прокладки пути этим способом нужно знать фактический истинный путевой угол (ФИПУ), путевую скорость и время полета на каждом участке маршрута.
При этом ФИПУ в зависимости от начала отсчета курса рассчитывается по одной из формул: ФИПУ = ФУПУ─∆А; ФИПУ = ФМПУ + ∆Му,
а угол сноса и путевая скорость могут измеряться на каждом этапе или рассчитываться по известному ветру. При прокладке пути на большие расстояния с учетом ветра, измеренного в начале пути, появляется ошибка вследствие изменчивости ветра. Поэтому в конце прокладки пути нужно уточнить МС, сместив его на половину вектора изменения ветра за время полета от начала до конца прокладки.
Вектор изменения ветра и средний ветер определяются на ветрочете. Если путевая скорость и угол сноса измеряются непосредственно на каждом этапе маршрута, то необходимость уточнения места самолета отпадает. Прокладку пути этим способом можно вести вперед, определяя МС с упреждением.