География масличных культур мира
Масличная культура | Основные районы выращивания | Ведущие страны производители | Главные экспортеры |
Соя | |||
Подсолнечник | |||
Рапс | |||
Арахис | |||
Оливки |
ЗАНЯТИЕ 4. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА (ПРОИЗВОДСТВО КЛУБНЕНОСНЫХ, САХАРАНОСТНЫХ, ТОНИЗИРУЮЩИХ И ПЛОДОВЫХ КУЛЬТУР)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Выявление природного влияния на географию производства клубненосных, сахароносных, плодовых и тонизирующих культур Мира.
2. Изучение структурно-динамических и географических сдвигов производства продовольственных культур Мира.
3. Расширение навыков в работе со статистическим материалами, по анализу карт.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр. 598-604, 544-551)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 292-295)
3. Учебник Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
По тексту учебного пособия 1 (стр. 598) и 2 (стр. 293), картам атласа и данным таблицы №1 выявить динамику производства картофеля по странам и регионам Мира. По статистическим материалам построить столбчатые диаграммы показателей сбора с 1950 года по начало ХХI века. Диагаммы размещать на контурной карте, а выполнять их разными цветами. Ширина столбиков произвольная. Высоту столбиков выразить в масштабе
1 мм. – 3 млн. т.
Таблица 1.
Основные производители картофеля в мире, млн. т.
страны | Производство, 1997 г., млн. т. | Производство, 2000 г., млн. т. |
Китай | 55,6 | |
Россия | 31,2 | |
Индия | 22,5 | |
США | 21,7 | |
Польша | 19,9 | |
Украина | 15,4 | 16,6 |
Германия | 10,5 | 11,5 |
Нидерланды | 8,2 | |
Белоруссия | 7,4 | |
Великобритания | 7,1 | 6,4 |
Франция | 6,5 | 6,8 |
Турция | 5,3 | 5,5 |
Испания | 3,3 | 3,5 |
Италия | 2,2 | 2,1 |
Мир | 294,3 |
- Каковы особенности динамики сбора картофеля за 50 лет в мире?
- Каковы географические особенности размещения районов производства картофеля, кассавы, батата, ямса? Каковы связи между размещением этих сельскохозяйственных культур и размещением населения и почвенно - растительными зонами?
Задание 2.
Используя данные таблиц 2 и 3 и статистические материалы учебного пособия 1 (стр. 599-600) сделать картограмму «Крупнейшие производители сахарной свеклы и сахарного тростника» в 1980г., 1990г. и начало 21 века. Диаграммы строятся на контурной карте, производство сахарной свеклы и сахарного тростника раскрасить разными цветами, высота столбиков: 1 мм. – 20 млн. т., 1 мм. – 3 млн. т.
Табл. 2 Производство сахарного тростника, начало ХХI в., тыс. т. | Табл. 3 Производство сахарной свеклы, начало ХХI в., тыс. т | |||
Бразилия | 333 314 | Франция | 32 776 | |
Индия | 282 250 | США | 30 227 | |
Китай | 89 388 | Германия | 27 587 | |
Пакистан | 53 104 | Турция | 20 000 | |
Таиланд | 52 839 | Россия | 15 200 | |
Мексика | 46 000 | Китай | 14 590 | |
Австралия | 36 922 | Италия | 14 100 | |
Колумбия | 36 900 | Украина | 13 890 | |
Куба | 35 406 | Польша | 12 554 | |
США | 32 400 | Великобритания | 10 328 | |
Филиппины | 26 287 | Испания | 7 998 | |
Индонезия | 26 000 | Бельгия и Люксембург | 6 150 | |
ЮАР | 21 248 | Нидерланды | 5 505 | |
Аргентина | 19 400 | Иран | 4 987 | |
Вьетнам | 17 840 | Япония | 3 803 | |
Гватемала | 15 459 | Дания | 3 567 | |
Египет | 15 325 | Марокко | 3 223 | |
Мир в целом | 1 274 697 | Чили | 3 100 | |
Австралия | 3 000 | |||
Венгрия | 2 901 | |||
Мир в целом | 263 020 |
- Какое влияние на производство сахарной свеклы и сахарного тростника оказывают природные условия и социально-экономические факторы.
По данным таблиц 4, 5 и 6 составить столбиковые диаграммы основных экспортеров и импортеров сахара в Мире в начале ХХI века, разместив их на контурных картах, используя вертикальный масштаб 1 мм. – 1 млн. т. (на картодиограммах для производства и экспорта выбрана разная масштабность столбиков: иначе экспорта не было бы видно).
Табл. 4 Экспорт сахара в Мире, начало ХХI в., тыс. т. | Табл. 5 Импорт сахара в Мире, начало ХХI в., тыс. т | |||||
страна | Тыс. т | Млн. долл. | страна | Тыс. т. | ||
Бразилия | США | |||||
Австралия | Россия | |||||
Куба | Япония | |||||
Таиланд | Южная Корея | |||||
Гватемала | Великобритания | |||||
ЮАР | Малайзия | |||||
Колумбия | Египет | |||||
Маврикий | Канада | |||||
Мексика | Китай | |||||
Доминиканская респ. | Индонезия | |||||
Свазиленд | Марокко | |||||
Гайана | Шри-Ланка | |||||
Фиджи | Белоруссия | |||||
Мир в целом | Болгария | |||||
Португалия | ||||||
Венесуэла | ||||||
Мир в целом | ||||||
Табл 6.
Производство сахара (Начало XXI в.)
№ п/п | Страна | Регион | Объем, млн т |
Индия* | Азия | 18,94 | |
Бразилия* | Латинская Америка | 14,50 | |
Китай* | Азия | 8,38 | |
США* | Северная Америка | 8,00 | |
Австралия* | Австралия | 5,78 | |
Таиланд* | Азия | 5,63 | |
Мексика* | Латинская Америка | 5,00 | |
Франция | Европа | 4,38 | |
Куба* | Латинская Америка | 4,13 | |
Германия | Европа | 4,10 | |
Пакистан* | Азия | 3,80 | |
ЮАР* | Африка | 2,65 | |
Колумбия* | Латинская Америка | 2,30 | |
Турция | Азия | 2,21 | |
Мир | 128,80 |
* производство сахара из сахарного тростника
- Сравнить картограммы, показывающие крупнейших производителей и экспортеров сахара. Объясните несовпадения.
Задание 3.
Используя материалы учебных пособий 1 и 2 и таблицы № 7, дать географическую характеристику мирового производства тонизирующих культур. Сделать картосхему «Мировое производство чая, кофе, какао-бобов».
Табл. 7
Валовой сбор кофе и какао в странах мира (начало XXI в.)
№ п/п | Кофе | Какао | ||||
Страна | Регион | Объем, тыс. т | Страна | Регион | Объем, тыс. т | |
Бразилия | Латинская Америка | Кот-д'Ивуар | Африка | |||
Вьетнам | Азия | Гана | Африка | |||
Колумбия | Латинская Америка | Индонезия | Азия | |||
Индонезия | Азия | Нигерия | Африка | |||
Кот-д'Ивуар | Африка | Бразилия | Латинская Америка | |||
Мексика | Латинская Америка | Камерун | Африка | |||
Гватемала | Латинская Америка | Малайзия | Азия | |||
Индия | Азия | Эквадор | Латинская Америка | |||
Эфиопия | Африка | Колумбия | Латинская Америка | |||
Гондурас | Латинская Америка | Доминиканская Республика | Латинская Америка | |||
Мир | Мир |
Задание 4.
По данным материалов учебных пособий 1 и 2, таблиц 8, 9, 10, дать географическую характеристику мирового производства винограда и плодовых культур, придерживаясь плана изучения отрасли земледелия.
План изучения отрасли земледелия.
1. Хозяйственная оценка природных условий для развития отрасли:
а) установить требования культуры к климату и почвам;
б) используя агроклиматическую карту, сопоставить данные о требованиях культур к почвенно-климатическим условиям с условиями района распространения культур:
- данные о t° С, ниже которых наступает повреждение культуры с t° С в районах распространения;
- данные о продолжительности вегетационного периода с данными климатической карты, продолжительности безморозного периода районов посевов злаков;
- данные о времени преимущественного потребления растениями воды из почвы с данными о годовом распределении осадков и др.
в) оценка почв;
г) оценка рельефа местности.
2. Определить роль каждой культуры в мировом земледелии, особенности динамики их производства за последние 30 лет, размещения в мире, по поясам и отдельным странам.
Определить географию торговли культурами.
Особое внимание обратить на различие между странами, объяснить причины этих различий.
Таблица 8.
Ведущие производители винограда в мире начало 21 века..
страна | тыс. т |
Италия | |
Франция | 8 137 |
США | 5 652 |
Испания | 5 608 |
Турция | 3 400 |
Китай | 2 815 |
Аргентина | 2 425 |
Иран | 2 342 |
Германия | 1 659 |
Чили | 1 575 |
ЮАР | 1 554 |
Австрия | 1 266 |
Греция | 1 150 |
Португалия | 1 041 |
Мир в целом | 61 024 |
Таблица 9.
Внешняя торговля виноградом начало 21 в.
экспорт | импорт | ||
Тыс. т | Тыс. т | ||
Италия | США | ||
Чили | Германия | ||
США | Китай | ||
ЮАР | Великобритания | ||
Мексика | Франция | ||
Испания | Канада | ||
Нидерланды | Нидерланды | ||
Греция | Бельгия и Люксембург | ||
Бельгия и Люксембург | Польша | ||
Турция | Мексика | ||
Китай | Австрия | ||
Мир в целом | 2 348 | Мир в целом | 2 297 |
Таблица 10
Внешняя торговля изюмом начало 21 в.
Экспорт | импорт | ||
тыс. т | тыс. т | ||
Турция | 188,9 | Великобритания | 109,4 |
США | 99,2 | Германия | 62,8 |
Иран | 94,3 | Нидерланды | 44,4 |
Греция | 54,4 | Япония | 34,0 |
Чили | 32,6 | Россия | 31,4 |
Афганистан | 29,0 | США | 24,7 |
ЮАР | 28,2 | Франция | 23,1 |
Мексика | 10,5 | Италия | 21,2 |
Нидерланды | 8,6 | ОАЭ | 20,0 |
Австралия | 7,8 | Австралия | 16,9 |
Бельгия и Люксембург | 7,5 | Мир в целом | 618,5 |
Мир в целом | 606,0 |
Задание 5.
Итоговое задание (работа в тетради): на основе текста учебных пособий и карт атласа составьте таблицу «Главные страны экспортеры сельскохозяйственной продукции» по следующей форме:
Экспортные товары | Главные страны-экспортеры |
Сахарный тростник | |
Чай | |
Какао | |
Кофе | |
Бананы | |
Виноград |
ЗАНЯТИЕ 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА.
(ГЕОГРАФИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- изучить основные черты развития и размещения подотраслей технических культур;
- развивать умения в работе со статистическими и картографическими материалами.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Н.В. Алисов, Б.С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.: Гардарики, 2001, стр. 546 – 547, 600 – 601.
- В.П.Максаковский. Географическая карта мира. Кн. 1. М.: Дрофа, 2003, стр. 295 -298.
- Учебник. Максаковский В.П. География. 10 класс. 2005г.
- Атлас. География. 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Используя материалы учебных пособий 1 (стр.546-547, 600-601) и пособия 2 (стр. 295-298) и данные таблицы 1 и 2 построить картосхему «Валовой сбор хлопка-волокна с 1950 – по 2004 годы» в млн.т ведущих государств, применяя столбиковые диаграммы, в масштабе 1 см – 0.3 млн.т, нанести эти данные на контурную карту Мира.
Таблица 1.
Валовой сбор хлопка-волокна в странах мира (начало ХХI в.) 2004г.
№ п/п | Страна | Регион | Объем, тыс.т |
Китай | Азия | ||
США | Северная Америка | ||
Индия | Азия | ||
Пакистан | Азия | ||
Узбекистан | Азия | ||
Турция | Азия | ||
Австралия | Австралия | ||
Бразилия | Латинская Америка | ||
Греция | Европа | ||
Сирия | Азия | ||
МИР |
Используя данные пособия № 2 (стр.296-297) построить круговые диаграммы «Доля крупных регионов Мира» в производстве хлопка в 1950 – 2000 г.г.»
- Объяснить причины произошедших изменений долей регионов в производстве хлопка за 50 прошедших лет.
- Какие страны и почему стали главными экспортерами и импортерами хлопка?
Табл. 2
Главные хлопководы мира
Регионы и страны | Посевные площади под хлопчатником, тыс. га | Урожайность (в пересчете на волокно), кг/га | Производство хлопка-волокна, тыс. т | Экспорт хлопка-волокна, тыс. т | ||||||||||
1997/98 | 1999/00 | 1997/98 | 1999/00 | 1997/98 | 1999/00 | 1997/98 | 1999/00 | |||||||
Зарубежная Азия | ||||||||||||||
Китай | ||||||||||||||
Индия | ||||||||||||||
Пакистан | ||||||||||||||
Турция | ||||||||||||||
Сирия | ||||||||||||||
Иран | … | … | … | … | ||||||||||
Израиль | ||||||||||||||
Мьянма | ||||||||||||||
Афганистан | ||||||||||||||
Прочие* | … | … | ||||||||||||
Всего | … | … | ||||||||||||
Северная Америка | ||||||||||||||
США | ||||||||||||||
Мексика | ||||||||||||||
Всего | … | … | ||||||||||||
Африка | ||||||||||||||
Египет | ||||||||||||||
Мали | … | … | … | … | ||||||||||
Кот-д`Ивуар | … | … | … | … | ||||||||||
Буркина-Фасо | … | … | … | … | ||||||||||
Бенин | … | … | … | … | ||||||||||
Зимбабве | ||||||||||||||
Чад | ||||||||||||||
Нигерия | ||||||||||||||
Камерун | ||||||||||||||
Того | … | … | … | … | ||||||||||
ЮАР | ||||||||||||||
Судан | ||||||||||||||
Мозамбик | … | … | … | … | ||||||||||
Танзания | ||||||||||||||
Уганда | … | … | … | … | ||||||||||
Замбия | … | … | … | … | ||||||||||
Прочие* | … | … | ||||||||||||
Всего | … | … | ||||||||||||
Территория СССР | ||||||||||||||
Узбекистан | ||||||||||||||
Туркмения | ||||||||||||||
Таджикистан | … | … | … | … | ||||||||||
Казахстан | … | … | … | … | ||||||||||
Азербайджан | … | … | … | … | ||||||||||
Киргизия | … | … | … | … | ||||||||||
Прочие* | - | - | … | … | ||||||||||
Всего | … | … | ||||||||||||
Южная Америка | ||||||||||||||
Бразилия | ||||||||||||||
Аргентина | ||||||||||||||
Колумбия | ||||||||||||||
Парагвай | ||||||||||||||
Перу | ||||||||||||||
Боливия | … | … | … | … | ||||||||||
Прочие* | … | … | … | … | ||||||||||
Всего | … | … | … | … | ||||||||||
Австралия | ||||||||||||||
Западная Европа | ||||||||||||||
Греция | ||||||||||||||
Испания | ||||||||||||||
Прочие* | … | … | ||||||||||||
Всего | … | … | ||||||||||||
Всего по миру | ||||||||||||||
Задание 2.
По данным графиков 1 и 2 дать географическую характеристику мирового производства другой прядильной культуры: льна
Рис. 1 Страны – лидеры по производству льноволокна и пакли
Рис. 2. Валовый сбор растительных волокон в мире
Построить картосхему «Крупнейшие производители льноволокна в мире»
Картосхема строится при использовании столбиковых значений, в масштабе 1 см – 50 тыс.т
Задание 3.
Используя данные таблицы 3 и 4 построить круговые диаграммы на картосхеме «Производители натурального каучука в 1934 – 2002 годах»
Табл. № 3
Мировое производство натурального каучука (в тыс. т)
Страны | Среднее за | Страны | Среднее за | |||
1934- 1938гг | 1966- 1968гг | |||||
1934- 1938гг | 1966- 1968гг | |||||
Латинская Америка В том числе: Бразилия ………… Азия В том числе: Индонезия ……… Малайзия …….. Южный Вьетнам … Камбоджа …………. Таиланд …………. Индия …………. Цейлон …………. 1.1966 – 1967 гг. 2.Включая Саравак и Сабах 3 В 1969 г. – 2854 тыс.т, в том числе 1209 тыс. в Малайзии и 768 тыс. ы Индонезии | - | Африка В том числе: Либерия Нигерия Конго (Киншаса) Океания (Папуа) Весь мир |
Табл. № 4
Страны – лидеры по производству натурального каучука в 2002 г.
(более 1 % мирового производства)
Страна | Производство | Страна | Производство | ||
Млн.т | % | Млн. т | % | ||
1.Таиланд 2.Индонезия 3.Индия 4.Малайзия 5.Китай 6.Вьетнам 7.Кот-д,Ивар | 589,3 477,4 331,4 | 35,3 23,0 9,3 8,5 6,9 4,8 1,8 | 8.Нигерия 9.Либерия 10.Бразилия 11.Шри-Ланка 12.Филиппины Итого, 12 стран Мир в целом | 95,9 73,3 6 965,2 | 1,6 1,6 1,4 1,2 1,1 96,3 100,0 |
Изучить динамику изменения общего объема мирового производства натурального каучука. Выявить изменения в группе ведущих стран мира и регионов в мире за прошедшие годы. Какие изменения и почему произошли в расстановке производителей продукции?
Задание 4.
Охарактеризовать изменения, произошедшие в географии производства табака, используя данные учебных пособий 1 и 2 по плану изучения отрасли земледелия.
План изучения отрасли земледелия
- Хозяйственная оценка природных условий для развития отрасли:
А) установить требования культуры к температурному режиму;
Б) установить требования культуры к режиму увлажнения;
В) установить требования культуры к почвам;
Г) установить требования культуры к рельефу местности.
- Используя агроклиматическую карту, сопоставить данные о требованиях культур с данными об условиях распространения культур и определить:
- место культуры в посевных площадях регионов стран;
- крупнейшие производителей культуры в мире.
- Определить зависимость отрасли от экспорта и импорта продукции:
- наличии рабочей силы
- наличие транспортной сети, портов.
- Определить роль в развитии внешних и внутренних экономических связей.
- Определить роль каждой культуры в мировом сельском хозяйстве, показать особенности динамики их производства за последние 30 лет.
- Обозначить перспективы развития отраслей сельского хозяйства.
ЗАНЯТИЕ 6. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА. (ГЕОГРАФИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА МИРА)
(ЧАСТЬ 1)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. изучить географию основных отраслей животноводства мира;
2. выявить влияние природных и социально-экономических факторов на развитие и размещение отдельных отраслей животноводства Мира;
3. расширить навыки работы со статистическим и картографическим материалом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр. 605-615)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 298-307)
3. Учебник Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Используя данные учебных пособий 1 и 2 составить столбиковые диаграммы мирового поголовья крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота по странам первой десятки (масштаб 1 мм- 6 млн. голов).
Ответить на вопросы:
1. Какие регионы являются лидерами в выращивании отдельных видов животных?
2. Почему именно эти регионы и страны являются лидерами, а другие регионы не занимаются выращиванием этих животных? Объясните такое расположение отдельных отраслей животноводства.
3. Как влияют процессы механизации и автоматизации на развитие отраслей животноводства?
Задание 2.
Заполните таблицу № 1 «Структура животноводства Мира»
животноводство | |||||||
Крупный рогатый скот | свиноводство | овцеводство | птицеводство | ||||
Молочное направление | Мясное направление | Мясное | сальное | шерстяное | мясное | мясное | яичное |
- В чем состоит отличие в отраслевой структуре животноводства развитых и развивающихся стран?
- Охарактеризуйте специализацию животноводства в Европе, Северной Америке, Южной Америке, Азии, Африке. Объясните причины различий и сходств.
Составьте картодиаграммы:
1. География мирового свиноводства;
2. География мирового овцеводства;
3. География мирового скотоводства.
Используя данные о первых десятках стран по поголовью животных.
ЗАНЯТИЕ 7. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА. (ГЕОГРАФИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА МИРА)
(ЧАСТЬ 2)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. изучить географию основных отраслей животноводства мира;
2. выявить влияние природных и социально-экономических факторов на развитие и размещение отдельных отраслей животноводства Мира;
3. расширить навыки работы со статистическим и картографическим материалом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр. 605-615)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 298-307)
3. Учебник Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Ознакомиться с данными таблиц № 1, 2, 3. Рассмотреть производство животноводческой продукции в абсолютных показателях и на душу населения в год. Составить картосхему – крупнейшие производители животноводческой продукции по видам, производство мяса, молока, яиц на душу населения.
кг\чел. в год
> 100 | 100-50 | < 50 | Мясо |
>300 | 300-200 | <200 | Молоко |
>150 | 150-100 | <100 | Яйца |
Таблица 1.
Производство мяса в странах мира (начало 21 века)
№ | страна | регион | Объем, тыс. т. | На душу населения кг/чел в год |
Китай | Азия | 59 275 | ||
США | Сев. Америка | 37 180 | ||
Бразилия | Юж. Америка | 13 123 | ||
Франция | Европа | 6 462 | ||
Германия | Европа | 6 340 | ||
Испания | Европа | 4 875 | ||
Индия | Азия | 4 677 | 4,6 | |
Россия | Европа, Азия | 4 344 | ||
Мексика | Латинская Америка | 4 289 | ||
Италия | Европа | 4 043 | ||
Канада | Сев. Америка | 3 779 | ||
Аргентина | Юж. Америка | 3 703 | ||
Австралия | Автралия | 3 606 | ||
Британия | Европа | 3 600 | ||
Япония | Азия | 2 998 | ||
Польша | Европа | 2 972 | ||
Нидерланды | Европа | 2 936 | ||
Пакистан | Азия | 2 270 | ||
Дания | Европа | 2 007 | ||
Филиппины | Азия | 1 997 | ||
МИР | 225 945 |
Таблица 2.
Производство молока в странах мира (начало 21 века)
№ | страна | регион | Объем, млн. т. | На душу населения л/чел в год | |
США | Сев. Америка | 73,5 | |||
Индия | Азия | 60,3 | |||
Россия | Европа, Азия | 31,8 | |||
Германия | Европа | 28,3 | |||
Франция | Европа | 24,6 | |||
Бразилия | Юж. Америка | 22,5 | |||
Британия | Европа | ||||
Украина | Европа | 13,2 | |||
Польша | Европа | 12,4 | |||
Нидерланды | Европа | ||||
Италия | Европа | 11,4 | |||
Новая Зеландия | Океания | 11,4 | |||
Канада | Сев. Америка | ||||
Япония | Азия | ||||
Беларусь | Европа | ||||
Аргентина | Юж. Америка | ||||
Мексика | Латинская Америка | ||||
Австралия | Автралия | ||||
МИР | 480,7 |
Таблица 3.
Производство яиц в мире (начало 21 века)
№ | страна | регион | Объем, млдр. шт. | На душу населения шт/чел в год | |
Китай | Азия | ||||
США | Сев. Америка | ||||
Япония | Азия | ||||
Россия | Европа, Азия | ||||
Бразилия | Юж. Америка | ||||
Германия | Европа | ||||
Франция | Европа | ||||
Мексика | Латинская Америка | ||||
Британия | Европа | ||||
Индонезия | Азия | ||||
Италия | Европа | ||||
Испания | Европа | ||||
Нидерланды | Европа | ||||
Польша | Европа | ||||
Турция | Азия | ||||
Канада | Сев. Америка | ||||
Аргентина | Юж. Америка | ||||
Венгрия | Европа | 4,5 | |||
Иран | Азия | 4,1 | |||
Беларусь | Европа | 3,7 | |||
МИР | |||||
Ответить на вопросы:
1. Почему в странах, являющихся крупнейшими производителями животноводческой продукции, в расчете на душу населения её производится недостаточно?
2. Чем отличается уровень интенсивности животноводства в странах разных типов?
3. Каковы закономерности в развитии и размещении отраслей животноводства в мире?
Задание 2.
Ответить на вопросы:
1. Какие страны занимают первое место в мировой торговле мясной продукции? Животного масла? Молока? Яиц?
2. Почему развитые страны занимают ведущее место в экспорте животноводческой продукции в Мире?
3. Почему по поголовью скота лидируют развивающиеся страны, а главными экспортерами животноводческой продукции являются развитые страны мира, с немногочисленным поголовьем?
Составьте таблицу № 4 «Основные страны-экспортеры животноводческой продукции».
Сельскохозяйственная продукция | Главные страны-экспортеры |
Говядина, телятина | |
Свинина | |
Баранина, ягнятина | |
Мясо птицы | |
Молоко (молочная продукция, животное масло, иогурты, сыры) | |
Шерсть |
- используя данные таблиц, нанесите на контурную карту основные районы производства различных видов животноводческой продукции. Легенду карты разработать самостоятельно.
ЗАНЯТИЕ 8. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА И АКВАКУЛЬТУРЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- Показать значение и динамику развития мирового рыболовства и аквакультуры;
- выявить особенности структуры и географии этих отраслей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Н.В. Алисов, Б.С. Хорев. Экономическая и социальная география Мира (общий обзор). – М.: Гардарики, 2001 – стр. 613-614.
- В.П. Максаковский. Географическая картина Мира. Кн1.М.: Дрофа, 2003. - 307-313.
- Учебник. География. 10 класс, В.П. Максаковский, 2005.
- Атлас. География. 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Используя материалы учебных пособий № 1 и № 2, таблицы 1 изучить динамику изменения в группе ведущих стран мира по вылову рыбы. Построить столбиковые диаграммы. Отсчет вести последовательно с 1950 г, 1960 г, 1970 г, 1980 г, 1990 г, 1995 г, 2000 г, 2002 г. Провести анализ. Масштаб произвольный.
Табл.1.
Страны – лидеры по вылову рыбы в 2002 г.
(более 1% от общего показателя)
Страна | Вылов рыбы | Страна | Вылов рыбы | ||
млн.т | % | млн. т | % | ||
| 41,5 8,4 5,9 5,4 5,3 5,2 4,8 4,2 3,6 3,1 2,4 | 32,9 6,8 4,7 4,3 4,2 4,1 3,8 3,3 2,9 2,5 1,9 |
| 2,2 1,8 1,7 1,5 1,5 1,4 1,4 1,3 102,6 126,2 | 1,7 1,4 1,3 1,2 1,2 1,1 1,1 1,0 81,3 |
По данным таблицы 1 построить картосхему «география мирового рыболовства». Столбчатые диаграммы разместить на контурной карте. Высоту столбиков выразить в масштабе: 1 см – 3 млн т.
Задание 2
Проанализировать данные таблицы № 2. Статистические данные таблицы №2 использовать для построения картосхемы «География мирового рыболовства». Выделить 4 группы стран по величине потребления рыбы на душу населения: 1группа – страны, где потребляют рыбы на 1 человека более, чем 90 кг; 2 группа – страны, где потребляют рыбы от 70 до 90 кг; 3 группа – страны, где величина составляет 50 70 кг; 4 группа – страны, где потребление рыбы составляет менее 40 кг в год на человека. Цвет для каждой группы стран выбрать произвольно.
Табл. 2.
Величина потребления рыбы на душу населения
Страны | Потребление рыбы на душу населения, кг |
Мальдивы | |
Исландия | |
Кирибати | |
Антигуа и Барбуда | |
Япония | |
Сейшельские острова | |
Норвегия | |
Португалия | |
Малайзия | |
Гренада |
Задание 3.
Используя материалы учебного пособия № 1 (стр. 613) и пособия № 2 (стр. 310-313), рис.1
Дать характеристику мирового китобойного промысла и аквакультуры, используя план.
План характеристики географии отрасли хозяйства
- Хозяйственное значение отрасли.
- Факторы развития и размещения отрасли.
- Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения производства.
- География мировой торговли продуктами моря.
- Основные проблемы и перспективы развития отрасли.
- Какова доля регионов мира в мировых уловах рыбы и добыче продуктов моря? Какие изменения в показателях доли аквакультуры от мировых уловах рыбы наблюдаются с 1985 года? Объяснить причины изменений.
Задание 4.
Изучить динамику распределения мировых уловов рыбы и добычи морепродуктов по океанам, используя данные учебного пособия № 2 (стр. 308). Построить и проанализировать столбиковые диаграммы. Масштаб произвольный.
ЗАНЯТИЕ 9. КОЛЛОКВИУМ АПК.
1. Роль, значение, структура АПК, агробизнеса.
2. Экономико-географическая характеристика мирового производства зерновых культур.
3. Экономико-географическая характеристика мирового производства масличных культур
4. Экономико-географическая характеристика мирового производства клубненосных культур
5. Экономико-географическая характеристика мирового производства сахароносных культур
6. Экономико-географическая характеристика мирового производства технических (волокнистых) культур
7. Экономико-географическая характеристика мирового садоводства и тонизирующих культур
8. Экономико-географическая характеристика мирового свиноводства
9. Экономико-географическая характеристика мирового птицеводства
10. Экономико-географическая характеристика мирового овцеводства и козоводства
11. Экономико-географическая характеристика мирового скотоводства (молочное направление)
12. Экономико-географическая характеристика мирового скотоводства (мясное направление)
13. Экономико-географическая характеристика мирового рыболовства и марикультуры.
ЗАНЯТИЕ 10. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
конкретизировать понятие «транспортная система», «работа транспорта», изучить типы транспортной сети, особенности транспортных систем, проанализировать структуру мирового грузооборота по видам транспорта и группам стран, усвоить основные показатели, характеризующие работу транспорта.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр. 605-615)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 298-307)
3. Учебник Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Ознакомиться с материалами перечисленных учебных пособий и ответить на вопросы:
1. Объяснить роль и значение транспортного комплекса в современной экономике как третьей ведущей отрасли хозяйства.
2. Каково воздействие оказала НТР на разделение функций между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.
3. Какие факторы влияют на развитие и размещение разных видов транспорта? Приведите примеры.
4. Как оценивается работа транспортного комплекса? Что такое грузооборот? Как он изменяется? Что такое пассажирооборот? Что влияет на изменение пассажирооборота? Какие изменения можно выделить в структуре мирового грузо- и пассажирооборота?
5. Отметить основные черты различия между транспортными комплексами стран экономического центра и странами экономической периферии?
6. Какой вид транспорта сыграл решающую роль в формировании мирового хозяйства? Обоснуйте свой ответ.
7. Какие показатели характеризуют современный уровень развития транспорта?
Задание 1.
Сделать анализ таблиц «Структура грузо- и пассажирооборота мирового транспорта». Провести анализ темпов роста каждого вида транспорта. Как распределились места в грузообороте и пассажирообороте видов транспорта по годам? С чем это связано?
Табл. № 1
Структура грузооборота мирового транспорта, (%).
Виды транспорта | |||||
Железнодорожный | 30,8 | 18,9 | |||
Автомобильный | 7,5 | 8,3 | |||
Внутренний водный | 5,6 | 2,7 | |||
Морской | 51,9 | 62,7 | 62,1 | ||
Трубопроводный нефтяной | 3,1 | 7,2 | 8,5 | 8,6 | |
Газопроводный | 1,1 | 2,3 | 3,6 | 4,5 | 4,7 |
Воздушный | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Табл. № 2
Структура пассажирооборота мирового транспорта, (%)
Виды транспорта | 1950 г. | 1970 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2002 г. |
Железнодорожный | 11,1 | 10,5 | |||
Автомобильный | 80,1 | ||||
Внутренний водный | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,6 | » 1 |
Морской | 0,8 | 0,6 | 0,3 | 0,01 | 0,01 |
Воздушный | 1,2 | 3,5 |
Табл. № 3
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте стран мира в начале 21 века, (%)
Виды транспорта | Британия | ФРГ | Франция | США | Япония | Россия |
Железнодорожный | ||||||
Автомобильный | 24,5 | 0,9 | ||||
Внутренний водный | 1,5 | - | ||||
Морской | 83,5 | |||||
Трубопроводный | 1,5 | - | ||||
Воздушный | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,1 |
А) построить круговые диаграммы структуры грузооборота мирового транспорта в 1950 и 2002 годах.
Б) построить круговые диаграммы структуры пассажирооборота мирового транспорта в 1950 и 2002 годах.
В) построить столбиковые диаграммы удельного веса отдельных видов транспорта в общем грузообороте транспорта в начале 21 века.
Выявить изменения структуры грузооборота и пассажирооборота за полвека.
- Какое влияние оказывает НТР на структуру грузооборота? В какие периоды новые виды транспорты приобретали массовый характер?
- Для каких видов транспорта характерно несоответствие их роли в грузообороте? Чем объясняется возникновение несоответствия?
- Какое влияние оказывает НТР на структуру пассажирооборота? В какие периоды новые виды транспорта приобрели массовый характер по перевозке пассажиров?
- Для каких видов транспорта характерно несоответствие их роли в пассажирообороте? Какими причинами это вызвано?
ТЕМА 11. ГЕОГРАФИЯ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА МИРА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. охарактеризовать географию разных видов сухопутного транспорта мира;
2. усвоить основные показатели, характеризующие работу разных видов сухопутного транспорта Мира.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр. 635-644)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 313-323)
3. Учебник Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Типовой план характеристики транспорта
1. Значение транспорта в хозяйственном комплексе;
2. Хозйственная оценка природных условий для развития видов транспорта;
3. Уровень развития транспорта;
4. Характеристика конфигурации транспортных сетей;
5. Характеристика транспортной работы, транспортных потоков;
6. Размещение главных транспортных путей, узлов, портов, складов.
Задание 1.
Используя материалы учебных пособий 1, 2 данные таблиц 1, 2, 3 – дать географическую характеристику, по типовому плану, мировому автомобильному транспорту.
Табл. № 1
Крупнейшие автомобильные парки мира (начало XXI века)
№ п/п | Страна | Регион | Количество автомобилей млн. шт |
США | Северная Америка | 207,5 | |
Япония | Азия | 51,2 | |
Германия | Европа | 42,3 | |
Италия | Европа | 31,4 | |
Франция | Европа | 27,5 | |
Великобритания | Европа | 22,8 | |
Россия | Европа, Азия | 19,7 | |
Испания | Европа | 16,1 | |
Канада | Северная Америка | 13,9 | |
Бразилия | Латинская Америка | 12,7 | |
Мир | 695,0 |
Табл. № 2
Количество индивидуальных легковых автомобилей на душу населения в странах мира (начало XXI века)