Кабинет географии, его функции и структура

Кабинет– это сложная система, включающая мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную систематизацию их в кабинете, такую, чтобы любой вид пособия можно было бы легко использовать. Современный кабинет географии должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету «география».

Реализация деятельностного подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием:

Объекты натуральные: гербарии растений, коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых, наборы раздаточных образцов (например, полученные во время экскурсий на природные или хозяйственные объекты).

Они служат для непосредственного восприятия объектов, предметов, явлений.

Модели:

- демонстрационные (глобусы);

- магнитные (комплекты «Мировой круговорот воды», «Типы воздушных масс» и др.);

- макеты, имитирующие явления и процессы природы (модель вулкана, речной долины, форм и типов рельефа).

• Приборы: метеорологические (термометр, барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер), теллурий, компас, нивелир, дальномер.

• Инструменты: рулетка, школьный угломер, визирная линейка.

• Приспособления: доска для магнитных пособий, набор условных магнитных знаков, планшет.

Они способствуют формированию знаний о происходящих процессах и явлениях. Учащиеся должны уметь пользоваться приборами, инструментами.

• Пособия печатные: карты, атласы, раздаточные материалы (по топографии), таблицы, картины.

Они служат для раскрытия сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их размещения.

• Аудиовизуальные средства: диапозитивы (слайды-альбомы), видеофрагменты, учебно-программные средства (компакт-диски).

Они позволяют получить самую современную информацию о любом уголке земного шара.

• Портреты: путешественников и исследователей.

В кабинете географии могут быть и самодельные таблицы, схемы, гербарии, модели; приборы для определения географической широты места, измерения относительной высоты объектов на местности, для наблюдений за погодой.

В кабинете рекомендуется иметь:

- нормативно-инструктивную документацию по организации УВП по географии (концепция, стандарты, программы, положение о 10-балльной системе оценки, требования единого речевого режима, инструктивно-методические письма МО РБ к новому учебному году и др.);

- учебники, учебные и методические пособия, справочную, научно-популярную и художественную литературу;

- дидактический и раздаточный материал для организации самостоятельной и практической познавательной деятельности учащихся;

- тематические (поурочные) материалы по курсам географии;

- комплекс материалов для диагностики качества обучения предмету в соответствии с 10-балльной системой оценки, в т.ч. критерии оценки за выполнение практических работ, заданий на контурных картах, за ведение тетрадей;

- требования к ведению тетрадей, выполнению практических работ, в т.ч. на контурной карте, написанию и представлению (защите) рефератов, докладов, сообщений и других творческих работ; лучшие их образцы; требования к составлению учебных портфолио учащихся;

- материалы для проведения олимпиад;

- материалы по внеклассной работе (сценарии праздников, вечеров, КВН, игр, викторин, программы кружков, клубов, недель географии и др.);

- планы краеведческой исследовательской работы, туристских походов.

В кабинете необходимо иметь документацию:

1. Паспорт кабинета (указывается площадь кабинета; оборудование мебелью; возможности затемнения; экран (если имеется); подставки и приспособления для установки и демонстрации технических средств обучения; ящики и кронштейны для таблиц, картин, карт; другое).

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. План работы кабинета на учебный год, перспективу.

4. График работы кабинета.

5. Инструкция по правилам техники безопасности.

69. Учебник географии: его структура и методика работы с ним.

Учебник географии- это средство изучения комплексного характера. При использовании учебника в учебном процессе соединяются приемы работы с текстовым, статистическим и картографическим материалом, со схемами, таблицами. Учебник относится к вербально- информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьни­ков. Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминаю­щуюся научную картину мира. Учебники помогают учителю организовать разнообразную познавательную деятельность учащихся, ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, развития творчества и приобретение навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом общеучебные умения с географическими.

Выделяют следующие структурные компоненты учебника: Текст: основной ( объяснительный, инструктивный, информативно-описательный); дополнительный; пояснительный и внетекстовые компоненты: а) аппарат организации усвоения; блок добычи знаний и умений; блок самоконтроля; таблицы, б) иллюстративный материал; карты и картосхемы; диаграммы и графики; схемы, в) аппарат ориентировки; план-схема темы.

Основу учебников географии составляет текст. При работе с текстом возникает небходимость специального обучения уч-ся мыслительным операциям анализа и синтеза. Анализ и синтез- исходные операции мышления. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника. Известны три уровня работы с текстом:

1. Познавательный ( главная цель- усвоение);

2. Аналитический ( главная цель- критика);

3. Творческий ( главная цель- созидание нового).

Для уч-ся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:

1. Выделение существенного;

2. Смысловая группировка;

3. Составление плана, тезисов, конспекта;

4. Составление схем, графиков, диаграмм;

5. Формулирование выводов;

6. Чтение-поиск.

Некоторую помощь при работе с текстом может оказать

следующая памятка:

1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее сущест­венную часть его, выделить главную мысль.

2. Попытаться установить, какие следствия как теорети­ческого, так и практического характера могут вытекать из этой

мысли.

3. Определить правомерность новых мыслей или идей, выте­кающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.

4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.

Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.

Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, отбирает наиболее сущест­венное для усвоения, устанавливает связи между отдельными частями текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы, демонстрируя при этом образцы наиболее удачных выписок, сделанных учащимися. В современных учебниках представлены разнообразные зада­ния, которые можно использовать не только для контроля за усвоением знаний уч-ся, но и для обобщения их, а также в качестве познавательной задачи при изучении нового материала.

Наши рекомендации