Сущность метода счисления пути
Выполнение полёта по маршруту предусматривает комплексное использование радиотехнических средств, инерциальных систем в сочетании с визуальной ориентировкой.
Основным методом определения места самолёта является счисление пути. Счислением пути называется способ вычисления текущих координат места самолета по скорости (ускорению) и направлению его движения. Прокладкой пути называется способ определения места самолета путем графического построения на карте элементов пути самолета. Счисление или прокладка пути является обязательным условием ориентировки в полете, так как позволяет определить место самолета в любой момент времени. Счисление пути может быть автоматизированным и не автоматизированным. Автоматизированное счисление пути осуществляется в управляющем вычислительном комплексе (УВК). Неавтоматизированное счисление ведётся экипажем и сводится к графической или глазомерной прокладке на карте, пройденного самолётом пути в сочетании с визуальной ориентировкой.
Сущность метода счисления пути заключается в непрерывном вычислении текущих координат (прямоугольных, ортодромических, географических, полярных) местонахождения самолета.
Счисление пути в зависимости от оборудования самолета и навигационной обстановки может производиться по воздушной скорости и ветру и по путевой скорости и углу сноса, измеряемым доплеровским измерителем:
− автоматическими навигационными устройствами;
− централизованными навигационными вычислителями (УВК);
− приближенно в уме.
Различаются следующие виды счисления пути:
· воздушное, когда в качестве исходных величин используются воздушная скорость, курс самолета и ветер. Для измерения воздушной скорости при таком способе служит СВС, для измерения курса — курсовая система ТКС; ветер определяется любым доступным способом;
· доплеровское, осуществляемое по путевой скорости, углу сноса, измеряемым с помощью доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС), и курсу;
· инерциальное, когда в качестве исходных величин используются ускорения самолета, измеряемые с помощью элементов инерциальной системы навигации.
В целях повышения точности и надежности определения координат самолета в разнообразных условиях полета перечисленные способы счисления пути в УВК, как правило, применяются в различных сочетаниях:
− воздушно-доплеровское;
− инерциально - доплеровское;
− воздушно - доплеровско - инерциальное.
Задача счисления пути решается в ВУ КНС, через решение дифференциальных уравнений, которые называются уравнениями счисления пути. Способ их решения зависит от типа ВУ КНС и состава датчиков исходной информации.
Необходимые для определения Wx и Wу путевая скорость и угол сноса УС поступают в УВК от ДИСС, а ортодромический курс ОК — от курсовой системы ТКС.
Одновременно с решением уравнений счисления пути в ВУ КНС определяются и запоминаются направление (δ0) и скорость (U) ветра и его составляющие Ux и Uу по осям ортодромической системы координат. Значения δ0 и U отрабатываются на шкалах задатчика ветра, входящего в состав КНС.
При отказе ДИСС или переходе его в режим «Память» измеренные составляющие ветра используются для определения Wx и Wу, т. е. осуществляется счисление по запомненному ветру, что повышает точность определения координат самолета по сравнению со штилевым счислением.
В навигационном комплексе базового самолёта ВТА Ил-76 реализованы все виды счисления пути. При этом основным видом счисления является доплеровское. При отказах ДИСС счисление осуществляется по скорости, поступающей от СВС–I–72–IB и ветру, запомненному бортовой ЦВМ на момент отказа.