Проформы чартеров, их назначение, порядок разработки, оценка, группы проформ, признаки их отличия
Любая фрахтовая сделка заключается между судовладельцем и фрахтователем и оформляется письменным соглашением, которое доказывает факт существования взаимных обязательств. Договор фрахтования обычно составляется на английском языке. Вне зависимости от вида и разновидности фрахтования судна, все фрахтовые сделки оформляются письменным соглашением – чартер партией.
Для ускорения и упрощения процедуры оформления чартера используются различные стандартные формы, которые называются проформы чартеров.
Практикой торгового мореплавания разработано большое количество проформ чартеров. Такой работой занимаются крупные организации (BIMCO), экспортеры и импортеры массовых грузов, доставляемые на судах трампового плавания, судовладельческими и брокерскими компаниями. Для получения признания на рынке проформы чартеров проходят обсуждение в BIMCO,Палате судоходства в Великобритании после чего получают определенную оценку. Высшая оценка – согласовано (печатные условия согласованных чартеров не должны вычеркиваться или изменятся без одобрения всех сторон, согласовавших их). В том случае, если между членами совета нет единого мнения, проформа получает оценку «рекомедовано» (чартеры согласованы сторонами, но не обязывают их использовать эти чартеры как чистый документ) или «одобрена». В проформе чартера всегда имеются указания об организации, разработавшей чартер, информация о ходе разработки, годах пересмотра условий и внесения изменений. Разработанные этими организациями проформы в наибольшей степени учитывают и балансируют интересы судовладельца и фрахтователя.
Проформа чартера представляет собой отпечатанный типографическим способом бланк, содержащий принципиальные условия и суть сделки, а также комментарий и толкование отдельных условий. В свободные поля и графы бланка вписываются условия, отражающие результаты договоренности сторон. Для удобства ссылок при ведении переговоров, проформы чартеров имеют краткое кодовое название, отражающее груз ли район его отгрузки или и то, и другое, а также вид фрахтования.
Существуют специализированные и универсальные проформы чартеров. В стандартных специализированных проформах в наибольшей степени учтены особенности и отражены условия перевозки конкретного груза из портов конкретного региона. По этим признакам они и разделяются:
по грузам:
- - лесные
- зерновые
- нефтеналивные
по направлениям:
- лесные для Англии
- лесные для Черноморского бассейна.
Проформы друг от друга отличаются, помимо структурного построения, четкостью изложения, полнотой и детализацией условий, которые отражают тип фрахтуемого судна (пассажирское, танкер), предполагаемую работу, срок аренды, коммерческо-правовые обычаи района использования судов.
Универсальные проформы предназначены для оформления сделок на перевозку широкой номенклатуры груза (генеральных или массовых), для которых нет своих проформ, практически на любых направлениях. Сделки по сдаче судов в тайм-чартер оформляются на базе специальных проформ.
Бланковый текст любого чартера носит рекомендательный характер, и по усмотрению сторон сделки в нем могут быть сделаны любые вставки, а иногда изменеия и дополнения к основной части, прилагаемые в форме аддендума.
3.«Традиционные», «двухсторонние», «боксовые» проформы чартеров, их отличия, преимущества и недостатки в использовании.
При традиционной проформе чартера, принципиальные условия сделки и результаты договоренности сторон изложены сплошным текстом на нескольких страницах. Чартер традиционного типа содержит последовательное изложение статей договора так, что переменные условия, отражающие содержание данной сделки и статьи правового характера, содержание которых идентично во всех чартерах, чередуются по всему тексту. Это усложняет работу с чартером для капитана и агента
Двухсторонняя проформа состоит из двух частей – раздела «А» (часть 1, лицевая сторона, «мини чартер») и раздела «Б» (часть II, оборотная сторона). Раздел «А» состоит из нескольких статей, которые подлежат заполнению после согласования договорных условий и, в совокупности, составляют весь чартер. «Мини» чартер – документ, вполне достаточный для оперативной работы (компактен, удобен в обращении, позволяет быстро ориентироваться в чартере); здесь ставятся подписи сторон, что подтверждает оговоренные сделкой условия. Раздел «Б» содержит напечатанные типографическим способом стандартные толкования отдельных условий, иногда в нескольких вариантах; в этом разделе не рекомендуется делать никаких исключений, вставок или изменений печатного текста (все изменения в разделе «Б», ссылки на конкретные его условия предусмотрены при заполнении раздела «А»). Раздел «Б» не размножается при изготовлении копий.
Для того чтобы при заполнении чартера, его размножении, считывании текста для анализа можно было использовать вычислительную и другую технику, проформу чартера стали оформлять строго на стандартных листах бумаги, а для каждого условия была выделена специальная клетка «бокс». Такие структуры чартеров получили название боксовые формы.
4.Перечислить статьи универсальной проформы рейсового чартера на примере «Дженкон» или «Ньювой».
1.Судовой брокер.
2.Дата и место (заключения сделки).
3.Судовладелец (юридический адрес).
4.Фрахтователь (юридический адрес).
5.Название судна.
6.Валовая и чистая регистровая вместимость.
7.Дедвейт.
8.Местоположение судна.
9.Предполагаемое время готовности под погрузку.
10.Порт или место погрузки.
11. Порт или место выгрузки.
12.Груз.
13.Ставка фрахта.
14.Оплата фрахта.
15.Плата за погрузку/выгрузку.
16.Сталийное время (погрузка, выгрузка).
17.Отравители.
18.Ставка демереджа.
19.Дата канцеллинг.
20.Брокерская комиссия и кому выплачивается.
21.Дополнительные статьи, включающие специальные условия.
22.Диспач.
23.Дата лэйдейз.
24.Предварительные нотисы.
25.Ответственность.
26.Стивидоры.
27.Агенты.
28.Арбитраж.