Условные обозначения на карте и Элементы карты.
Карта.
В России изначально карта называлась «чертежом», что означало, изображение местности чертами, черчением, и лишь в эпоху Петра I появился сперва термин «ландкарты», а потом — «карты». Интересно, что в Толковом словаре В. Даля (1881) «карта» определяется именно как «чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной».
Сейчас слово «карта» используется во многих языках мира.
Международный Многоязычный словарь технических терминов картографии (1973) дает следующее определение карты: уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее посредством условных знаков размещение и свойства объектов, связанных с этими поверхностями.
Отечественные государственные стандарты, энциклопедические издания, справочники и учебники по картографии содержат несколько иные трактовки, хотя часто они отличаются лишь редакционно, акцентируя внимание на тех или иных свойствах картографического изображения. По мере появления новых видов карт, например электронных изображений на экранах компьютеров, предпринимаются попытки изменить прежние дефиниции с учетом новых свойств и особенностей карт.
Наиболее общее и традиционное определение таково.Карта— это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных обозначений на плоскость.
Знакомство с картой в дошкольном возрасте начинается со старшего возраста, когда в опыте детей есть уже представления о плане и схеме.
Для детей дошкольного возраста термин «карта» объясняется так:
Карта-это чертеж, уменьшенное изображение чего – либо (поверхности Земли, тела небесного, космического пространства, какой - то территории, местности , города, района) на плоскости(бумаге) при помощи условных знаков (условных обозначений).
Признаки карты :Карта всегда имеет масштаб ( величину уменьшения). Цель, назначение, содержание, условные обозначения. Карта содержит в себе элементы, с которыми надо знакомить детей для дальнейшей работы с ней.
Условные обозначения на карте и Элементы карты.
Элементы карты- это ее составные части. Элементы карты : цвет, объекты, значки (кружок-город, населенный пункт; линии, пунктирные линии, точки),знаки движения (стрелки).
Элементы карты — это ее составные части, включающие само картографическое изображение, легенду и зарамочное оформление карты.
Элемент карты : цвет –фон выделяет определенные территории(республики, области, края, районы и т.д
Элемент карты : линия. Линии-границы . Линии определяют границы районов города. Или протекающие реки : Нева, Мойка. Или выделяют границы озера (Ладожское озеро).
Элемент карты: значки разные. Условные обозначения: Город (населенный пункт) –круг.
Элементы: знаки движения- пунктирная линия, стрелка, указывающая направление движения.( В какую сторону течет Нева, куда направиться гостю города…)
Для этого используется система условных обозначений. Обычно на карте условные обозначения помещаются и расположены с правой стороны внизу.
Карты бывают разные. Разные виды карт:
Классификация карт по масштабу (полные карты, мини-карты).
Классификация карт по содержанию и назначению.
Классификация карт — это система, представляющая совокупность карт, подразделяемых (упорядоченных) по какому-либо избранному признаку. Классификации карт необходимы для их инвентаризации, хранения и поиска, научной систематизации, составления списков и каталогов, создания банков данных и картографических информационно-справочных систем. Масштаб указывается на карте.
Алгоритм путешествия по карте.
Путешествие по карте:
Выбор пункта назначения.
Выбор транспортного средства передвижения.
- Пешеходная прогулка;
- Личный транспорт;( Театр, музей)
- Общественный транспорт; (Доим книги, Летний сад)
- Автобусная экскурсия ( обзорная экскурсия «Реки и мосты Санкт- Петербурга»),
3. Время.( Например:Выходной день). Определение маршрута по карте.
Маршрут – путь следования по карте. ( Разные пути следования по маршруту. Водный транспорт-катер- прокладывается водный путь. Наземный транспорт- прокладывается свой путь следования. Подземный путь следования – свой маршрут).
Прокладываем маршрут от точки А к точке Б. Выделяем на карте объект- конечный пункт следования . Используются метки. Можно использовать цветные маркеры, бумажки на липочке, один из элементов карты, обозначающий движение.
Детей 5-7 лет знакомят с картой города, формируют начальное представление о географии Санкт-Петербурга. Развивают умение ориентироваться по карте города. Знакомят с условными обозначениями. Учат читать карту-схему города.
Карты нужны для того, чтобы знать где, что находится. С их помощью можно сравнить разные места .В качестве постоянного материала нужны такие карты как: физическая карта, географическая карта, карта города, района, карта-путеводитель для знакомства с достопримечательностями. Прежде , чем приступить непосредственно к ПУТЕШЕСТВИЯМ ПО КАРТЕ, детей надо познакомить с условными обозначениями, местоположением нужных объектов ( скульптуры, храмы, музеи…), познакомить с символами для обозначения маршрута путешествия,дать представления об объектах , познакомиться со средствами передвижения. Провести предварительную работу.
Формы работы: чтение книг, рассматривание рассматривание иллюстраций, работа с картинками, книгами, работа со схемой, планом, составление маршрута, приготовление карточек –меток (звездочек, флажков или др.)
Путешествие по карте не игра, дети получают знания, умения,навыки, а не берут на себя роли и не выполняют игровых действий.
- Знакомство начинается с простого: «Найди все синее», Что обозначает? « Найди зеленое» .Что обозначает? и т.д. –Найди на карте место , где ты живешь. ( Найди свой дом). – Покажи на карте , где бывал с родителями. –Найди на карте первую постройку при царе Петре1. –Отметь на карте , где находится памятник Петру 1. – Найди на карте местоположение Летнего сада на карте города. –Покажи на карте Стрелку Васильевского острова. – Найди на карте станции метрополитена - Покажи на карте центр города и его окраины - Покажи на карте твое самое любимое место - Покажи на разных картах один и тот же объект
Можно сравнить две карты между собой. Чем отличаются, чем похожи. Или « На карте-схеме Санкт-Петербурга перепутаны местоположения памятников, зданий. Найди ошибку».
Отыскиваются на карте Санкт-Петербурга его достопримечательности и проводится работа по знакомству с каждым объектом на карте более подробно. В работе по знакомству с Санкт-Петербургом с использованием карт, планов и схем применяются:
- Транспорт на улицах города. – Составление плана Петропавловской крепости. - Составление карты музеев города -Составление маршрута речного трамвайчика ( Время стояния на причале, интервал движения) - Составление картыгостя города. Надо составить маршрут для знакомства с достопримечательностями Санкт-Петербурга. – Использование схематических зарисовок названий рек, островов для лучшего их запоминания на картах и планах. – Прогулка с родителями к Адмиралтейству по плану –схеме . – Составление плана Дворцовой площади после экскурсии . – Составление карты-схемы Летнего сада совместной прогулки с родителями. – Составление плана-схемы Заячьего острова. –Путешествие по архитектурным достопримечательностям города по карте. – Использование плана старинного здания для поиска спрятанного там клада. ( В старинных зданиях Санкт-Петербурга до сих пор находят замурованные в стены сокровища) -Составление плана Дворцовой площади. - Составление маршрута путешествия по реке Неве вдоль набережной для знакомства со сфинксами, львами. – Путешествие по карте «Дворцовая площадь»(Название, где находится, как добраться) - Составление своей карты путешествия по городу ( где побывал с родителями). - - Составление с родителями календаря путешествий на год с отметкой на карте ( какие музеи, театры, выставки посетят…)
Детям можно давать и контурные карты. Предложить закрасить голубым цветом водные артерии города, предложить отметить мосты. После Путешествия по карте закрепить полученные знания и навыки в игровой деятельности через игры:
«Что неправильно?» [например , на карте – схеме Санкт-Петербурга
перепутано местонахождение известных памятников , зданий , садов …
«Игры – путешествия» :
Игры – путешествия по карте города , микрорайона .
Разместить здания по карте .
Путешествие по карте – это исследовательская, познавательная деятельность, установление пространственных схем и отношений между объектами карты, целостное, полное представление о пространстве родного города и его географии.Надо больше привлекать родителей к знакомству с таким замечательным городом как наш. Где столько достопримечательностей. Государственный Эрмитаж – крупнейший музей страны, гигантское собрание памятников культуры и искусства с древнейших времен до наших дней.В Эрмитаже проводятся тысячи экскурсий и лекций . Однако большинство людей знакомятся с музеем самостоятельно. Планы Эрмитажа должны помочь посетителям при осмотре залов и выставок, сориентироваться в топографии зданий, дать краткую информацию о расположении выставок и наиболее значительных памятников, а также о маршрутах осмотра музея. А именно в этих вопросах огромную помощь могли бы оказать родители. Приведя в Эрмитаж на экскурсию свое чадо полюбоваться красотой , что неизменно оставит неизгладимый след в душе ребенка, родитель попутно может ознакомить ребенка с планом , планом выставки, которую ребенок увидит своими глазами, а значит и запомнит.Как пользоваться планами? 1. Необходимо соотнести изображение на схеме с расположением здания, в котором находитесь( или в направление которого движетесь).
2. Использовать ориентиры.
3.Схема поможет определить расположение на местности.
Уже говорила, существуют два вида знакомства с картой Санкт-Петербурга: первый- Путешествие по карте , второй- ориентирование по карте. Алгоритм Путешествия по карте приведен выше. Ориентирование по карте более сложный вид знакомства с картой.т.к. предполагает использование помимо карты еще и компаса. Если дети уже имеют представления о карте, то с компасом детей надо знакомить. Карта и компас тесно связаны. Они оба помогают ориентироваться. Дети уже имеют представление о ориентировании в пространстве:лево-право, вперед—назад. Компас ориентирует при помощи стрелок: юг-север, запад-восток. Ориентирование по карте . Алгоритм ориентирования.
Карта.
В России изначально карта называлась «чертежом», что означало, изображение местности чертами, черчением, и лишь в эпоху Петра I появился сперва термин «ландкарты», а потом — «карты». Интересно, что в Толковом словаре В. Даля (1881) «карта» определяется именно как «чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной».
Сейчас слово «карта» используется во многих языках мира.
Международный Многоязычный словарь технических терминов картографии (1973) дает следующее определение карты: уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее посредством условных знаков размещение и свойства объектов, связанных с этими поверхностями.
Отечественные государственные стандарты, энциклопедические издания, справочники и учебники по картографии содержат несколько иные трактовки, хотя часто они отличаются лишь редакционно, акцентируя внимание на тех или иных свойствах картографического изображения. По мере появления новых видов карт, например электронных изображений на экранах компьютеров, предпринимаются попытки изменить прежние дефиниции с учетом новых свойств и особенностей карт.
Наиболее общее и традиционное определение таково.Карта— это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных обозначений на плоскость.
Знакомство с картой в дошкольном возрасте начинается со старшего возраста, когда в опыте детей есть уже представления о плане и схеме.
Для детей дошкольного возраста термин «карта» объясняется так:
Карта-это чертеж, уменьшенное изображение чего – либо (поверхности Земли, тела небесного, космического пространства, какой - то территории, местности , города, района) на плоскости(бумаге) при помощи условных знаков (условных обозначений).
Признаки карты :Карта всегда имеет масштаб ( величину уменьшения). Цель, назначение, содержание, условные обозначения. Карта содержит в себе элементы, с которыми надо знакомить детей для дальнейшей работы с ней.
Условные обозначения на карте и Элементы карты.