Тема 3.8. Экономический потенциал и проблемы регионов России
I. Задание для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: доаграрнаястадия; производящаяэкономика; производительность труда; сенсорная эпоха; транзит; транснационализация; межцивилизационные конфликты; геополитическое положение; кумулятивный эффект; гетерогенные и гомогенные территории.
2. На контурной карте отобразить существующие и перспективные транзитные коридоры России.
3. Подготовить доклады по темам: «Формирование транспортных коридоров в РФ»; «Причины возникновения конфликтных зон на территории России»; «Причины возникновения современных международных конфликтов и примеры их решений»; «Цивилизационная модель Хантингтона».
II. План семинарского занятия
(очная форма обучения ФТД)
1. Факторы и особенности исторического развития экономики в различных регионах.
2. Транзитная значимость России в мировых экономических связях.
3. Географические аспекты международных конфликтов.
III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучить разделы учебников, учебных пособий, информацию представленную в периодической печати и Интернете касающуюся межгосударственных и внутренних российских конфликтов;
- сделать письменный анализ оценки предлагаемых в научной литературе направлений совершенствования транспортно-логистических систем для формирования транзитных коридоров в России.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика : учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.
2. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия / А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М. : Энциклопедия, 2004. – 960 с.
3. Региональная экономика : учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов и др.: под общ. ред. В. И. Видянина. – М. : Инфра-М, 2009. – 669 с.
4. Экономическая и социальная география России : учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Дрофа, 2005. – 672 с.
Дополнительная литература
1. Петров, Н. Н. География (современный мир) : учебник / Н. Н. Петров – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии А. Л. Кевеш. – М. : Росстат, 2009. – 990 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М. : Росстат, 2009. – 795 с.
4. Шарыгин, М. Д. Регионоведение : учеб. пособие / М. Д. Шарыгин, В. К. Ковылов. – Воронеж : Лексикон, 2004. – 200 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение сенсорной эпохи мирового хозяйства.
2. Какова значимость транзита для перспективного развития России?
3. Назовите крупнейшие транспортные коридоры нашей страны.
4. Перечислите основные причины возникновения современных международных конфликтов.
5. В чём сущность цивилизационной модели концепции Хантингтона?
6. В чём сущность существующих спорных вопросов по поводу границы России?
Тема 3.9. Внешнеэкономический потенциал регионов России
I. Задание для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: международное разделение труда; международная торговля; внешняя торговля; импорт; экспорт; показатели внешней торговли; внешнеторговый баланс.
2. Определите основные составляющие инвестиционного климата по регионам России и представьте результаты в виде таблицы.
3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика внешней торговли России»; «Структура и география импорта РФ», «Структура и география экспорта РФ»; «Особенности современного инвестирования в экономику России»; «Особые экономические зоны в РФ»; «Таможенный союз: проблемы и перспективы».
II. План семинарского занятия (1 час)
(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)
1. Место России во внешнеэкономических связях мира.
2. Основные формы международного сотрудничества.
3. Внешняя торговля России: история развития, объём товарооборота, его динамика, структура.
4. Экспортный потенциал, его отраслевая и территориальная структура.
5. Таможенный союз стран-членов СНГ и его экономический потенциал.
III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;
- при выполнении задания № 2, обратите внимание на специфику отдельных этапов привлечения иностранных инвестиций в экономику России;
- при изучении третьего вопроса плана семинарского занятия, покажите значение внешней торговли для экономической безопасности страны;
- при рассмотрении пятого вопроса плана семинарского занятия, следует обратить внимание на основные проблемы становления Таможенного союза.