Тема 3.8. Экономический потенциал и проблемы регионов России

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: доаграрнаястадия; производящаяэкономика; производительность труда; сенсорная эпоха; транзит; транснационализация; межцивилизационные конфликты; геополитическое положение; кумулятивный эффект; гетерогенные и гомогенные территории.

2. На контурной карте отобразить существующие и перспективные транзитные коридоры России.

3. Подготовить доклады по темам: «Формирование транспортных коридоров в РФ»; «Причины возникновения конфликтных зон на территории России»; «Причины возникновения современных международных конфликтов и примеры их решений»; «Цивилизационная модель Хантингтона».

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения ФТД)

1. Факторы и особенности исторического развития экономики в различных регионах.

2. Транзитная значимость России в мировых экономических связях.

3. Географические аспекты международных конфликтов.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучить разделы учебников, учебных пособий, информацию представленную в периодической печати и Интернете касающуюся межгосударственных и внутренних российских конфликтов;

- сделать письменный анализ оценки предлагаемых в научной литературе направлений совершенствования транспортно-логистических систем для формирования транзитных коридоров в России.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика : учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия / А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М. : Энциклопедия, 2004. – 960 с.

3. Региональная экономика : учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов и др.: под общ. ред. В. И. Видянина. – М. : Инфра-М, 2009. – 669 с.

4. Экономическая и социальная география России : учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Дрофа, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература

1. Петров, Н. Н. География (современный мир) : учебник / Н. Н. Петров – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии А. Л. Кевеш. – М. : Росстат, 2009. – 990 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М. : Росстат, 2009. – 795 с.

4. Шарыгин, М. Д. Регионоведение : учеб. пособие / М. Д. Шарыгин, В. К. Ковылов. – Воронеж : Лексикон, 2004. – 200 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение сенсорной эпохи мирового хозяйства. ­

2. Какова значимость транзита для перспективного развития России?

3. Назовите крупнейшие транспортные коридоры нашей страны.

4. Перечислите основные причины возникновения современных международных кон­фликтов.

5. В чём сущность цивилизационной модели концепции Хантингтона?

6. В чём сущность существующих спорных вопросов по поводу границы России?

Тема 3.9. Внешнеэкономический потенциал регионов России

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: международное разделение труда; международная торговля; внешняя торговля; импорт; экспорт; показатели внешней торговли; внешнеторговый баланс.

2. Определите основные составляющие инвестиционного климата по регионам России и представьте результаты в виде таблицы.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика внешней торговли России»; «Структура и география импорта РФ», «Структура и география экспорта РФ»; «Особенности современного инвестирования в экономику России»; «Особые экономические зоны в РФ»; «Таможенный союз: проблемы и перспективы».

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)

1. Место России во внешнеэкономических связях мира.

2. Основные формы международного сотрудничества.

3. Внешняя торговля России: история развития, объём товаро­оборота, его динамика, структура.

4. Экспортный потенциал, его отраслевая и террито­риальная структура.

5. Таможенный союз стран-членов СНГ и его экономический потенциал.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при выполнении задания № 2, обратите внимание на специфику отдельных этапов привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

- при изучении третьего вопроса плана семинарского занятия, покажите значение внешней торговли для экономической безопасности страны;

- при рассмотрении пятого вопроса плана семинарского занятия, следует обратить внимание на основные проблемы становления Таможенного союза.

Наши рекомендации