Технологическая карта (конспект) зачетного урока по биологии
Класс | 9А |
Ф.И.О. студента | Макарова Мария Юрьевна |
Ф.И.О. группового методиста | Кончина Татьяна Александровна |
Ф.И.О. учителя биологии | Яшкова Марина Николаевна |
Тема урока | «Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с хронологией развития живой природы и основными ароморфозами, происходившими в царствах животных и растений в архейскую и протерозойскую и палеозойскую эры; |
Задачи урока: | |
образовательные: | Научить определять основные ароморфозы растений и животных; запомнить последовательность этапов развития органического мира; |
развивающие: | Продолжить развитие общеучебных навыков работы с наглядным материалом, информацией; развивать самостоятельность мышления, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи |
воспитательные: | Воспитывать умение адекватно (реагировать) оценивать собственные знания и знания своего товарища |
Методы обучения | Частично-поисковый, наглядный |
Оборудование | Проектор, презентация, видеоролик, геохронологическая шкала |
Литература | Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 288с.: ил. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (2 мин) | Здоровается с учащимися. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих. | Приветствуют учителя. Отвечают на поставленные вопросы. |
2.Повторение изученного материала (10 мин) | Задает вопросы по предыдущей теме: «Начальные этапы развития жизни»: -кто такие про- и эукариоты? -охарактеризуйте этапы эволюции жизни по Опарину? Фронтальный опрос по основным понятиям прошлой темы(аэробные организмы, анаэробные организмы, гетеротрофы, автотрофы, прокариоты, эукариоты). | Отвечают на вопросы учителя. |
3.Изучение нового материала( 25 мин) | Сообщает тему урока и объясняет материал: - сегодня мы начинаем изучать новую главу: «Развитие жизни на Земле». Итак, записываем тему урока: «Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры». (Слайд 1) - мы рассмотрим как протекала эволюция с момента зарождения жизни до наших дней. Эти данные получают с помощью палеонтологии.(слайд2) Раскапывают фрагменты скелетов, окаменелости , отпечатки и на основе данных формируют внешний вид и время существования животного. Историю эволюции принято представлять в виде геохронологической шкалы, в которой время существования Земли разделено на эры, а эры на периоды. Принято выделять 5 эр. (Слайд 3) -архейская эра началась сразу после формирования Земли. В архейскую эру зародилась жизнь. В археи произошли первые ароморфозы: (слайд4) 1. появление кислородного фотосинтеза, которые осуществляли цианобактерии. 2.появление прокариот. -в протерозойскую эру произошел расцвет эукариот. (слайд 5) Произошло деление всех живых существ на животных, водорослей и грибов, но все они были представлены водными формами. Суша была безжизненной, но на отмелях органическое вещество уже откладывалось в виде примитивных почвенных отложений. К концу протерозоя появляются губки, первые хордовые животные, кишечнополостные, членистоногие. Основные ароморфозы(слайд 6): 1.половой процесс; 2.многоклеточность. - палеозойская эра. Ее подразделяют на 6 периодов. Начало палеозойской эры характеризуется кембрийским взрывом, т.е. произошло увеличение биологического разнообразия. (слайд 7) Дальнейшая эволюция растений протекала в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствования сосудистой системы. Еще большего развития растительность достигает в каменноугольный период. Появляются голосеменные растения, произошедшие из семенных папоротников(слайд 8). Крупные голосеменные вымирают в следующем – пермском – периоде в связи со значительным иссушением и похолоданием климата. Крупным ароморфозом в животном мире считается появление хватательного ротового аппарата, что вызвало перестройку всей организации позвоночных. Появились парные конечности – плавники. Палеозойская эра это эра развития хордовых. Давайте посмотрим видеоролик.( с 2 мин 12 сек). Задает вопросы по видео. | Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя и задают вопросы по теме. Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы учителя. Записываю геохронологическую шкалу в тетрадь. Заполняют таблицу (приложение1) Смотрят видеоролик. Обсуждают полученную информацию с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. |
4.Закрепление( 5 мин) | Задает вопросы по теме урока. | Отвечают на поставленные учителем вопросы. Осуществляют взаимопроверку. |
5.Подведение итогов и сообщение домашнего задания.(3 мин) | Подводит итоги урока, выставляет оценки за урок, сообщает домашнее задание. | Обсуждают итоги урока и совместной деятельности, записывают домашнее задание. |
Студент ___________________________________________________________
Учитель-предметник___________________________________________________________
Методист_____________________________________________________________________
Самоанализ урока биологии
_Зачётный урок по биологии проходил по теме«Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры». Данный урок был направлен на ознакомление учащихся с развитием живого на разных этапах.
Отобранный для изучения данной темы дидактический материал был полностью согласован с учителем и направлен на достижение поставленной цели урока: компьютерная презентация по теме урока, интерактивная доска, проектор, компьютер, учебники и тетради, индивидуальные карточки с заданиями.
Для успешной работы использовались частично-поисковый и наглядный методы, что позволило ученикам в полной мере влиться в урок. В целом урок прошёл довольно успешно. По итогам рефлексии и выполнения индивидуального задания было выявлено, что данный материал был раскрыт в полной мере. Психологический климат на уроке был положителен, дети помогали друг другу, не кричали, для ответа поднимали руку. Было видно, что учащиеся работают не только ради оценки, но и ради получения новых знаний.
Я считаю, что цель и задачи урока, мной как учителем были реализованы в полной мере.
Студент_____________________________________________________
Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии
Класс | 9А |
Ф.И.О. студента | Макарова Мария Юрьевна |
Ф.И.О. группового методиста | Кончина Татьяна Александровна |
Ф.И.О. учителя географии | Каткова Галина Алексеевна |
Тема урока | «Волго-вятский экономический район» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | способствовать формированию у обучающихся представлений в вопросах особенностей Волго-Вятского района и своеобразия национальных республик Волго-Вятского района. |
Задачи урока: | |
образовательные: | организовать изучение и обеспечить понимание обучающимися понятий «природно-территориальная неоднородность», «этническое разнообразие», раскрыть их причины. Способствовать формированию представлений об основных особенностях Волго-Вятского района, о столице Волго-Вятского района и об особенностях национальных республик. |
развивающие: | продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя методы интеграции предметов естественно-научного цикла. Способствовать развитию познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. |
воспитательные: | 1. создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. |
Методы обучения | · Активное слушание; · Конструирование понятий; · Объяснительно-иллюстративный. |
Оборудование | Проектор, презентация, карта «Федеральное устройство России», учебник |
Литература | 1. Алексеев А.И., Николина В.В. «География: население и хозяйство России», 9 класс 2. Алексеев А.И. «Полярная Звезда: География России», 9 класс 3. Дронов В.П. «География России. Население и хозяйство», 9 класс |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап (2 мин) | Приветствует учащихся. Узнает кто дежурный, кто отсутствует. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. |
Повторение изученного материала(10 мин) | Задает вопросы по прошлой теме: «Центральный район». - назовите состав Центрального района; - с чем связано различие между зонами Центрального района? - охарактеризуйте развитие промышленности в Центральном районе; - опишите проблемы сельского хозяйства Центрального Района. | Ученики, выходя к доске, показывают на карте Центральный район и отвечают на поставленные учителем вопросы. |
Изучение нового материала(25 мин) | Учитель сообщает тему урока: «Волго-вятский экономический район». (слайд 1) Учитель сообщает основные характеристики В-ВЭР: (слайд 2) 1.Площадь: 265 400 км², 2.Численность населения: 8044 тыс.чел. (2010), 3.Плотность населения: 31 чел./км², 4.Количество субъектов: 5 Сообщает задание по описанию ЭГП В-ВЭР. План описания ЭГП района: (слайд 3) 1. Состав экономического района. 2. Положение района (окраинное, пограничное, центральное в стране). 3. Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства, экономические центры). 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожным, автомобильным, речным, морским путям). 5. Изменения ЭГП района во времени Беседует с учащимися по итогам выполнения задания. Учитель сообщает об особенностях В-ВЭР В состав Волго-Вятского района входят 5 субъектов Федерации (3 республики, 2 области): Республика Марий Эл (Йошкар-Ола), Республика Чувашия (Чебоксары), Республика Мордовия (Саранск), Нижегородская область, Кировская область.Площадь — 263,3 тыс. км2 (1,55% от площади РФ). ЭГП выгодное, так как: 1. Расположен в бассейне рек Волги и Вятки; 2. Находится на пересечении транспортных путей; 3. Граничит с развитыми Центральным, Поволжским, Уральским, Северным районами; 4. Соседние районы богаты минеральным сырьем; 5. Район расположен с двух сторон от великой русской реки Волги в ее среднем течении, что дает выход к морям европейской части России; В-ВЭР не выходит к сухопутным и морским границам России; У района есть несколько особенностей: природно-территориальная неоднородность и этническое разнообразие. По району проходит переходная зона между православием и исламом и между славянами и угро-финскими племенами. В Волго-Вятском районе можно четко выделить 2 зоны: Заволжье и Правобережье, отличающиеся друг от друга природными условиями и специализацией хозяйства. Тектоническое строение - Русская платформа, преобладает равнинный рельеф (Восточно-Европейской равнина, возвышенность Северные Увалы). Умеренно континентальный климат. Почвы – подзолистые, дерново-подзолистые, на юге — черноземы. Основные реки: Волга, Вятка, Сура. Природные зоны - тайга, смешанные леса. Минеральные ресурсы – незначительны, исключение составляют фосфориты (Вятско-Камское месторождение в Кировской области), стройматериалы (глина, песок, гипс, строительный камень) — повсеместно. Лесные ресурсы - занимают около ½ площади района, лесистость территории 52%. Большая часть находится в северных районах: Кировская область, Республика Марий Эл (елово-пихтовые леса). Почвенно- земельные ресурсы - почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. Водные ресурсы - хорошо обеспечен водными ресурсами, среди которых выделяется река Волга. Рекреационные ресурсы - высокая степень туристской освоенности территории. Здесь находится много районов оздоровительного и спортивного туризма, а также зон отдыха и санаторного лечения, чему способствует умеренно континентальный климат. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Нижний Новгород, Киров, Чебоксары. Население — 8 млн. чел. (5% населения РФ). Средняя плотность населения — 32 чел./кв. км. Естественный прирост — отрицательный. Национальный состав — неоднородный: русские (преобладают), чуваши, мордва, марийцы. Высококвалифицированные трудовые ресурсы. 70% района — городское население. Крупнейшая агломерация — Нижегородская (около 2 млн. человек), 1 город-миллионер — Нижний Новгород (третий по численности город в России, центр науки и производства). Чувашия.Столица — город Чебоксары. Государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский. 70% населения – чуваши. Урбанизация ниже, чем в других регионах. На границе с Республикой Татарстан расположены черноземные почвы. Специализация: сельское хозяйство, машиностроение, химическая, текстильная и пищевая промышленности. Марийская Республика (Марий-Эл).Столица – Йошкар-Ола. По природным и культурным признакам выделяют 2 части: правую (сельское хозяйство) и левую (лесозаготовка и деревообработка). На территории Марий-Эл — национальный парк Марий Чодра, заповедник БольшаяКокшага и др. В республике остаются уголки нетронутой таёжной природы. На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Мордовия.Столица – Саранск. Географически её территорию можно условно разделить на две части: западная часть расположена на Окско-Донской равнине, центральная и восточная части — на Приволжской возвышенности.На территории республики созданы две особо охраняемые природные территории федерального значения (Мордовский государственный заповедник имени П. Г. Смидовича и Национальный парк «Смольный»), имеются также заказники и памятники природы регионального значения. По территории Мордовии проходят транспортные магистрали федерального значения. Здесь происходила постепенная ассимиляция мордвы русскими. | Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя. Слушают рекомендации учителя по выполнению задания. Выполняют задание, пользуясь картой и учебником. Взаимодействуют с учителем и между собой по итогам выполнения задания. Воспринимают полученную информацию. Взаимодействуют с учителем. Записывают крупные месторождения фосфоритов. |
Закрепление (5 мин) | Учитель читает задания. 1.Каковы особенности географического положения Волго-Вятского района и как они влияют на его хозяйственное развитие? 2.Каковы природные особенности региона? Какое значение для хозяйственной деятельности людей имеют растительный и животный мир? 3. Перечислите основные ресурсы района 4. С чем связано такое этническое разнообразие региона? 5.Какие народы по численности преобладают в регионе? | Ученики отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют друг с другом и с учителем. |
Подведение итогов и сообщение домашнего задания(5 мин) | Сообщает оценки за урок. сообщает домашнее задание: §14, вопросы 5-6. Читать конспект в тетрадях. Заполнить таблицу (Приложение 1) | Обсуждают итоги урока и совместной деятельности, записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Город | Республика, область | Численность | Отрасли специализации |
Нижний Новгород | |||
Дзержинск | |||
Чебоксары | |||
Йошкар-Ола | |||
Саранск |
Студент ___________________________________________________________
Учитель-предметник___________________________________________________________
Методист_____________________________________________________________________
Самоанализ урока географии
Тема зачётного урока по географии: «Волго-Вятский экономический район». Цель и задачи урока были поставленными в соответствии с требованиями программы, а также с учётом процесса усвоения новых знаний.
Характеристика дидактического материала:
Отобранный для работы дидактический материал полностью был согласован с учителем и направлен на достижение поставленных задач и результатов:Карта «Федеративное устройство России», презентация к уроку, ПК, проектор и интерактивная доска, учебники, тетради и атласы у каждого ученика.
Формы и виды контроля: В течение урока были соединены следующие формы работы: Активное слушание; Конструирование понятий; Объяснительно-иллюстративный. Данные формы работы способствовали хорошему усвоению материала и эффективному достижению цели и задач урока.
Урок соответствовал заявленному типу (изучение нового материала). Схема построения урока была логичной. Время работы на каждом из этапов распределено грамотно.
Урок начался и закончился согласно расписанию школьного звонка. В классе была создана благоприятная рабочая атмосфера. Каждый из ребят старался показать свои возможности и знания, полученные ранее.
Для активизации знаний учащихся было использовано обращение к уже изученному ранее материалу.
По окончании урока в тетрадях учеников появилась информация об особенностях Волго-Вятского района, его составе и главных характеристиках.
Результаты:
В целом урок прошёл успешно. Структурно урок был выдержан. Все поставленные задачи, а также цель урока были выполнены. Хорошая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, сотрудничества с учениками, что обеспечило их высокую работоспособность в течение всего урока. Я думаю, что результатом урока будет прочное усвоение практических знаний, а также умений работать с картой, что в дальнейшем поможет ребятам дальше в изучении следующих тем.
Студент__________________________________________________________