Пространственно-временная организация.
Ландшафт – это пространственно-временная система с единством, согласованностью, связанностью всех изменений в пространстве и во времени.
Изучение пространственно-временной организации ландшафтов, их современного состояния и положения на линии общенаправленного развития природы, условий формирования, этапов и закономерностей эволюции является одной из насущных проблем современной географической науки и требует все большего внимания.
Антропогенные воздействия на ландшафты обострили проблему их пространственно-временной организации. При освоении ландшафтов на первом этапе увязывали особенности природного комплекса с пространственной организацией хозяйственных мероприятий; на втором — решали, проектировали организацию самих ландшафтов в зависимости от вида использования их земель и проведения необходимых мероприятий.
В современном ландшафтоведении происходит активный процесс слияния морфоструктурного и эволюционно-динамического подходов при изучении ПТК, которые рассматриваются как сложные пространственно-временные системы, т.к. характеризуется не только пространственной, но и временной масштабностью.
Пространственно-временной подход к изучению ПТК, острая проблема прогнозирования изменений ПТК как в результате естественно-исторических процессов, так и под влиянием антропогенного фактора, предопределяют актуальность изучения закономерностей становления, развития и дифференциации ландшафтов, их возраста и возрастных изменений, важнейших этапов эволюции.
Во временной организации ПТК многие авторы выделяют три уровня: функционирование, динамика и эволюция. Если вопросы функционирования и динамики ПТК в настоящее время являются наиболее разработанными, то последнему направлению - изучению возникновения, закономерностей становления и эволюции ландшафтов и их морфологических единиц, их возраста, выявлению и изучению основных этапов развития (геохронологии), возрастных особенностей как ПТК, так и их природных компонентов, систематизации ПТК с учетом их возраста и особенностей эволюции уделяется явно недостаточно внимания.
Матрично-сетевая модель
Матричные модели являются промежуточным звеном между вербальными, блоковыми, а иногда и картографическими моделями. В основном их применяют в качестве инструмента типологической группировки ландшафтов, где столбец и строка - две группы признаков типизации, например тепло- и влагообеспеченность. Матричные модели используют для изучения приграничных ландшафтов, объясняя размещение ландшафтов относительно друг друга, и для оценки связи: воздействие - изменения - последствия.
Графические модели. В этот класс моделей входят блоковые и картографические. Блоковые модели занимают промежуточное место в ряду: вербальные - блоковые - математические. Они графически отражают реальную связь между элементами и частями систем и системой в целом, между системой и ее окружением. Они выразительно, явно (в отличие от математических) и наглядно отражают идею и концепцию. Системный подход позволил разработать обобщенные модели ландшафта как системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов, и системы взаимосвязанных комплексов низшего ранга. Разрабатывают модели природных, природно-технических, антропоэкологических, рекреационных геосистем и процессов их исследования. Язык модели - это не просто сочетание геометрических фигур и стрелок, а графическая запись знаний, идей, планов, содержание которой передается формой, размером и порядком значков. Под элементами модели (природные, техногенные) подразумевают характеристики компонентов. Связи между компонентами обозначают стрелками, характеризующими их направленность. Завершение связи происходит в трансформации моделей компонентов, в модели круговоротов вещества, энергии и информации. Систему обозначают замыкающим (охватывающим) элементы и внутренние связи контуром. Его замкнутость символизирует целостность системы, наличие контура, охватывающего элементы, выражает выделенность системы. Часть системы - совокупность элементов, обладающую некоторой общностью, чаще всего функциональной (управляемая часть, биотическая часть и т. п.), выделяют замкнутым пунктирным контуром. Пунктир обозначает меньшую, чем в целом для системы, связность элементов, несамостоятельность частей.
Принятая унификация знаков и порядок их использования являются средством коммуникации между пользователями.
Основное содержание моделей ландшафтов отражает состав элементов системы и их активность, характер изменений системы. В состав элементов природы входят: литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера, почва. В этой цепочке преобладает вертикальная составляющая: между литосферой и атмосферой, атмосферой и гидросферой, почвой и биотой. В горизонтальной составляющей основное внимание уделяют пространственной организации ландшафта.
30. Вопросы организации ландшафтов: системный (В.П. Солнцев), пространственно-временной (В.А Боков), вопросы времени (Беручашвили), устойчивости, самоорганизации и другие.
Системный подход имеет давние и достаточно глубокие корни в ландшафтоведении. Самые первые определения ландшафта, в том числе определение, сформулированное Л.С.Бергом в 1913 г., содержали указание на системный характер этого объекта (единство, или целостность, многокомпонентность, наличие взаимосвязей между компонентами), хотя вместо термина система у географов традиционно был принят термин комплекс. В ландшафтоведении нередко использовались оба термина в качестве синонимов. Так, еще в 1949 г. Солнцев писал, что «ландшафт есть закономерно построенная система более мелких территориальных комплексов» 1. Согласно другому определению, «сущность географического комплекса вытекает из того, что все природные компоненты на земной поверхности тесно взаимообусловлены и развиваются как части единой материальной системы»2. Заметим, что в приведенном выше определении Л.Берталанфи система определяется как комплекс, и это обстоятельство не может не вызвать вопрос о соотношении обоих терминов, к чему мы еще вернемся.
Начало широкого внедрения системного подхода в географию может быть датировано 1963 г., когда В.Б.Сочава ввел в литературу понятие геосистема: «Геосистемы — это природные единства всех возможных категорий от планетарной геосистемы (географической оболочки или географической среды в целом) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)»3. Хотя термин геосистема относится к объектам, традиционным для комплексной физической географии, он содержит в себе особый акцент, указывающий на принадлежность этих объектов к общенаучной категории «система», и ориентирует географов на освоение принципов и методов общей теории систем.
Внедрение системного подхода способствовало усилению внимания географов к структурно-динамическим и функциональным свойствам изучаемых объектов, стимулировало работу по упорядочению и расширению понятийно-терминологического аппарата, по совершенствованию научного языка и организации исследовательского процесса. Укрепление связи с другими науками обогатило географию новыми подходами и методами, содействовало развитию взаимопонимания с другими специалистами, усилению интеграционных тенденций внутри системы географических наук. Однако влияние системного подхода на географию не следует понимать как односторонний процесс. Огромный эмпирический опыт, накопленный географической наукой по изучению особого класса сложнейших систем, мог бы составить существенный вклад в разработку общенаучной теории систем, которая практически основана на изучении лишь биологических и технических систем. К сожалению, этот опыт географии пока еще не стал общенаучным достоянием.
(см. вопрос 28).