Территориальная дифференциация
Под ней подразумевается пространственно фиксированное разнообразие географических объектов, проявляющееся в их чередовании, смежности, сочетаемости, наличии разнообразных отношений между ними. Это один из важнейших параметров ТСХ. Включает такие аспекты, как дробность, неравномерность, мозаичность, рельефность, зональность.
Территориальная дифференциация хозяйства обусловлена исходной естественно-исторической неоднородностью территории страны и усиливается территориальной диверсификацией в самом хозяйстве в процессе географического разделения труда.
Территориальная дифференциация может быть измерена с помощью обычного показателя дисперсии, а также среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации. Чем больше величина последнего, тем выше дифференциация, точнее изменчивость значений элементов совокупности. Когда же все значения одинаковы, измерители их «рассеяния», разброса вокруг среднего оказываются равными нулю.
Таким образом, эти достаточно элементарные измерители позволяют в известных пределах оценивать контрастность, разнообразие величин, например, размеров промышленных центров страны. Однако возможности их ограничены по крайней мере в двух отношениях.
Во-первых, исчисления дисперсий или вариаций недостаточно при исследовании сложных явлений, обладающих компонентной (отраслевой) структурой, например, промышленности, расселения, инфраструктуры. В этом случае перед страноведом встает задача оценки разнообразия, например, отраслевого состава промышленных районов, контрастности и мозаичности их чередования по территории. Для этого можно использовать коэффициенты диверсификации отраслевых структур или методы их корреляционного анализа. Например, исчислив степень сходства отраслевой структуры хозяйства данной ячейки и подмножества ее непосредственных соседей, получаем меру ее «соседской» контрастности. Сравнив по этому показателю ячейки всей страны, можно судить о мозаичности ее хозяйственных ячеек.
Во-вторых, эти традиционные измерители дифференциации (и концентрации) абстрагируются от размещения явлений и объектов. Они учитывают перепады исследуемых величин независимо от взаимного расположения явлений и объектов. Географ же имеет дело с «размещенными» членами совокупностей, различающихся не только величинами («массами»), но и взаимным положением.
Допустим, средняя плотность населения двух стран совпадает. Общая величина градиентов, дисперсия и вариация плотности населения также окажутся одинаковыми, но территориальные градиенты плотности могут быть весьма различными. Скажем, в одной стране плотность населения, равномерно уменьшаясь от морского побережья к полосе предгорий и среднегорий, достигает минимума в высокогорьях. В другой же стране плотно заселены долины и котловины, близко соседствующие с безлюдными хребтами и пиками. Типы заселения в данном примере разные, а названные методы этого не отражают.
В связи с этим рядом авторов были предложены «географизированные» показатели территориальной концентрации и дифференциации. Они учитывают не только отклонения величин членов совокупностей друг от друга или от средней, но и взвешивают эти отклонения по расстояниям (обратно пропорционально). Построенные по аналогии с соответствующими показателями линейной статистики, эти измерители приспособлены именно для пространственного анализа.
Территориальная интеграцияОна показывает связность элементов ТСХ: тесноту связей сетей инфраструктуры, взаимодополняемость экономических структур производства и потребления частей территории страны, проходимость границ для вещественно-энергетических и информационных потоков; связанность сетей инфраструктуры; взаимодополняемость экономических структур производства и потребления частей территории страны и т.п. Для изучения интегрированности часто используется большое число показателей, отражающих степень территориального разделения труда и товарообмена между районами. Приведем для примера показатель, подобный по логике своего построения многим другим, отражающим интегрированность районов страны, индекс интенсивности обмена между районами (уровень их связности).
Один из главных показателей уровня территориального разделения труда в стране — средняя дальность транспортно-экономических связей, или географическая дальность связей, исчисленная на единицу массы (тонну) продукции или на единицу ее стоимости. Интенсивность транспортно-экономических связей страны исчисляется как отношение средней географической дальности связей к среднему типичному расстоянию страны, зависящему, как известно, от площади территории, конфигурации и размещения населенных пунктов в пределах страны.
Примером изучения территориальной связности может служить использование числовых индексов из теории графов, применяемой для анализа транспортных сетей. В данном случае транспортная сеть страны представляется в виде графа, состоящего из: 1) точек — транспортных узлов (вершинам графа, общее число которых обозначается V); 2) линий связи — дорог (ребер графа, общее число которых обозначается Е), а также, возможно, 3) из некоторых подграфов — отдельных участков дорожной сети, не связанных с общегосударственной сетью (общее число подграфов обозначается Р). Для определения связности транспортной сети подсчитывается для каждой вершины (транспортного узла) количество ребер (линий связи). Далее определяется фактическое число так называемых циклов по формуле:
т = Е -V+ Р.
Территориальная композиция
Она характеризует, во-первых, саму конфигурацию страны, во-вторых, формы территориальной структуры (очаговость, линейность, блочность, сетчатость) и их взаимное положение и характер сочленения. Здесь такие знакомые уже нам меры, как степень компактности территории, измерители конфигураций, центрированность размещения.
Для получения обобщенных представлений о композиции ТСХ используются методы сравнения и типизации. Пока имеющиеся типизации строятся на малом числе признаков ТСХ, причем преимущественно на морфологических. Имеются типизации каркасных структур. Так, Маергойз выделял моноцентрическую, полицентрическую, ацентрально-периферическую ТСХ.
Важными аспектами композиции ТСХ являются ее устойчивость (изменчивость) и характер территориальных сдвигов за определенный промежуток времени. Глазомерная оценка степени территориальных сдвигов возможна только в простейших случаях. Для измерения степени территориальных сдвигов в экономико-статистическом анализе применяются показатели вариации «абсолютных» приростов и темпов роста удельных весов частей совокупностей (например, в разрезе административных районов страны).
Вопрос об оптимальности ТСХ — это вопрос о том, в каком направлении развитие территориальной структуры прогрессивно. Применительно к отраслевой структуре хозяйства стран проблема намного легче решается ввиду однозначности самой «единицы счета» — отраслей и подотраслей — от страны к стране и сравнимости их места в общественном разделении труда.
Территориальные структуры стран несравненно более индивидуальны, составляющие их интегральные территориальные единицы далеко не однозначны. В тех странах, где еще значителен процесс развития территориального разделения труда вширь, встает проблема, как оценить и сопоставить его с тем же процессом, развивающимся вглубь. Оптимальное соотношение между обоими процессами — одна из кардинальных проблем развития хозяйства нашей страны. В целом можно утверждать, что прогрессивной будет та территориальная структура, где при заданных производительных силах минимальными будут затраты на преодоление пространства, на осуществление связей — транспортных, энергетических и пр. Но этот подход односторонний в том смысле, что не рассматривает экономические и социальные эффекты.
В методике оценки оптимальности ТСХ, безусловно, нужно исходить из того, что концепция территориальной структуры является преимущественно качественной категорией, суждения об оптимальности которой трудно перевести на количественный язык. Выделяются редукционные и синтетические подходы к критериям оптимальности ТСХ:
Редукционные подходы строятся на определении порогов эффективности отдельных процессов: территориальной концентрации, дифференциации, агломерирования и других пространственных процессов. В региональной экономике ведутся поиски оптимумов (наилучших вариантов из возможных состояний) территориальной концентрации.
Синтетические подходы разработаны слабо. Выделим среди них следующие, наиболее важные:
1. Изучение синхронности развития социальной, отраслевой, технологической и территориальной структур хозяйства. В процессе функционирования все структуры неразрывны. Например, наличие депрессивных районов связано с повышенным удельным весом в их отраслевой структуре старых отраслей промышленности, что обусловливает низкие темпы роста, экономически негативный отток населения в развитые районы. Социальная и демографическая структуры депрессивных районов в свою очередь претерпевают отрицательные изменения. Структуры экономики целых стран могут быть неэффективными. Особенно нерациональны экономические моноструктуры.
Технологическая и отраслевая структуры под влиянием НТР развиваются очень большими темпами. Направление известно: переход к природоохранной и наукоемкой экономике. На этом пути «сопротивление» оказывают социальная и территориальная структуры с их огромной инерционностью. Социальные издержки перехода к новой технологии очень велики, потому что на отмирание обречены целые отрасли экономики и связанные с ними профессии. А инерционность территориальной структуры связана с привязанностью к территории основных фондов и поселений.
По оценкам исследователей, территориальная структура США в большей степени отвечает требованиям сегодняшнего дня, чем западноевропейская. США стали основным очагом НТР, которая существенно изменила размещение производительных сил в стране, а территориальная структура хозяйства западноевропейских стран несет на себе печать той поры, когда Европа была очагом первой промышленной революции. Кроме того, обширные размеры территории США более адекватны достигнутому уровню производительных сил.
Характерная черта японской региональной политики в том, что она направлена на территориальную деконцентрацию производительных сил. Создаются так называемые технополисы в новых районах, что считается главным направлением совершенствования территориальной структуры страны.
2. Изучение уровня интегрированности хозяйственной территории страны. Для этого применяются системы показателей широты и глубины территориального разделения труда. Среди параметров территориальной интеграции: наличие объективных взаимосвязей (коммуникабельность) между районами, хозяйственная взаимодополняемость (комплементарность) районов и взаимное приспособление (адаптация).
3. Исследование соотношения интенсивных и экстенсивных факторов развития в региональном разрезе. В силу инерционности технологической и отраслевой структур хозяйства ряда районов в
Глава 10