Схема климатических условий периодов голоцена (по М.И. Нейштадту, 1983)

Время Возраст, лет назад Периоды по Блитту-Сернандеру Климатические условия
Поздний голоцен 0-2500 Субатлантический Прохладный и влажный
Средний голоцен 2500- 7700 Суббореальный Атлантический Теплый и сухой Теплый и влажный
Ранний голоцен 7700-9800 Бореальный, начало улучшения климата В начале прохладный и сухой, затем умеренно теплый
Древний 9800- Субарктический Холодный
голоцен Арктический (2-я половина) Холодный

Особый интерес представляет климатический оптимум голоцена - атлантический период (около 5 - 6 тыс. лет назад). В это время среднегодовые температуры воздуха в умеренных широтах северного полушария были выше современных на 2 -3°С, а годовые суммы атмосферных осадков превышали современные значения на 75 - 100 мм. Это было связано с преобладанием западного переноса воздушных масс из Атлантики, более интенсивного, чем в настоящее время. Все это способствовало максимальному развитию лесных формаций на Русской равнине, причем смещение границы между лесной зоной и тундрой в северном направлении достигало 400 - 600 км. По палеоботаническим данным в климатический оптимум голоцена на Русской равнине наиболее широко были развиты широколиственные леса разнообразного состава (Хотинский, 1981). Позднее начала отмечаться тенденция к похолоданию климата, причем параллельно с изменением термического режима менялся и режим атмосферных осадков, который постепенно приближался к современному типу.

Начавшееся в XIII в. и достигшее максимума в начале XVII в. похолодание сопровождалось расширением площади горных ледников, в связи с чем этот период иногда называют малой ледниковой эпохой. С конца XIX в. наблюдалось заметное потепление климата, которое достигло своего максимума в 30 - 40-е годы нынешнего столетия. Затем, до середины 60-х годов, фиксировалось некоторое снижение температуры воздуха, сменившееся снова ее повышением. На естественный ход колебаний климата в XX в. заметное влияние начала оказывать все возрастающая хозяйственная деятельность человека.

В последние годы вопрос об эволюции атмосферы приобрел существенное практическое значение в связи с глобальной экологической проблемой - парниковым эффектом. Увеличение в атмосфере концентрации парниковых газов (диоксида углерода, метана, озона, фреонов) привело к значительному глобальному потеплению климата. Так, средняя температура воздуха повысилась на 0,5 - 0,7°С по сравнению с доиндустриальным периодом (концом XIX в.), а к концу 2000 г. это повышение составит 1,2°С. Так, всего лишь две страны - США и бывший СССР производят выбросы СО2, составляющие около 40% по отношению к мировым, а доля США вместе с Канадой в выбросах метана (СН4) составляет примерно две трети от мирового уровня («Евразия», 1995, №2).

Знание климатических условий прошлого, особенно голоцена, необходимо для построения климатических моделей будущего и для оценки воздействия антропогенных факторов на климат нашей планеты. Количественные параметры климата теплых эпох прошлого уже используются для составления долгосрочного прогноза климата начала и середины XXI в. Так, современное потепление климата (до 1°С) имеет аналог во время климатического оптимума голоцена, а прогнозируемое потепление климата к 2025 г. - на 2,2 -2,5°С - уже отмечалось во время микулинского межледниковья (около 125 тыс. лет назад).

С использованием различных методов проведены палеоклиматические реконструкции ситуаций, с которыми человечество столкнется в первые десятилетия XXI в., когда повышение среднегодовой температуры составит 1-2°С. По данным А.А. Величко (1991), при повышении среднеглобальной температуры на такую величину наибольшее потепление ожидается в высоких широтах, здесь же будет отмечаться и повышение количества осадков. При малых глобальных потеплениях (до 1 - 1,5°С) дефицит осадков может возрасти в степных и полупустынных районах, а при более высоком уровне глобального потепления количество атмосферных осадков возрастет на всех широтах.

По равновесным моделям получено, что при повышении среднеглобальной температуры на 1°С (оптимум голоцена) северная граница лесной зоны в Евразии сместится на 300 - 400 км, а при повышении на 2°С - на 500 - 600 км к северу; при этом зона тундры практически исчезнет. Соответственно начнет смещаться к северу и подзона широколиственных лесов. Однако площадь аридных территорий (степи, полупустыни) не будет испытывать существенных изменений. Грядущее потепление климата нашей планеты будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия (Вронский, 1996).

ГЛАВА IX

Наши рекомендации