Тематика олимпиадных заданий
Тематика олимпиадных заданий
9 класс
1. Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
2.1. Формирование территории России. Изменение территории России с древности и до настоящего времени. Формирование СССР и его распад. СНГ. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России.
2.2. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Экономические районы. Специализация и отрасли хозяйства.
3. Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения. Виды и направления миграций. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Урбанизация, субурбанизация. Функции городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
4.1. Национальная экономика. Отрасли хозяйства. Сектора экономики. Отраслевая структура экономики. Факторы размещения производства. Межотраслевой комплекс. Классификация природных ресурсов. Территориальные, земельные, почвенные, агроклиматические, лесные, рыбные, пушные, водные, гидроэнергетические, геотермальные, рекреационные и др. ресурсы России.
4.2. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Электроэнергетика: ГЭС и каскады, ТЭС, АЭС. Альтернативная энергетика.
4.3. Металлургия. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
4.4. Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
4.5. Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
4.6. Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
4.7. Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
4.8. Транспорт. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг.
5. Комплексная характеристика экономических районов России: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградский.
6. Место России в мировой экономике. Внешние экономические связи России. Перспективы и проблемы развития. Объекты культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
П2. Задачи на распознавание образов территорий.
Пример 1 (
Определите, о каком архипелаге идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Сильные северо-восточные ветры порой приносят на этот архипелаг горячий и очень сухой воздух с материка. Архипелаг состоит из двух десятков островов вулканического происхождения, и в остальное время года климат мягкий, но сухой, с постоянными температурами около 26-27ºС. На островах расположено одноименное государство, где официальным языком является португальский. Из какого физико-географического региона дует горячий ветер? Как он называется? Какое течение проходит вблизи островов и какое влияние оно оказывает?
Система оценивания: за верно определенный объект, правильные ответы на дополнительные вопросы – 7 баллов.
Пример 2
Определите, о каком водном объекте идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Это озеро является крупнейшим пресноводным водоемом Европы и имеет площадь 17870 км². Его северные берега обрывистые, скалистые, южные – низкие, заболоченные.
Назовите озеро. Какая река вытекает из озера? Почему отличается характер рельефа северных и южных берегов? Какой знаменитый культурный объект расположен на архипелаге в озере?
Модификация
Аналогично может быть дано описание любого природного объекта (реки, острова, возвышенности, горной системы, равнины, водопада и т.д.).
Примеры усложнения:
Как называлось это озеро раньше?
Какие реки впадают в озеро?
В пределах каких субъектов РФ находится озеро?
Система оценивания: за верно определенный объект, правильные ответы на дополнительные вопросы – 7 баллов.
Пример 3
Прочитайте текст и назовите географические объекты, о которых идет речь.
В числе многочисленных эндемиков этого континента – удивительное пустынное растение, которое встречается только в пределах одной пустыни и изображено на гербе страны, в которой эта пустыня располагается. Эта страна входила в число немногочисленных колоний европейского государства, которому принадлежала территория еще одной современной страны на этом континенте, название которой представляет собой комбинацию названий двух бывших колоний, вошедших в ее состав.
С обеими странами граничит государство, на границе которого расположен объектВсемирного наследия ЮНЕСКО, названный в честь британской королевы. Он былоткрыт известным шотландским путешественникоми миссионером, умершим вдалиот родины. Оба государства, на границе которых расположен этот объект, ранеесоставляли единое колониальное владение одного из крупнейших государств-колонизаторовэтого континента. В колониальных названияхэтих владенийупоминаются стороны света.
Назовите: континент, растение, названия описываемых государств и их метрополий, объект ЮНЕСКО, имя путешественника, колониальные названия описываемых государств.
Примеры модификации и усложнения условия задачи:
Перечислить столицы упомянутых государств
Перечислить известных участникам эндемиков описываемого континента
Перечислить все государства, владевшие колониями на этом континенте, с указанием названий принадлежавших им государств
Система оценивания: за верно определенные объекты – 8 баллов.
Пример 4
Самолёт, совершивший в конце марта перелёт через океан, в тяжёлых погодных условиях сбился с заданного курса и в ночное время суток вынужден был совершить посадку на прирусловую отмель широчайшей реки. Никто из членов экипажа при этом не пострадал, оказались серьезно поврежденными только навигационные приборы. Наступило утро, метеоусловия улучшились. Солнечный диск быстро поднялся из-за горизонта и к полудню стоял почти над самой головой. Чтобы не заблудиться, решено было пойти вдоль речного берега, а вокруг простирался труднопроходимый лес, обвитый лианами. И этот путь показался не столь безопасным: то и дело с песчаного пляжа сползали в воду крокодилы тёмного цвета. Путники обратили внимание на удивительное водное растение с широкими листьями с загнутыми, как у подноса, краями. Далее путники, попробовали слегка углубиться в лес и встретили признаки присутствия человека: на многих деревьях были сделаны надрезы, из которых стекал в чашечки похожий на молоко сок.... бассейне какой крупной реки самолёт произвёл вынужденную посадку? Что это за природная зона? О каких представителях флоры и фауны идет речь в тексте? Кто первым из европейцев проплыл вдоль основного течения этой реки?
Модификация
Описание территории (это может быть любая достаточно крупная физико-географическая единица) должно быть по возможности однозначным (если задача не предусматривает 2 Примера ответа) и четким.
Система оценивания: за правильные ответы– 8 баллов.
Пример 1
Как вам известно, на Земле существует четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Для каждого океана характерен свой набор общих черт. Однако, некоторые ученые полагают, что на Земле не четыре, а пять океанов. Согласны ли вы с этим утверждением? Что это за океан? Приведите аргументы в пользу этой идеи.
Модификация
Для рассуждения может быть предложена любая актуальная проблема географии, на, особенности гидрологической номенклатуры (присвоение акваториям статуса залива или моря), антропогенизация географической оболочки, роль живого вещества в формировании облика Земли и другие вопросы геоэкологии. Для 9-11 классов могут быть предложены темы, связанные с переоценкой роли определенных факторов размещения отраслей, использованием современных методов в географии, сравнение различных научных концепций.
Система оценивания: за максимальное количество доводов и правильных рассуждений – 7 баллов.
Пример 2
Производственная специализация региона формируется на основании многих факторов. Нередко два соседних региона имеют разную специализацию. Так, Пермский край и Свердловская область, расположенные в одном экономическом районе, в сходных
природных условиях, отличаются разным набором отраслей промышленности. На, в Пермском крае одной из основных отраслей является целлюлозно-бумажная промышленность, а в Свердловской области эта отрасль развита слабо. Объясните, почему?
Модификация
Помимо различий в промышленной специализации соседних регионов могут быть рассмотрены:
Сходства в специализации соседних регионов
Сходства в специализации регионов, расположенных в различных условиях или же на значительном удалении друг от друга
Система оценивания: за правильные рассуждения – 6 баллов.
Пример 3
Россия относится к одной из самых водообеспеченных стран мира. Суммарный сток водных ресурсов составляет 4883,7 км3/год.
Однако нельзя не заметить, что водные ресурсы распределены по территории нашей
страны крайне неравномерно (табл. 9). Но и это еще не все. Если рассчитать водообеспеченность суммарным стоком, то окажется, что в ряде случаев экономические районы, обладающие максимальным суммарным стоком, нельзя отнести к самым водообеспеченным. Рассчитайте водообеспеченность Северо-Западного, Волго-Вятского, Уральского и Дальневосточного экономических районов суммарным стоком. Сравните суммарный сток водных ресурсов с водообеспеченностью. Приведите ы пяти крупнейших водных ресурсов, составляющих основу суммарного стока по каждому экономическому району.
Экономический район, Суммарный сток водных ресурсов, %, Площадь, тыс. км2
Северный 10,5 1466,5
Северо-Западный 1,8 196,5
Центральный 2,3 458,1
Центрально-Черноземный 0,4 167,7
Волго-Вятский 3,1 263,3
Поволжский 5,5 536,4
Северо-Кавказский 1,4 355,1
Уральский 2,6 824,0
Западно-Сибирский 12 2427,2
Восточно-Сибирский 23,2 4122,8
Дальневосточный 37,2 6215,9
Россия, в целом 100 17075,4
Модификация
Могут быть использованы данные по обеспеченности пахотными землями, лесными угодьями, водными и минеральными ресурсами и др. Расчеты могут проводить как на единицу территории, так и на одного человека.
Система оценивания: за правильные расчеты и рассуждения – 8 баллов.
Пример 1
О каком горном массиве идет речь в тексте? Какое происхождение он имеет? Опишите механизм формирования подобных геологических структур.
Этот расчлененный горный массив, в котором выровненные возвышенные участки чередуются с останцовыми столовыми горами и глубокими впадинами, которые заняты глубокими озерами и огромными каньонами, с обилием порогов и водопадов. Большая часть горного массива расположена в зоне сурового климата, с зимними температурами до -40°С, и летними – до +16°С. Среднее количество осадков 550 мм, с максимумом около 800 мм на западе региона. Растительность региона представлена в основном горными тундрами с участием лиственничных редколесий и зарослей кедрового стланика. В долинах произрастают елово-лиственничные леса, а на наиболее возвышенных участках располагаются горные арктические пустыни, среди которых встречаются и ледники, которых здесь не менее двух десятков.
Модификация
Вопросы для усложнения:
Приведите зарубежного аналога этой территории по геологическому
строению.
На территории этой природной области расположен заповедник, являющийся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2010 года, назовите его. Какие особенности природы региона послужили причиной его создания?
Здесь также находится уникальная для России точка с необычным географическим положением. Что это за точка?
Система оценивания: за верно определенный объект и ответы на вопросы – 7 баллов.
Пример 3
Соотнесите перечисленные в списке старые и новые названия городов: Молотов, Оренбург, Ульяновск, Степной, Архангельск, Калинин, Ставрополь, Ворошиловск, Чкалов, Пермь, Владикавказ, Тверь, Мурманск, Элиста, Орджоникидзе, Челябинск, Симбирск.
Самостоятельно укажите старые названия для следующих городов: Калининград, Нижний Новгород, Волгоград, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киров, Краснодар.
Примеры модификации и усложнения условия задачи:
Отметить указанные города на контурной карте России
Указать название рек, на которых расположены указанные города
Распределить города по бассейнам океанов, к которым они относятся
Для 10-11 класса следует выбрать города не только России, но и мира.
Система оценивания: за правильное соотнесение и ответы – 8 баллов.
Пример 4
Заполните пропуски.
А. Водопад _________________________ расположен на аргентино-бразильской границе, но в 320 км от _________________ — столицы еще одного государства — ___________________. Он образуется при слиянии одноименной реки с рекой________________ на краю плато.
Б. ____________________ — это бессточное озеро, одно из самых соленых в мире, находится на государственной границе между ____________________________________ и ___________________________________. Довольно крупная река _________________ и еще несколько мелких потоков ежедневно могут приносить до 7 млн т воды, но из-за сильного зноя вода очень быстро испаряется. Возле озера — одно из немногих в мире месторождений природного __________________.
Модификация
Может быть выбран любой географических объект, известный школьникам.
Система оценивания: за правильные ответы – 6 баллов.
Пример 1
К каким бассейнам стока относятся перечисленные административные центры субъектов РФ? На каких реках они стоят?
Нарьян-Мар, Симферополь, Элиста, Рязань, Салехард, Орел, Смоленск, Грозный, Барнаул, Краснодар
Модификация
Кроме административных центров субъектов РФ, можно использовать
административные центры федеральных округов/города-миллионеры и т. д. Для 10-11 класса следует выбрать столицы и крупные города стран мира.
Система оценивания: за правильную группировку – 5 баллов.
Пример 2
В мировом туризме определенную роль играют морские круизы – туристические путешествия по морю с заходом в порты. Один из наиболее интересных и популярных среди них: Нью-Йорк – Майами – Панама – Сан-Франциско – Гавайи – Иокогама – Гонконг – Манила – Сингапур – Коломбо – Мумбаи – Порт-Саид – Александрия – Неаполь – Генуя – Марсель – Нью-Йорк.
Почему именно этот маршрут пользуется спросом и предлагается компаниями?
Приведите как можно больше логичных объяснений. Какие еще пять портов Вы предложили бы для захода судна на этом круизе? Обоснуйте ответы.
Модификация
Другой маршрут, другое средство передвижения: пешком, на автомобиле, автобусе, воздушном шаре, верхом. При составлении задания можно добавить элемент расчета скорости передвижения и продолжительности путешествия.
Система оценивания: за правильные ответы – 5 баллов.
Пример 1
Существуют четыре основных источника питания рек: снеговое, дождевое, грунтовое и ледниковое. Распределите следующие реки России по преобладающему источнику питания и занесите ответы в таблицу. С чем связано отсутствие крупных рек того или иного типа питания в некоторых бассейнах стока?
Баксан, Кострома, Авача, Дон, Амур, Пур, Анадырь, Хатанга, Катунь, Кубань, Селенга, Неман.
Пример 2
В таблице показан вклад Федеральных округов России в суммарный объём добычи отдельных видов углеводородного сырья в 2012 г. Проанализируйте таблицу и определите, какие полезные ископаемые обозначены буквами А, Б и В. Ответы в каждом случае поясните.
Федеральный округ А Б В
Российская Федерация 100,0 100,0 100,0
Центральный федеральный округ 0,0 0,0 0,1
Северо-Западный федеральный округ 0,7 5,4 3,9
Южный федеральный округ 2,6 1,8 1,6
Северо-Кавказский федеральный округ 0,1 0,3 0,0
Приволжский федеральный округ 3,8 21,6 0,1
Уральский федеральный округ 87,0 58,7 0,7
Сибирский федеральный округ 1,3 8,1 83,9
Дальневосточный федеральный округ 4,5 4,0 9,8
Российская Федерация 100,0 100,0 100,0
Какие места занимает Россия по объёмам добычи полезных ископаемых А, Б и В в мире в 2012 и 2013 гг.?
Модификация
В качестве показателя могут быть использованы различные статистические данные.
Система оценивания: 8 баллов.
Пример 3
Установите соответствие определений географическим явлениям и назовите материки (или части света), на которых эти явления наблюдаются.
А. Поророка Б. Сирокко В. Кум Г. Скрэб Д. Атолл
1. Заросли низкорослых вечнозеленых ксерофитных кустарников в тропиках и субтропиках.
2. Кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающей неглубокую лагуну.
3. Приливная волна, движущаяся от устья вверх по течению
4. Песчаная пустыня
5. Жаркий, сухой, пыльный ветер из пустынь Северной Африки к побережью Европы
Явление Номер определения Материк
Модификация
Усложнить задание можно, попросив участников самостоятельно написать определения для терминов.
Система оценивания: за правильные ответы – 5 баллов
Пример 1
Степные просторы, зелёные горы,
Крутые изгибы стремительных рек...
Орлиные стаи и дали без края –
Х золотой в моём сердце навек!
Багряные зори, пшеничное море,
Страды урожайной могучий разбег.
Друзья трудовые, сердца огневые –
Х золотой в моём сердце навек!
1) О каком субъекте азиатской части РФ пишет Ц.С. Солодарь?
2) Какой топоним должен быть написан вместо Х?
3) Объясните, по каким признакам вы определили этот регион.
4) Почему здесь сформировалось «пшеничное море»?
Система оценивания: за правильный анализ произведения – 8 баллов.
Пример 2
Край слезы янтарной
Колосист и зелен,
Где водой солёной
Бьёт прибой о берег!
На просторах синих
Рябь волны искрится,
Чаек белоснежных
Хоровод резвится.
На утёсе дальнем
Под морскую песню
Стонут, вспоминая,
Сосны в поднебесье
О былых сраженьях,
О победах метких...
Сага снов таится
На колючих ветках.
Мужеством, отвагой,
В той борьбе горячей,
Кровью завоёван
Мир наш настоящий!
Край ты мой янтарный! –
Красочен и зелен –
Памятью народной
Будь благословенен!
1) О каком субъекте РФ пишет С.В. Скуратова?
2) Какие особенности промышленности и природы выделены края в стихотворении?
3) О каких исторических событиях идет речь в стихотворении?
Система оценивания: за правильный анализ произведения – 8 баллов.
Пример 3
Прочитайте стихотворение А. Блока «Рассвет» и объясните, с чем связано преобладание багряных, розовых, золотых и красных тонов при рассвете? Какие еще оптические закономерности проявляются в географических явлениях?
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
Казалось, женщина вставала,
Молилась, отходя во храм,
И розовой рукой бросала
Зерно послушным голубям.
Они белели где-то выше,
Белея, вытянулись в нить
И скоро пасмурные крыши
Крылами стали золотить.
Над позолотой их заемной,
Высоко стоя на окне,
Я вдруг увидел шар огромный,
Плывущий в красной тишине.
Пример 4
В стихотворении В. Брюсова речь идет о самой крупной реке Карельского перешейка. Назовите эту реку. Какие особенности природы уловил автор? Составьте характеристику типичных ПТК территории, а также гидрографическую характеристику рек Карелии. Какие факторы обусловили эти особенности? Как реки региона используются в хозяйстве?
Кипит, шумит. Она - все та же,
Ее не изменился дух!
Гранитам, дремлющим на страже,
Она ревет проклятья вслух.
И, глыбы вод своих бросая
Во глубь, бела и вспенена,
От края камней и до края,
Одно стремление она.
Что здесь? Драконов древних гривы?
Бизонов бешеных стада?
Твой грозный гул, твои извивы
Летят, все те же, сквозь года.
Неукротимость, неизменность,
Желанье сокрушить свой плен
Горят сквозь зыбкую мгновенность,
Венчанных радугам пен!
Кипи, шуми, стремись мятежней,
Гуди, седой водоворот,
Дай верить, что я тоже прежний
Стою над распрей прежних вод!
Пример 5
О каком виде атмосферных осадков идет речь в стихотворении Г. Галиной? При каких условиях выпадают эти осадки? Перечислите как можно больше других видов
гидрометеоров (атмосферных осадков).
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима...
П9. Задача картографического содержания с элементами картометрии (8–11 классы);к условию задачи необходимо приложить фрагмент топографической картымасштаба 1:10000 – 1:25000 размером около 1/3 листа А4.
Пример 1
Изучите территорию по топографической карте и ответьте на вопросы. каких притоков у реки больше – левых или правых; симметричны ли борта долин, склоны холмов; на каком берегу расположен город, какими путями к нему можно добраться; судоходна ли река, можно ли ее перейти туристическому отряду (мост, брод); населенные пункты с какой численностью населения преобладают на территории, какой из них самый крупный; одинакова ли плотность дорог на севере и юге карты; развито ли на территории сельское хозяйство; какие объекты промышленности функционируют;
Система оценивания: за каждый элемент задания – по 1-2 балла.
Пример 2
Определите по фрагменту топографической карты:
ее масштаб (по заданному расстоянию на местности между двумя объектами на карте); длину географической секунды по параллели и меридиану в метрах (через масштаб), объяснить разницу; определить расположение (по сторонам света: восточнее, севернее и пр.) одной точки относительно другой; географические координаты географических объектов; расстояния между двумя точками, площади объектов (по масштабу); объем (по масштабу и высоте сечения); измерить угол между двумя объектами из заданной точки (по транспортиру); определить абсолютную высоту точки, превышение одной точки над другой (по высоте сечения); крутизну склона (1. через заложение, 2. по формуле);
Модификация
Усложнить задание можно, задав следующие вопросы:
Найдите самое удобное место для строительства вертолетной площадки. Условия - размер не менее 300м х 300м, близко к транспортным путям, близко к населенному пункту, минимальный объем земляных работ (срыть/выкопать), который надо подсчитать приблизительно. Можно предложить найти место для строительства горнолыжного комплекса, футбольного поля, создания пруда.
Система оценивания: максимум – 8 баллов.
Пример 1. География родного региона
Участникам предоставляется космический снимок с изображением родного региона (области, района, поселения).
На представленном снимке выделите участки с разными типами землепользования, охарактеризуйте особенность использования земель в пределах участков и объясните, какие факторы влияют на расположение зон с разным типом землепользования.
Система оценивания: за верно выделенные типы землепользования и ответы на вопросы – 6 баллов.
Пример 2. География родного региона Участникам
предоставляется космический снимок с изображением родного региона (области, района).
На представленном снимке выделите участки с разными типами растительности, как можно более подробно охарактеризуйте их. Чем вызваны различия в растительном покрове территории? Как используются эти территории в хозяйстве?
Система оценивания: за структурированный и верный ответ – 6 баллов.
Пример 3. География родного региона
Какими природными/социально-экономическими рекордами может похвастаться вам регион? Перечислите как можно больше уникальных особенностей вашего родного региона.
Пример 4. География родного региона
Перечислите памятные места вашего региона, связанные с военными
действиями/деятельностью знаменитых личностей.
Снимались ли в вашем регионе известные фильмы? Какие места были запечатлены на них?
Возможно, на территории региона работали известные художник и, поэты и писатели, которые изобразили в своих работах природные и социальные особенности региона?
Пример 5. География родного региона (на примере Тульской области).
Заполните пропуски в описании родного региона.
Тульская область расположена в средней полосе России, на (1) … равнине, в северо-восточной части (2) … возвышенности, в природной зоне (3) … . На территории области распространены (4) … формы рельефа: воронки, пещеры, пустоты. Климат умеренный умеренно-континентальный. Большинство рек относятся в бассейну (5) … , остальные – к бассейну (6) … . Почвы характерны (7-9) …, … и … . Имеются сведения о заселении территории Тульской области с X тыс. до н.э. Одним из первых упоминается в летописях город (10) …, славящийся производством пастилы и кружева. На территории области произошло одно из важнейших сражений русского войска с войском Золотой Орды – (11)… . Это сражение произошло у впадения реки (12) … в Дон. В настоящее время область граничит с 5 областями: (13-17) … . Население области составляет (18) … млн человек, плотность населения – (19) … . Из полезных ископаемых наиболее значительны запасы (20) … в (21) … бассейне. Промышленность представлена одним из крупнейших химических предприятий по производству (22) … удобрений – (23) … в городе (24) … . Кроме того, важными промышленными предприятиями являются (24 - …) …, …, …
Достопримечательными местами Тульской области являются:
(25) … - музей-усадьба художника (26) …
(27) … - имение всемирно известного писателя (28) …и др.
Примеры заданий тестового тура
Т1
Как называются сильно расчленённые территории с густой сетью оврагов и речных долин, возникновение которых связно в частности с перевыпасом скота?
А. Вади
Б. Бедленд
В. Алас
Г. Рям
Примеры модификации условия:
для составления подобного вопроса может использоваться определение любого географического термина.
Т2
Какая из перечисленных литосферных плит имеет наибольшую площадь?
А. Наска
Б. Филиппинская
В. Индо-Австралийская
Г. Кокос
Примеры модификации условия:
платформы, равнины, щиты и плиты также могут быть использованы в
задании.
Т3
Выберите объект, расположенный в зоне широколиственных лесов.
А. Центрально-Лесной биосферный заповедник
Б. Ильменский заповедник
В. Дарвинский заповедник
Г. Заповедник «Брянский лес»
Примеры модификации условия: иная природная зона и другие охраняемые природные территории, города.
Т5
Какую площадь на плане масштаба 1:500 будет занимать прямоугольный участок овощных культур, если на местности его размеры составляют 600 х 150 м?
А. 3600 см2
Б. 360 см2
В. 180 см2
Г. 1800 см2
Примеры модификации и усложнения условия:
Использование иных параметров;
Использование фрагментов топографических карты, по которым участникам
Олимпиады предлагается самостоятельно измерить расстояние, вычислить площадь объекта и т.д.
Т7
Какой объект расположен вне тропического пояса освещенности?
А. Дельта Ганга и Брахмапутры
Б. Канарские острова
В. Озеро Малави
Г. Порт-Морсби
Примеры модификации условия:
другие комбинации объектов и типов климата, геологического строения территории, природных зон и пр.
Т8
Выберите Пример, в котором перечислены города России – центры шинной промышленности:
А. Воронеж, Нижнекамск, Омск, Ярославль
Б. Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Челябинск
В. Красноярск, Липецк, Нижний Тагил, Сургут
Д. Миасс, Набережные Челны, Нижний Новгород, Тольятти
Примеры модификации условия: другие отрасли промышленности и комбинации городов.
Т9
Какой из перечисленных этносов самый малочисленный?
А. Татары
Б. Ненцы
В. Карелы
Г. Чуваши
Примеры модификации условия: другие этносы России и зарубежных стран.
Т12
Продолжительность светового дня 21 марта на Южном полярном круге составляет:
А. 0 часов
Б. 3 часа
В. 8 часов
Г. 12 часов
Д. 24 часа
Т13
Как в Южной Америке называются равнинные субэкваториальные ландшафты саванн, характеризующиеся высокотравьем и галерейными лесами?
Примеры модификации условия:
Для задания может быть выбрано любое географическое явление.
Т15
Расставьте в порядке убывания численности населения крупнейшие города России: Екатеринбург, Казань, Воронеж, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Красноярск, Новосибирск, Омск, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск, Пермь, Волгоград.
Примеры модификации условия:
Расставить по убыванию возрастанию населения страны мира, столицы и крупные города стран мира, города одного региона (в том числе родного) или федерального округа.
Т16
Правильны ли утверждения? (да/нет)
А. Каспийское море – второе по глубине озеро в мире
Б. Эребус – высшая точка Антарктиды
В. Побережье Камчатки – наиболее влажное место в России
Г. Перистые облака образуются на высоте 6-8 км
Д. Льянос – разновидность саванн в Южной Америке
Примеры модификации условия:
Для задания может быть выбрано любое географическое явление или объект.
Т17
В пределах какого материка или океана расположены точки, имеющие
следующие координаты?
А. 23° 30’ ю.ш. 180° д.
Б. 66° 30’ с.ш. 180° д.
В. 23° 30’ с.ш. 100° з. д.
Г. 70° с. ш. 0° д.
Д. 70° ю.ш. 100° в. д.
Т18
Заполните пропуски.
Две великие индийские реки ___________и ____________ образуют плодородную______________________ низменность. Одна из них берет начало в___________________, а вторая в Гималаях. Устья рек находятся в разных странах: в __________________ и _________________.
Т19
Эти полуострова объединяет множество сходных черт: они расположены в одних широтах, омываются водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов, являются крупнейшими в своих частях света, среди месторождений полезных ископаемых выделяются руды черных и цветных металлов. Назовите полуостров, на климатические условия которого значительное влияние оказывает холодное течение.
Т20
Какой фактор определяет частую повторяемость катастрофических наводнений на Лене?
А. Густой растительный покров по берегам реки
Б. Многоснежные зимы
В. Горный рельеф
Г. Ледяные заторы, образующиеся в русле реки
Д. Ливневые осадки весной
Т21
Найдите ошибочное утверждение:
А. В состав Уральского экономического района входят две республики и пять областей
Б. Высшая точка Полярного Урала — г. Народная (1640 м)
В. Западные склоны Урала получают большее количество атмосферных осадков, чем восточные
Г. Уральские горы имеют участки современного горно-долинного оледенения
Д. Коренные народы Урала относятся к двум языковым группам: финно –угорской и тюркской
Т25
Назовите субъект РФ по перечню его городов: Куйбышев, Татарск, Барабинск, Искитим, Бердск.
Т26
Назовите водохранилище, которое еще именуют Московским морем, так как оно используется для водоснабжения столицы, обеспечивает водой судоходный канал имени Москвы.
Тематика олимпиадных заданий
9 класс
1. Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
2.1. Формирование территории России. Изменение территории России с древности и до настоящего времени. Формирование СССР и его распад. СНГ. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России.
2.2. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Экономические районы. Специализация и отрасли хозяйства.
3. Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения. Виды и направления миграций. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Урбанизация, субурбанизация. Функции городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
4.1. Национальная экономика. Отрасли хозяйства. Сектора экономики. Отраслевая структура экономики. Факторы размещения производства. Межотраслевой комплекс. Классификация природных ресурсов. Территориальные, земельные, почвенные, агроклиматические, лесные, рыбные, пушные, водные, гидроэнергетические, геотермальные, рекреационные и др. ресурсы России.
4.2. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Электроэнергетика: ГЭС и каскады, ТЭС, АЭС. Альтернативная энергетика.
4.3. Металлургия. Черная м