VI. Какие народы населяют Евразию.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 131 учебника. Представители каких народов Евразии здесь изображены? (Здесь представлены народы тундры, лесных, горных, тропических районов.)

– Чукчи на собачьей упряжке, домик в Псковской области (Россия), Эйфелева башня – символ Франции, цветущая сакура (вишневое дерево) – символ Японии, китайский дом, индийский мальчик на слоне, афганская семья на верблюдах.

– Кто в России первым встречает Новый год? (Жители Чукотки.)

– Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа в разных уголках материка сложились столь разные условия жизни, что это привело к богатству растительного и животного мира, большой численности населяющих ее народов.

– Укажите на контурной карте, где расположены государства Европы (задание № 1 на с. 40 в рабочей тетради).

– Сравните, чем различаются природные условия, в которых живут северные и южные народы Евразии.

– Рассмотрите рисунок на с. 132 учебника. Какие животные и растения обитают в Евразии?

– Назовите растения и животных Евразии, которые не обитают нашем крае. Где можно их увидеть?

Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание на с. 42.

– Вставьте пропущенные слова.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых представителях растительного и животного мира Евразии.

Большая панда, или бамбуковый медведь, встречается только в густых бамбуковых зарослях Китая на высоте от 3500 до 4500 м над уровнем моря.

Это редкое животное отличается красивой черно-белой окраской и черными «очками» вокруг глаз. Отрыли его лишь в середине XIX века. Главное занятие панды – кормежка: она ест по 10–12 часов в день, питаясь в основном тонкими ростками и корнями бамбука. Хотя панда очень похожа на медвежонка, многие ученые считают ее ближайшим родичем енота.

Бешеный огурец. В Крыму и на Кавказе есть такое растение, плоды которого похожи на небольшие огурчики. Подходить к нему следует осторожно. Даже при слабом прикосновении плод открывается, и из него с сильным хлопком и свистом вырывается слизь с семенами. Огурец может «плюнуть» в лицо и на одежду иногда на расстоянии до шести метров!

Земляничное дерево. Кора этого дерева совершенно гладкая, словно кожа загорелого человека. Верхний слой коры, тонкий, как бумага, ежегодно сбрасывается, а листья нет. Это единственное вечнозеленое лиственное дерево Крыма. Плоды его напоминают землянику: маленькие, оранжевые, с бугристой поверхностью. Они сочные, сладковатые, их едят птицы.

Росянка. Растение так названо потому, что на ее листочках всегда блестят капельки росы. Мелкие мушки, муравьи, комары, желая попить воды, попадают на растение и присасываются этими капельками. Растение облепляет насекомое, растворяя его и закрывая при этом листья. Через несколько дней лист раскрывается и ждет новую жертву.

Росянка – растение болот. Цветочки у него белого цвета. Если случается попасться крупному насекомому, например стрекозе, на помощь одному листочку приходят другие. Начинается целая битва.

Раффлезия – растение-паразит. Оно называется так потому, что живет, прицепившись к другому растению, питаясь его соками.

Раффлезия имеет самый крупный цветок в мире. Но подойдешь к нему – и почувствуешь очень неприятный запах. Именно яркой окраской и запахом цветка раффлезия заманивает мух.

Мухи переносят на лапках пыльцу, от которой вскоре появляется липкий плод с семенами. Сам цветок завянет, а плод будет «ждать», когда пройдет слон, раздавит его и на ступнях перенесет семена. Но из многих семян прорастет только одно или два. Поэтому раффлезия встречается редко. Растет раффлезия в жарких лесах Индии.

Железное дерево. Так называют тик за необычайную прочность, поэтому его используют при строительстве кораблей. Тик может быть высотой с 25-этажный дом, толщиной – 1,5 м. Рубят тик так: сначала делают глубокий надрез вокруг ствола, через 2–3 года дерево подсыхает, и только тогда его спиливают. Если дерево спилить сразу, то оно при сплаве потонет.

Сайгаки населяют полупустыни и сухие степи Евразии. По гладкой равнине эти стремительные антилопы могут мчаться со скоростью 70–80 км/ч. Но любая, даже маленькая канавка для них – серьезное препятствие.

Рога у самцов полупрозрачные, лировидной формы. Самое примечательное у сайгака – вздутая горбатая морда со свисающим мягким подвижным «хоботком» и ноздрями на конце. Длинный нос сайгака работает как фильтр. Находящиеся в нем волоски и железки очищают воздух от пыли, которую поднимает бегущее стадо животных.

VII. Итог урока.

– Какие государства Европы и их столицы вам известны?

– Назовите самые крупные государства Азии.

– Чем и почему отличаются одежда, пища, жилища народов севера и юга Азии?

– Какими растениями и животными богата Евразия?

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задания № 2, 3, 6 на с. 40–43; учебник (с. 130–132); подготовить сообщение об одном растении или животном Евразии.

Урок 61
Как открывали Африку

Цели:

– сформировать знания о материке Африка;

– познакомить с растительным и животным миром Африки, историей ее открытия;

– развивать умения читать карту;

– воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карта полушарий; глобус; фотографии растительного и животного мира Африки, ребусы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Сообщения учащихся о растительном и животном мире Евразии.

2. Задание № 6.

Ответ: дикобраз, раффлезия, хлопчатник, павлин, хамелеон, ананас, бизон.

3. Индивидуальные карточки.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.

Самый густонаселенный материк – … (Евразия). Здесь находятся самые крупные государства мира: по численности населения – (Китай), по площади территории – … (Россия). Здесь насчитывается более … (80) государств.

Карточка 2. Найдите «лишний» географический объект:

а) Обь, Волга, Нил, Енисей;

б) Байкал, Каспийское, Ладожское, Мичиган;

в) китайцы, американцы, японцы, французы;

г) сайгак, панда, кенгуру, белый медведь.

Карточка 3. Соотнесите названия государств и их столицы:

VI. Какие народы населяют Евразию. - student2.ru

4. Прочитайте ребусы, и вы узнаете обитателей Евразии.

VI. Какие народы населяют Евразию. - student2.ru

III. Сообщения темы урока.

– На какой материк мы отправимся сегодня?

Истреблены леса, загрязнена вода.

Пустыни постоянно наступают –

Заносят пирамиды, города.

Там баобабы и жирафы исчезают.

(Африка.)

IV. Как открывали Африку.

– Что вы уже знаете об Африке?

– Покажите на карте Африку и расскажите о ее географическом положении.

– Материк Африка отделен от Евразии на северо-востоке нешироким Красным и на севере – Средиземным морями. Эти моря соединяют прорытый в конце прошлого века Суэцкий канал: один его берег африканский, другой – азиатский. С Атлантическим океаном Средиземное море сообщается узким проливом Гибралтар. Здесь расстояние между Африкой и Европой составляет всего 14 км. Берега Африки омывают два океана: с западной стороны – Атлантический, с восточной – Индийский.

Размер материка по направлению север – юг (вдоль меридиана) почти вдвое превышает размер вдоль параллели. Центральная часть материка расположена вблизи экватора. Круглый год там стоит жаркая или теплая погода, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видят снега.

Большая часть территории Африки занята пустынями и горами.

В Африке нет таких крупных горных систем, какие есть в Евразии. Высочайшая вершина Африки и одна из красивейших гор мира – украшенная сверкающими ледниками гора Килиманджаро. Она находится недалеко от самого большого озера Африки Виктория и имеет высоту 5895 м. Самое глубокое озеро Африки Танганьика своим очертанием на карте не случайно напоминает озеро Байкал: так же, как и Байкал, оно образовалось в глубокой и узкой расщелине среди гор. Только такой могучей реке, как Нил, оказалось под силу пробиться через просторы величайшей пустыни Африки и мира – Сахары, занимающей почти всю северную часть материка. Территория центральной и южной Африки богата реками, текущими с гор к берегам Атлантического океана. Крупнейшие из них – реки Конго и Нигер.

Учащиеся читают статью «Как открывали Африку» на с. 133 учебника.

– Что нового вы узнали?

– Покажите на контурной карте в рабочей тетради (с. 44) путь путешественника: «Слава первого европейца, совершившего беспримерное плавание из Португалии по Атлантическому океану, обогнувшего с юга берега Африки и далее по Индийскому океану открывшего морской путь из Европы в Индию, принадлежит великому португальскому мореплавателю Васко да Гама.

– Проведите на контурной карте Африки линию экватора. Обозначьте географические объекты, о которых говорится в тексте учебника.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради на с. 45 (вставляют пропущенные в тексте слова).

– Продолжим открытие Африки. Теперь нам поможет Корней Иванович Чуковский. Помните, в сказке «Айболит» он указывает адреса в Африке, по которым ждали помощи больные животные:

Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-попо

По широкой Лимпопо.

– Существуют ли в действительности эти географические названия?

Учащиеся работают с картой полушарий.

Наши рекомендации