IV. Как была освобождена наша Родина.

– Рассмотрите историческую карту «Великая Отечественная война. Военные действия 1942–1945 гг.» на с. 105 учебника.

– Какие крупные сражения произошли во второй половине и в конце войны?

– Назовите основные районы партизанского движения.

– Назовите районы, где группировки немецко-фашистских войск были окружены и разгромлены.

– Назовите страны Европы, освобожденные нашими войсками от немецких захватчиков.

– Тяжелое испытание выпало на долю нашей армии. Многие солдаты и офицеры оказались в плену у фашистов, многие пропали без вести, много их полегло на полях сражений.

Весь народ и даже дети помогали армии в этой войне. Перед войной появились самолеты-штурмовики ИЛ-2, их немцы называли «черная смерть», были созданы танки Т-34, которые были признаны лучшими в мире, создано новое реактивное оружие – «катюша». Но массовое производство их еще не было организовано. Во время войны шла героическая работа в тылу. Работали дети, старики, женщины, они создавали новое вооружение, которое помогло армии победить сильнейшего врага.

Освобождению народов Европы от фашизма способствовало также объединение сил разных государств: России, Америки, Англии, Франции.

V. День Победы.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.

Победа досталась нам дорогой ценой.

Воевали не только взрослые, но и дети. Двадцать тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

– Рассмотрите ордена и медали. За какие заслуги давали такие награды?

– Какой орден напоминает вам о славе полководцев Древней Руси?
(Орден Александра Невского.)

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение о войне.

1418 дней

Перед нашей Родиной мы

сочтемся славою,

все, кто кровью собственной

породнился с ней.

Шла война великая, шла война

кровавая

тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нас война отметила метиной особою,

в жизни нет и не было ничего

трудней,

метиной особою, самой высшей

пробою –

тысяча четыреста восемнадцать дней.

Наградила нас она фронтовым

содружеством,

не было содружества крепче

и родней,

под огнем, под пулями закаляла

мужество

тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло наше

поколение,

каждый день теряли мы

фронтовых друзей,

каждый день, задумайтесь,

день поминовения,

тысяча четыреста восемнадцать дней.

Как я это выдюжил, до сих пор

не ведаю,

самому мне встретилась тысяча

смертей,

только майский светлый день

увенчал Победою

тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нами было сделано все во имя

Родины

и еще послужим мы Родине своей,

все теперь под силу нам, если

нами пройдены

тысяча четыреста восемнадцать дней.

А. Николаев

VI. Обобщение темы урока.

– После какой битвы началось освобождение захваченных врагом земель?

– Когда закончился разгром гитлеровской армии?

– Как партизаны боролись с фашистами?

– Кого, говоря о Великой Отечественной войне, мы называем героями трудового фронта?

– Как наш народ отмечает День Победы?

– Почему в некоторых государствах Европы поставлены памятники советскому солдату?

– В чем отличие Великой Отечественной войны от Гражданской войны?

VII. Итог урока.

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задание № 40 на с. 30); учебник (с. 104–110).

Урок 56
ТРУДНЫЕ Послевоенные годы в Советском Союзе

Цели:

– показать, как восстанавливалось хозяйство после войны народами 15 республик;

– рассмотреть причины отставания Советского Союза по уровню жизни народов в сравнении с другими развитыми странами мира;

– развивать умение рассуждать;

– воспитывать гордость за научные достижения россиян и уважение к людям труда.

Оборудование: схемы; портреты выдающихся ученых.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит проверочный тест «Прошлое России».

I вариант

1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?

а) 1812–1813 гг.;

б) 1941–1945 гг.;

в) 1914–1916 гг.;

2. Какое событие привело к краху Российской империи?

а) Великая Отечественная война;

б) Отечественная война 1812 года;

в) Октябрьская революция 1917 г.

3. При каком императоре Санкт-Петербург стал столицей Российской империи?

а) При Екатерине II;

б) при Александре I;

в) при Петре Великом.

4. Как называли людей, которых можно было подарить, продать, купить?

а) крестьяне;

б) крепостные;

в) ремесленники.

5. Как называлось наше государство в XIX веке?

а) Московское государство;

б) Древняя Русь;

в) Российская империя.

6. Кто руководил Куликовской битвой?

а) Иван Грозный;

б) Дмитрий Донской;

в) Александр Невский.

7. Какой город стал русской столицей после нашествия монголо-татар?

а) Киев;

б) Москва;

в) Новгород.

II вариант

1. Выдающимся полководцем ХХ века считают:

а) Александра Невского;

б) Георгия Жукова;

в) Дмитрия Донского;

2. Выход к какому морю получила Россия при Петре I?

а) К Черному;

б) к Балтийскому;

в) к Белому.

3. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве поставлен в честь освобождения русских земель:

а) от немцев;

б) от монголо-татар;

в) от поляков.

4. Какая битва помогла освобождению Руси от монголо-татарского нашествия?

а) На Чудском озере;

б) на Неве;

в) на Дону.

5. При каком государе появились в России общественные учебные заведения?

а) При Иване Грозном;

б) при Петре Великом;

в) при Иване Калите.

6. Какого государя впервые назвали императором?

а) Александр I;

б) Петр I;

в) Николай I.

7. Кто был последним императором в России?

а) Александр II;

б) Николай II;

в) Екатерина II.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы узнаем, как восстанавливали хозяйство страны в трудные послевоенные годы советские люди.

Наши рекомендации