Бубново – наша малая Родина

История Перевальских неразрывно связана с селом Бубново (укр. Бубнiв). Прямые наши предки как минимум по историческим документам с 1748 года проживали в нём. Первое упоминание о селе встречается на карте Боплана 1650 года. В настоящее время село Бубновская слободка (укр.

Бубнівська Слобідка) как сохранившаяся часть Бубново относится к Золотоношскому району (в 40 км от Золотоноши) Черкасской области Украины.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Слева направо: Игорь Путинец, автор, Иван Лаврентьевич Перевальский, сёстры Наталья Лаврентьевна и Татьяна Лаврентьевна (в девичестве Перевальские). Золотоноша 2013 г.

Бобунска - Бубновка (Бубнов) - упоминается в источниках начала XVII в; входит в состав Переяславского староства. В 1618 г. местечко принадлежало Теодору Богуну (Богушу) (Zrodla dziejowe. T. 21. S. 293); в 1628 и 1631 гг. - Яну Балакиру, который платил подымное с 8 дымов (Zrodla dziejowe. Т. 20. S. 71; Архив ЮЗР. Ч. 7. Т. 1. С. 368). В «Книге Большому чертежу (1627) - значится как «город Дубков, на Московской стороне Днепра» (Книга Большому Чертежу. С. 108); на картах Боплана - укрепленное местечко. В 1638 г. Бубновка становится местом нахождения открывшегося в Переяславе иезуитского коллегиума - закрытого среднего учебного заведения (Slownik geograficzny. T. 1. S. 430) по свидетельству Эвлия Челеби (1657), «крепость Бубново - это небольшая деревянная паланка, огражденная частоколом. Она расположена на берегу Днепра и находится под властью польского короля. В ней 500 домов [ок. 3000 жителей.] и две церкви» (Эвлия Челеби. С. 80). В 1960 г. затоплена водами Кременчугского водохранилища. Отголоски названия местечка сохранились в наименовании поселения с. Бубновская Слободка, ныне Золотоношского р-на Черкасской обл.

Интересные сведения о Бубнове можно найти в книге Михаила Александровича Максимовича «Бубновская сотня». Так он пишет, что до 1782, когда Малороссия разделялась ещё на полки и сотни, Бубнов считался сперва городом, а потом сотенным местечком Переяславского полка. К Бубновской сотне причислялись три села Прохоровка, Сушки и Бубновская Слободка, с принадлежащими к ним хуторами и землями. Примыкая одной стороной к Днепру, Бубновская сотня с других сторон была окружена Леплявской, Гелмязовской, Пещанской, Домантовской сотнями. Всей земли она занимала около ста квадратных верст.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Татьяна Перевальская и её родители: Иван и Алла. Золотоноша 2013.

По словам Максимовича бытие нашего Бубнова является на свет в первой половине 16 века, в ту молодую пору Днепровского козачества, когда оно воевало против татар и турок под знаменем своего гетмана князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого, укрепившегося на острове Хортица (у Запорожья). В 1554 он, перейдя из Запорожья в Черкащину и Каневщину, укреплял здешние места. Тогда поставлен был над Днепром, как сторожевой казак, и городок Бубнов, в крепостных валах. Вишневецкий ещё в ту пору вызывался передать Поднепровье Московскому царству. Но Москва тогда была ещё молода и не готова была принять на свои руки Украину.

О Бубнове в летописании Малороссийском можно встретить несколько упоминаний. Так в 1672 году в числе сотников Переяславского полка был и Бубновский сотник Богдан Омельченко. В 1692 году было записано, что около Бубново пограбили орды Крымские и Белогородские. В этом году сотником Бубновской сотни был Иван Каневец. Затем в 1693 году по указанию Переяславского полковника Мировича (находился в Золотоноше) сотник Каневец был заменён на Дениса Деркача. В 1666 году Бубновцы участвовали в восстании Переяславского полка против российских войск. Герб Бубнова 1729 года:

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Бубнов перенёс ряд наводнений – в 1709, 1739, 1789 и 1845 годах. Оттого он стал всех малолюдней в своей сотне, оттого возникла Бубновская Слободка. Именно наводнение 1709 года послужило к возвышению Прохоровки и к упадку Бубнова. Сотник до 1708 – Деркач, до 1738 года Михайло Прохорович, до 1752 Фёдор Василевич (Базилевич). Последними сотниками были Максимович и Неверовский.

Немецкие оккупанты захватили село 19 сентября 1941 года, фронт был далеко за селом. Колхозные хозяйства в период оккупации остались целыми. Многие из сельской молодёжи были отправлены на работу в Германию. Два года и четыре дня село было оккупировано. 23 сентября 1943 года село отвоевали войска Красной армии. Боев в селе не было, немцы спешили на переправу к Днепру. 568 жителей села воевали на фронтах войны, 312 из них погибли, 213 награждены орденами и медалями. В 1943 году на центральной площади села был похоронен погибший в боях за освобождение Черкасской области Герой Советского Союза Олег Бычковский. Летом 1950 года объединили колхозы двух сел Бубнова и Слободки в один. Его назвали именем Ильича. С 1958 года село стало называться Бубновская Слободка, а Бубнов останется только в людской памяти вот таким как на этой фотографии:

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Татьяна Шихуцкая с дочкой Натальей и внучкой. В центре Пашистая (Перевальская) Наталья Лаврентьевна. Золотоноша 2013 г.

  1. Документы Черкасского архива

Наиболее полная информация о предках ныне живущих Перевальских содержится в Государственном архиве Черкасской области в Украине. Дело в том, что сохранившиеся метрические книги Николаевской церкви села Бубново имеются на хранении именно там. В наличии информация (живущие в Украине могут их беспрепятственно просмотреть) следующая:

- Народження (рождение): 1878: ф.931, оп.1, спр.1001; 1879-1880: ф.931, оп.1, спр.1009; 1883: ф.931, оп.1, спр.1009; 1886: ф.931, оп.1, спр.1009; 1888: ф.931, оп.1, спр.1094; 1892: ф.931, оп.1, спр.1009; 1895: ф.931, оп.1, спр.1009; 1896: ф.931, оп.1, спр.1167; 1899-1900: ф.931, оп.1, спр.1167; 1905: ф.931, оп.1, спр.1167

- Шлюб (брак): 1878: ф.931, оп.1, спр.1001; 1879: ф.931, оп.1, спр.1009; 1883: ф.931, оп.1, спр.1009; 1886: ф.931, оп.1, спр.1009; 1888: ф.931, оп.1, спр.1094; 1892: ф.931, оп.1, спр.1009; 1895: ф.931, оп.1, спр.1009; 1896: ф.931, оп.1, спр.1167; 1899-1900: ф.931, оп.1, спр.1167; 1905: ф.931, оп.1, спр.1167

- Смерть: 1878: ф.931, оп.1, спр.1001; 1880: ф.931, оп.1, спр.1009; 1883: ф.931, оп.1, спр.1009; 1886: ф.931, оп.1, спр.1009; 1888: ф.931, оп.1, спр.1094; 1892: ф.931, оп.1, спр.1009; 1895: ф.931, оп.1, спр.1009; 1896: ф.931, оп.1, спр.1167; 1899-1900: ф.931, оп.1, спр.1167; 1905: ф.931, оп.1, спр.1167

Весной 2013 года мне удалось побывать в этом архиве. Ниже привожу информацию о Перевальских, которая содержалась в метрических книгах по с. Бубново. Несмотря на расширенный характер, такая информация может представлять собой интерес. Итак, работая в архиве, мне удалось выявить следующее:

Год.

Афанасий Иоаннович и Варвара Петровна Перевальские родили Федора.

Год.

У Михаила Алексеевича Перевальского родился сын Василий.

Евдоким Федорович и Мария Матвеевна Перевальские родили сына Захария. Свидетелем брака у жителей Бубново (не отметил у кого) были Перевальские - Алексей Васильевич, Яков Кузьмич, Андрей Онисимович.

Год.

1 января у Якова Ивановича Перевальского (солдата) и его жены Мелании Исаакиевны родился Василий.

2 ноября Евдоким Федорович Перевальский. и его жена Мария родили Матрону.

Год.

У Ивана Федоровича Перевальского и Юлитты Андреевны родилась Акулина (умерла в этом же году).

14 августа Афанасий Иванович и Варвара Петровна родили Феодосия.

Год.

Яков Иванович Перевальский и Мелания Иоанновна родили Марию. У них родился 19 июня Илья. Свидетелем был Яков Кузьмич Перевальский..

Год.

Афанасий Иванович и Варвара Петровна родили ребенка (имя неразборчиво). Крестной была Мелания Исаакиевна Перевальская.

В метриках за этот год упоминается фамилия дворянина, проживавшего в с. Бубново: Товбич Григорий Васильевич

Год.

Яков Кузьмич Перевальский и Варвара Викторовна родили Софию, а крёстными были Гордей Афанасьевич и Надежда Афанасьевна Перевальские (предположительно брат и сестра).

В метриках за этот год упоминается ещё одна, крепко связанная с Бубново фамилия - Антоний Андреевич Норец и Варвара Яковлевна родили 6 декабря Антония, а Онуфрий Корнильевич Норец женился на Ольге Наумовне Темченковой.

Год.

Иван Кузьмич Перевальский (дед художника Василия Евдокимовича Перевальского)– крестный у Лутого (также фамилия, крепко связанная с Бубново).

Как крестная у кого-то упоминается Варвара Викторовна Перевальская.

Солдат (так в метрике) Иосиф Афанасьевич Перевальский (мой прадед) – крестный у Темченко Григория Пантелеймоновича. А вторая крестная Надежда Афанасьевна Перевальская (видимо сестра Иосифа).

Солдат Гордей Афанасьевич Перевальский – крестный у Варвары. У Луки Афанасьевича Перевальского родился сын Потап.

Как свидетель на свадьбе упоминается Иван Федорович Перевальский. Наталья Михайловна Перевальская в браке с Бакум. А свидетель брака Яков Кузьмич Перевальский.

Упоминаются козачка Александра Арсеньевна Перевальская (в девичестве Ти(е)мченко) и Михаил Евдокимович Перевальский.

Год.

Свидетель брака Федор Афанасьевич Перевальский. Скорее всего (было неразборчиво написано) у него родился сын Иван Федорович. У Иоанна Федоровича Перевальского родилась дочь Матрона – крестным был Михаил Евдокимович Перевальский.

Упоминаются дворянка Евфросинья Товбич, Иоанн Кузмич Перевальский и Федор Афанасьевич Перевальский: были крёстными и свидетелями на свадьбе.

Лука Афанасьевич Перевальский родил сына Ивана.

Год.

Михаил Евдокимович и Стефания Прохоровна Перевальские родили Гордея.

Моисей Кузьмич и Елизавета Перевальские родили Дарью. Крестный – Осидор Афанасьевич Перевальский.

Марфа Михайловна Перевальская. вышла замуж за Петра Тимченко.

Год.

13 апреля родился Иван (родной брат моего деда) у Иосифа и Екатерины Перевальских. Крёстным был запасной унтер-офицер Федор Афанасьевич.

У Михаила Евдокимовича и Стефаниды Прохоровны родился Лазарь. Гвардии капитан 4 воздушно-десантной дивизии Лазарь Перевальский погибнет от ран 8 октября 1944 году Он похоронен в Румынии, в городе Турда в братской могиле.

У Василия Михайловича Перевальского родилась дочь Наталья. Крестная – Пелагея Афанасьевна Перевальская. Григорий Перевальский родил Евфросинью.

Человек смертен. Но его душа живёт. За всеми вышеуказанными Перевальскими и их односельчанами стоят их души. Можно только представить Бубново с его деревенским бытом. Мне представляются сельские свадьбы, на которых наши предки пили самогон. Мне представляются похороны односельчан, на которые приходила половина селян. И, конечно, нельзя не представить тот тяжелый крестьянский труд, которым занимались наши предки. Мне даже представляется, что я знаю всех тех, о которых упомянул выше. Мир Вашему праху! До встречи!

  1. Моя ветка

Метрические книги по с. Бубново, сохранившиеся в Черкасском архиве, иные косвенные доказательства, позволяют выяснить, что мой прапрапрадед козак Иван Перевальский (родился примерно в 1810-1820 г.г.) с супругой (имя неустановлено) родили (примерно 1840-1847) Афанасия Ивановича Перевальского. Козак Перевальский Афанасий Иванович и его жена козачка Варвара Петровна родили в браке следующих детей (по материалам метрических книг, хранящихся в настоящее время в Черкасском архиве):

-Корнилий Афанасьевич (1864 г.р.)

-Лука Афанасьевич (1869 г.р.).

-Иосиф Афанасьевич (род. 1870) – мой прадед

-Надежда Афанасьевна (г.р. неизвестен)

-Пелагея Афанасьевна (г.р. неизвестен)

-Федор Афанасьевич (1878 г.р.) - в 1941 году был ещё жив и проживал в с. Бубново.

-Гордей Афанасьевич (г.р. неизвестен). В браке у него родился сын Лаврентий. Дети Лаврентия Гордеевича – Иван, Наталья, Татьяна. Эта ветка замечательных Перевальских проживает в настоящее время в Золотоноше и Черкассах. На фотографиях можно увидеть Наталью Лаврентьевну Пашистую (Перевальскую), Ивана и Татьяну Перевальских.

У Афанасия Ивановича и Варвары Петровны возможно были ещё дети, однако по документам их имена не установлены. Установлено только, что последний ребенок Афанасия Ивановича и Варвары Петровны родился в 1892 году (умер в младенчестве).

Мой прадед козак (в некоторых метрических книгах указан как солдат) Иосиф Афанасьевич Перевальский и Екатерина Дмитриевна (его жена) родили следующих детей:

-Матвея (1897 г.р.),

-Марфу (конец 19 века г.г. – точно не установлено),

-Филимона (20 ноября 1900 г. (по старому стилю)) – крёстными при его рождении были Фёдор Афанасьевич Перевальский и Евдокия Яковлевна Перевальская,

-Ивана (13 апреля 1905 г.(по старому стилю)) – крёстным у него был запасной унтер-офицер Фёдор Афанасьевич Перевальский,

-моего дедушку Николая (13 июля 1914 г.).

Кроме Николая все были рождены в с. Бубново. Мой дед Перевальский Николай Иосифович родился уже в селе Каменный брод Кокчетавского уезда, куда в 1908 году в целях получения земельного надела по Столыпинской реформе прибыла его семья из Бубново в числе других переселенцев из харьковской и полтавской губернии (фамилии других первых жителей поселения - Оклей, Болт, Емельяненко). Сначала они поселились на совершенно пустом месте у реки напротив камня, который сейчас носит название Высокий камень. Было более тридцати семей, они построили себе куриное жилье. В них не было печей, хлеб пекли в углублениях в земле, покрытых карагачем. Землеустроители поделили землю между приехавшими. Переселенцы начали строить дома, обживались, заводили хозяйства – коров, лошадей, овец, сеяли коноплю, пряли ее и шили себе одежду. Так появился Каменный Брод. Название селению дали сами жители по наличию возможности пройти на другую сторону реки Акканбурлук через пороги в брод. Лишь позднее каменнобродцы сделали мост. Каменный брод в настоящее время находится возле села Кирилловка (кстати, недалеко находится село с названием «Золотоноша»!) Аиртауского района. Административным центром района является село Саумалколь (до 1993 года Володарское, до 1934 года – Кривоозёрное.). В Каменном броде 4 июня 1914 года родился мой дед Перевальский Николай Иосифович. В архиве Кокчетавской области я просматривал церковные метрические книги села Никольского. Именно там находилась церковь, прихожанами которой являлись жители села Каменный брод. Однако за 1914 год записи о рождении Николая Иосифовича я не обнаружил. Причин этому может быть несколько. Возможно, крестили его не в Никольском, а в Андреевке. Родители деда могли крестить его и в Андреевской церкви, и в церкви Арык-балыка, и в церкви Кривоозёрного. Это село было ближе к селу Чернобаевка, где проживала семья Руденко – друзей нашей семьи ещё со времён Бубново.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Семья моего прадеда: сидят Иосиф Афанасьевич и Екатерина Дмитриевна с сыном Николаем. Стоят (слева направо): Матвей, Иван, Филимон, Марфа. Зима 1914 -1915 г.г. Село Каменный брод.

Кроме Николая и Филимона, известно совсем немного только о Марфе. Она умерла в период до 1917 года. Семейное предание говорит о том, что она увела у кого-то жениха и «Бог ей это не простил». Иван со слов дедушки «во время голода покинул семью» и его судьба неизвестна. Судьба Матвея также неизвестна. Однако известно, что Матвей и Иван точно проживали в Каменном броде в 1917 году.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Сын рождённого ещё в Бубново Филимона Николай Филимонович Перевальский. Прож. в Кокшетау. Ему сейчас 90 лет.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Бубновец Филимон Иосифович Перевальский с женой Екатериной (в дев. Титуленко) и своей большой семьёй (может кто из Перевальских узнает родные похожие черты!).

Нынешние историки, а за ними и прочие граждане считают самым страшным годом для нашей страны 1937-й. Конечно, в тот год слез и крови пролилось немало. Но для основного класса, для крестьянства, самыми страшными временами были последние три месяца 1929 года и первые три месяца 1930-го, когда, точно под ударами топоров, рушились вековые устои, обычаи, привычки жителей села. Находились изощренные способы глумления во всей стране над русскими, украинцами, белорусами; другие национальности пока не трогали. Подавляющее большинство крестьян вступало в колхозы под угрозой раскулачивания. Началось массовое уничтожение скота и началось бегство крестьян со своих родных мест. Бежали на «великие стройки социализма», где на первых порах принимали без разбору всех, с любой справкой и без справки, а если ты прибыл еще с конем, то честь тебе и хвала. Бежали недалеко, в ближайший город, где устраивались как бог пошлет. Бежали в соседний район, добирались до приглянувшейся по пути бегства деревни, вступали в тамошний колхоз; именно из таких беглецов, а не из коренных жителей выходили активисты села.

В 1929 году началась коллективизация и в Каменном броде. Его зажиточные люди (к которым относилась и семья прадеда) не хотели вступать в колхоз (колхоз назывался «Гроза буржуазии») добровольно, уезжали. Уехали из Каменного брода и Перевальские. Родственники рассказывали, что связано это было с деятельностью партийной ячейки в селе. Коммунисты заходили в дома и требовали, чтобы их кормили и наливали самогон. Всё это отягощалось ещё и наступившим периодом голода. В общем, семья моего деда ночью скрытно уехала из села, фактически убежав от Советской власти. Семья уехала в город Красноводск на берегу Каспийского моря в Туркмении. Ныне это город Туркменбаши. В то время требовались работники на различные стройки. На этих стройках сильно не интересовались происхождением вообще твоим прошлым. А если кто-то прибывал вместе с лошадью, то его встречали с распростёртыми руками. Так, в 1930 году Перевальские приехав в Красноводск, находились там до 1932 года. Мой дедушка Николай Иосифович с 16 лет два года проработал коногоном. Кроме этого факта, об этом периоде жизни моей семьи практически ничего неизвестно. Известно только, что в этом городе умерла мать моего деда Перевальская Екатерина Дмитриевна. Прадед Афанасий Иосифович со слов родственников умер в Чернобаевке (где жили Руденко) в 1936 году – угорел когда топил печку.

С 1932 по 1934 год мой дедушка Перевальский Николай Иосифович работал грузчиком за строительстве заводи имени Кирова в поселке Макеевка под Донецком. Как его туда занесло – нам неизвестно! Что его связывало с Донбассом, где в настоящее время гибнут украинские солдаты и ополченцы Донбасса? Выяснить это уже вряд ли будет возможно.

В 1934 дедушка возвращается в Кокчетав, где, видимо, не без помощи уже работающего на железной дороге своего брата Филимона Осиповича (так было записано у него в документах, так его и звали) Перевальского, устроился трудиться на железнодорожную станцию «Кокчетав» водителем мотовоза (ездил по железной дороге). Проработал он до 1936 года и был призван в ряды Советской армии. Военную службу он проходил в танковых войсках на Дальнем Востоке – в г. Ворошилове (ныне г. Уссурийск). На период его службы выпал военный конфликт на озере Хасан. Дедушка рассказывал, как его танк (он был командиром броневой машины) должен был овладеть каким-то участком сопки Безымянная. Рассказывал как перед этим два советских танка были подбиты японской артиллерией, но его танк выполнил поставленную задачу. За мужество и героизм, проявленный во время боёв в районе сопки Безымянной у озера Хасан дедушка был награждён орденом Боевого Красного знамени. Подробнее о боевых действиях на озере Хасан в 1939 можно ознакомиться в журнале «Родина», 1991 г. № 6-7 с. 12-18 или в сети Интернет.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Дедушка Николай Иосифович Перевальский. Фотография до 1939 г. На петлицах – «старшинская пила» - воинское звание старшина.

Демобилизовавшись в 1939 году, дедушка поступает на службу в НКВД в Государственную автомобильную инспекцию.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

До 1942 года территориально он служит в селе Явленка в Петропавловской области. В 1942 году возглавляет автоотряд и затем трест. В 1945 году получает назначение возглавить автобазу в селе Володарское (в настоящее время село Саумалколь). Ему строят дом по улице Коммунистической. До настоящего время этот дом под тем же номером 80 сохранился, но улица носит сейчас название «Акана Сэре».

Возглавлял автобазу дедушка до 1949 года. В этом году случилась ситуация, когда он дал распоряжение водителям своей базы о том, чтобы их машины без груза направлялись из рейса домой. В те времена это могло стать основанием для различного рода репрессий и уголовного преследования. Но руководство ограничилось снятием дедушки с должности. С 1949 года он продолжал трудиться на автобазе, но уже на различных нижестоящих (как правило, рабочих) должностях. Дольше всего он проработал в отделе снабжения. В этой связи он часто ездил в областной центр (Кокчетав), другие районы.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Я помню дедушку примерно с 1982 года. Высокий, стройный, в кирзовых сапогах, с папиросой «Беломорканала» в зубах. Как-то раз я был у него на работе в автобазе. Увидел, как он работал плотником: делали кузов какого-то грузовика. Хорошо помню деда, управляющего своим автомобилем «Москвич – 407». Помню его приезжающего к нам в Омск в гости. Ну и, конечно, наиболее запомнился мне дед во время своих дежурств в качестве сторожа на базе отдых автобазы на озере «Челкар». В настоящее время территориально эта база находится по левую сторону (если смотреть на озеро) от базы отдыха «Турпан». В задачу дедушки входила охрана базы – вагончиков, лодок, летней кухни. Он выдавал постельное бельё отдыхающим, наводил порядок на территории.

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Бубново – наша малая Родина - student2.ru

Летом 1997 года у него парализовало половину тела. Он мог с трудом, но говорить. В октябре 1997 года дедушка скончался. Я помню его похороны: уже был снег, холод. В Володаровке тогда я впервые услышал термин «копачи» (копали могилу). Тогда впервые я увидел местную традицию, когда покойного деда в открытом кузове сопровождали близкие родственники - мой отец и его брат дядя Витя, в этом же кузове находились и две их сестры – Зина и Люба. На кладбище один из работников автокомбината сказал фразу, которая врезалась почему-то в память: «митинг, посвящённый похоронам Перевальского Николая Иосифовича, объявляю открытым»…

Заключение

Сегодня наша единая Родина распалась на ряд независимых государств, что разделило семьи не только расстоянием, но еще и границами. Двадцатый век принято называть веком интенсивных миграций. Коснулись они всех Перевальских, проживавших в Бубново. Теперь их можно встретить в Москве, Омске, Кокчетаве, Киеве, Кургане, Хабаровске, Черкассах, Золотоноше и других городах. Живут они в разных государствах на пространстве от берегов Тихого океана до берегов Балтийского и Черного морей, а некоторые переселились в «дальнее зарубежье». Хотелось бы, чтобы они помнили свой Род, свой Край.

Живет источник, неподвластный всемогуществу времени, природным катаклизмам. Это память народная, питают которую те самые бессмертные предания, что передаются из поколения в поколение, живут в нашем сознании и будут жить, пока остается на земле хоть один потомок «векуистых козаков». Память о предках, как животворящий водный поток, дает силу в стремлении пронести фамилию Перевальских через столетия. Со временем их образам и именам все труднее оставаться в сознании потомков такими же яркими, какими они были в жизни. Если пробудилось желание больше узнать о своей родословной, пристально вглядись в родовое древо. Чем внимательнее его изучать, тем ярче и отчетливее будет возникать панорама прошлого. Имена же, начертанные на листьях этого древа, оживут в твоем воображении и поведают историю времен далеких... Это понятно, ибо духовная близость с предками необходима для живущего на земле человека.

Благо людей – в жизни, а благо жизни – в труде, в это свято верили твои предки! Освятив души благоговейным отношением к матерям, женам и дочерям, хочется надеяться, что у потомков будут добрые жены, с которыми приумножится крепость и слава Семьи, Рода. Успехи мужчины являются результатом женской любви. Любовь жены, в свою очередь, распускается цветком в созданном мужем надежном доме. Дом, где берегут благую весть, защищают ее от лукавства, почтительно поминают предков, помнят о тебе, – это наш дом! Глас духовный, да поможет найти в памяти о предках народа, рода, семьи источник силы, мудрости и духовного совершенства. Это благословенный путь!

Наши рекомендации