Женщина, дарящая любовь и красоту
Современная Императрица в Таро подобна Афродите. У той была только одна обязанность – созидать красоту и любовь; она мыслилась богиней печной весны, цветения и плодородия. Все красивое в этом мире исходило от Афродиты. То, что способна дать Афродита (и Императрица), – это живое чувство любви, состояние, в которое можно окунаться как в животворящий источник; чувство наполненности любовью и сладких мук. Императрица может быть подобна образу желанной, сексуально привлекательной матери для мужчины. А поскольку реальная мать обычно является недоступной возлюбленной, то образ идеальной Матери-Возлюбленной может проецироваться на других женщин. Иногда это могут быть женщины более старшего возраста, даже близкого к возрасту матери, иногда – дамы, которые в нужный момент сумели высоко оцепить и ласково приветить мужчину.
В «Таро Рёрига» («Carl W. Rohrig Tarot») императрица – это дама полусвета, под американским флагом и Долларом, с короной Свободы из своих рыжих волос, броским макияжем… и вырванным листком из тетрадки, где записаны не то жизненные цели, не то необходимые и желаемые качества. Ее плечи покрывают лебединые крылья. Идеальная свободная и раскованная женщина современной западной культуры!
В то же время «избыток Императрицы» способен внести в жизнь «удушающий запах розы», инертность, мягкость, расслабленность и утопание в перинах. Такова императрица колоды «Декамерон»: здесь немолодая грузная женщина пользует дохленького Шута, зажав его между собой и троном. Очень показательная карта, вызывающая много смеха при работе… и узнавании.
Императрица «Таро Нового видения» держит за спиной черную подушечку с эмблемой Венеры, и мне это напоминает не только о дарах, но и о проклятиях Афродиты, которые в реальной жизни подчас оказываются неотличимы друг от друга. Одно и то же чувство (иногда даже к тому же самому человеку) – с одной стороны, величайший дар, с другой – проклятие… А дети на этой карте играют с лебедем – не выросшим ли Гадким Утенком, который сумел воспользоваться милостями Императрицы лишь после того, как отрастил себе прекрасные крылья?
Дары цивилизации
Афродита покровительствовала красоте и влюбленным, поэтам, любовь прославляющим, и художникам, красоту воплощающим. А Императрица в Таро – это не только «плотская Венера», но и цивилизация. Она знакомит с красотой культуры, науками и искусствами. В этом смысле она близка к Деметре, которая учила людей земледелию и мистериям. Императрица «Таро Элементов» едет на тигре по злаковому полю, держа в одной руке стебель, в другой – анкх, а в небе на полумесяце виднеется эмблема Исиды. Женщина беременна и одета в зеленые одежды (цвета Весны и новой жизни), оставляющие открытой грудь. Лозунг этой карты – «Я – блудница, и я же – святая, я – жена, и я же – дева». Это возвращает нас к принципу разнообразия жизни и могущественной целостности принципа Императрицы, иконографии же она здесь подобна Деметре, которая обучала царей-земледельцев, воспитывала культурных героев и подарила человечеству элевсинские мистерии, в которых могли участвовать все свободные люди, не пролившие крови другого человека.
Творчество на благо другим людям – естественная потребность аркана «Императрица», если смотреть на него через призму материнского архетипа или даже комплекса, как указывала юнгианский аналитик еще первых поколений[20] Сибилла Биркхойзер-Оэри: «Человек с сильным материнским комплексом приговорен к творчеству самой природой; только через творческую деятельность он может хотя бы на время обрести свободу от матери. В основном его страдания вызваны не привязанностью к родной матери, а привязанностью к бессознательному. Только через осознание того, что именно материнская основа психики постоянно побуждает человека к творческой деятельности, он может действительно освободиться от матери, но даже в этом случае – лишь временно» (Биркхойзер-Оэри, 2006, с. 24).
Императрица в нашей жизни
Образ матери и материнский архетип, обнаруживающийся в значимых женщинах, «материнских» организациях, даже сообществах и культурах, – это один из базовых принципов и основных человеческих ресурсов. Она бывает и щедрой, холодной, и отвергающей и принимающей, и коварной и обманчивой, и самоотверженной, не требующей ничего взамен за свои дары.
У женщины – в силу возложенных на нее ролевых социальных ожиданий и проекций, – разумеется, больше возможностей воплощать принцип Императрицы, чем у мужчины. Особенно это было очевидным в культурах эпохи патриархата. Сейчас, особенно в больших городах, сфера III аркана зачастую перешла от семьи к рабочему месту и коллективу, что не мешает ему оставаться столь же сильно проявленным. Мужчины также могут воплощать принцип Императрицы, однако в случае постоянного ролевого поведения и ожиданий по этой карте можно говорить о сильном материнском (родительском) комплексе, а также даже о недоверии к женщинам, «неспособным» быть в этой роли настолько, насколько это необходимо.
Глава 11
«ИМПЕРАТОР» (IV)
Появление карты «Император» в Таро связано с существованием особого средневекового государства – Священной Римской империи, главы которой боролись за власть, с римскими папами. Император традиционно обладал высшей военной, судебной и административной властью.
Классическая иконография. Мужчина сидит на троне (или на кубе[21]), держа в одной руке скипетр (жезл). В другой – державу (золотой шар с короной или крестом) Среди атрибутов нередко встречаются бараньи головы (символы знака Овна). Преобладающие цвета – красный и желтый, оранжевый.