Тема 12. Страны Белорусского порубежья (11 ч)
Польша. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Охраняемые территории. Население. Характер естественных демографических процессов. География белорусской диаспоры. Урбанизация. Международная специализация хозяйства. Добыча угля; развитие электроэнергетики, цветной и черной металлургии, химического производства (минеральных удобрений и фармацевтических товаров), машин и оборудования, текстильного и швейного производства. Специализация сельского хозяйства страны. Развитие туризма.
Государства Балтии: Литва, Латвия, Эстония. Общность географического положения. Роль Балтийского моря в формировании природных условий и хозяйственной деятельности населения. Рельеф территории. Полезные ископаемые. Климатические условия. Реки и озера. Население и характер воспроизводственных процессов. Международная специализация хозяйства. Производство пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования, изделий из дерева, текстильное и швейное производство, электроэнергетика. Сельское хозяйство стран.
Украина. Территория и географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Геологическое строение и рельеф страны. Минерально-сырьевые ресурсы. Климатические условия. Внутренние воды. Господствующие типы природных комплексов (лесостепные и степные). Население. Украина — индустриально-аграрная страна. Международная специализация. Металлургическое производство, добыча угля и электроэнергетика, производство машин и оборудования, транспортных средств, химическое производство, производство пищевых продуктов, включая напитки. Сельское хозяйство Украины. Зональная специализация растениеводства. Транспорт. Морские порты. Развитие туризма.
Российская Федерация.
Территория и географическое положение России. Административно-территориальное деление Российской Федерации. Россия на политической карте мира. Роль России в глобальной политике и экономике. Географические предпосылки развития межгосударственных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Природные условия и ресурсы страны. Геологическое строение. Крупные формы рельефа России и их размещение. Полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и земельные ресурсы России.
Население России. Динамика численности и естественного прироста населения. Возрастно-половая структура населения России. Национальный и религиозный состав населения. Размещение населения России. Основная зона расселения (хозяйственного освоения). Городское и сельское население. Города-миллионеры. Миграции населения.
Структура валового внутреннего продукта и размещение хозяйства России. Промышленность — основной вид экономической деятельности. Горнодобывающая промышленность. Добыча полезных ископаемых (топливно-энергетических, металлических руд). Обрабатывающая промышленность. Ведущие виды обрабатывающей промышленности и их география. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Принципы комбинирования и кооперирования производства.
Сельское хозяйство: особенности развития и размещения. Основные виды выращиваемых культур и их размещение. География разведения животных (крупного рогатого скота, свиней, овец). Зональная специализация сельского хозяйства. Транспорт. Особенности развития и размещения транспортной сети.
Географические особенности крупных регионов России. Природные условия, ресурсы и размещение хозяйства Европейской и Азиатской частей России.
Практические работы
4. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России.
5*. Характеристика железнодорожной магистрали (трансконтинентального контейнерного моста) Брест — Москва — Владивосток по типовому плану.
6. Сравнительная комплексная характеристика Европейской и Азиатской частей России.
Основные понятия: диаспора, административно-территориальное деление, Союзное государство России и Беларуси, комбинирование, кооперирование, зональная специализация.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: острова: Новая Земля, Курильские, Сахалин; полуострова: Кольский, Ямал, Чукотский; горы: Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Джугджур, Судеты, Карпаты; вулкан Ключевская Сопка; плато и плоскогорья: Среднесибирское, Тунгусское; возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Волыно-Подольская, Приднепровская, Малопольская, Донецкий кряж; низменности: Прикаспийская, Западно-Сибирская, Полесская, Приднепровская, Причерноморская; поозерья: Мазурское, Поморское; реки: Дон, Амур, Висла, Одер, Прут, Днестр, Даугава (Западная Двина), Нярис; экономические и политические центры: Варшава, Краков, Познань, Вильнюс, Рига, Таллин, Каунас, Киев, Одесса, Херсон; районы нефте- и газодобычи: нефтегазоносные провинции России — Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская, Северо-Кавказская; угольные бассейны: Кузнецкий (Кузбасс), Канско-Ачинский буроугольный, Печорский (Печбасс), Донецкий (Донбасс), Южно-Якутский, Тунгусский, Ленский; экономические и политические центры России: Москва, Санкт-Петербург; металлургические базы России: Уральская, Центральная, Сибирская, центры цветной металлургии — Норильск, Бокситогорск, Братск; машиностроительные центры России: тяжелое машиностроение — Екатеринбург, Красноярск, автомобилестроение — Нижний Новгород, Тольятти, Набережные Челны, авиационная промышленность — Воронеж, Казань, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск; центры химического и лесного комплекса России: Соликамск, Березники, Тольятти, Омск, Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Братск; транспорт России: трансконтинентальная железная дорога Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток, порты — Новороссийск, Архангельск, Мурманск, Владивосток, Находка;
характеризовать основные черты природы, населения и хозяйства стран региона;
объяснять особенности экономико-географического положения стран; отличия в климате и факторах его формирования в различных частях России; влияние природных условий на развитие хозяйства; причины внутренних социально-экономических отличий; основные направления развития хозяйства России и стран региона;
уметь сравнивать природно-ресурсный потенциал и структуру хозяйства Европейской и Азиатской частей России.
Обобщающее повторение (1 ч)
Резервное время (1 ч)