Рельеф и полезные ископаемые

ГЕОГРАФИЯ ПРИКАМЬЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Составитель: Барышева И.Л.,

учитель географии 1 категории

Пермь, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Моя родина – Пермский край 2. Географическое положение 3. Картографический практикум 4. Тектоническое строение 5. Рельеф и полезные ископаемые 6. Климат 7. Внутренние воды 8. Почвы 9. Физико-географическое районирование 10. Антропогенное воздействие на природу 11. Особо охраняемые природные территории 12. Экологическая ситуация в Пермском крае 13. Население (народы, районы, города, крупные села) 14. Приложение 15. Источники информации    

Рабочая тетрадь предназначена для расширения и закрепления знаний по географии и направлена на изучение регионального компонента. В ней содержатся вопросы и задания по тринадцати темам, характеризующим особенности природы и населения Пермского края. Особенностью курса является использование карты как основного источника информации и средства контроля.

При составлении тетради были использованы материалы из рабочей тетради по географии Пермской области, автор С.Б. Девяткова.

МОЯ РОДИНА – ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Зинаида Александрова

1.Что представляете вы, слыша словосочетание "Пермский край"? Нарисуйте свой образ. Это может быть стихотворение, сочинение или рисунок.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

2.Кунгурская (Пермская) провинция. Пермское наместничество. Пермская губерния. Уральская область. Пермская область. Молотовская область. Пермская область с Коми-Пермяцким автономным округом. Именно так называли нашу родину в разные моменты истории. Выделите одно из названий, интересное вам, и узнайте, почему Пермский край именовался по-другому.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пермский край в современных границах был образован _____ ______________ _______года в результате объединения ____________________________________________________________________________________ в соответствии с результатами референдума.

4. В 1720 году царь Петр I распорядился выбрать место в Сибирской губернии для строительства медеплавильного завода. Приказ исполнил Василий Татищев, выбрав место близ деревни Егошихи. В 1723 году здесь возник новый город. Слово "перм" имеет очень древние корни и переводится с вепсского языка как "далекая земля". По мнению многих исследователей, именно так называли территории, на которых нынче расположена Пермь, представители финно-угорского народа (вепсы). У городаесть свои официальные символы: герб и флаг. Своим появлением герб города Перми обязан императрице Екатерине Второй, которая утвердила его еще в 1783 году. Флаг города Перми был официально утвержден в 1999 году.

Рассмотрите символы краевой столицы и выясните, что означают их элементы.

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

Цвет - ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Медведь - _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Евангелие и крест - _________________________________________________

__________________________________________________________________

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.С помощью палетки вычислите площадь Пермского края.

А) Определите масштаб площадей карты. Для этого масштаб карты возводится в квадрат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Измерьте площадь по карте с помощью палетки[1].Палетку накладывают на карту и подсчитывают количество квадратиков на измеряемой территории. Неполные квадратики считают по 2-3 за один (в зависимости от того, каким именно образом они покрывают территорию).

__________________________________________________________________

В) Измерив площадь по карте и использовав масштаб площадей, вычислите площадь территории.Сравните полученный результат с данными в атласе.

__________________________________________________________________

2. На территории Пермского края могут свободно разместиться вместе взятые Бельгия, Дания, Швейцария, Нидерланды и Люксембург. Проверьте это утверждение. Опишите способ, с помощью которого вы это сделали.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как соотносятся площади Пермского края и Германии? Франции?

3. Пермский край расположен на восточной окраине Восточно-Европейской равнины и западном склоне Уральских гор, на стыке двух частей света – Европы и Азии. Регион сухопутный, т.е. не имеет выхода в Мировой океан. Крупнейшая река края – Кама – относится к бассейну реки Волга, которая несет свои воды в самое большое озеро планеты – Каспийское море. Однако, с помощью каналов, река обеспечивает выход к четырем морям: Азовскому, Черному, Балтийскому, Белому. Обозначьте на карте особенности ГП Пермского края.

4. По внешнему очертанию территория края представляет собой вытянутый в меридиональном направлении прямоугольник. Вычислите максимальную протяженность региона с севера на юг и с запада на восток.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Крайние точки:

  • на севере – гора Пура-Мунит (1094 м) – 61°39' с.ш.;
  • на юге – 56°06' с.ш. (около бывшей деревни Ельник Биявашского сельского совета Октябрьского района);
  • на западе – в 1 км от высоты 236, на водоразделе рек Лэпью, Пелес, Кажим, 51°47' в.д.;
  • на востоке – высочайшая вершина хребта Хоза-Тумп, гора Рахт-Сори-Сяхл, 59°39' в. д.

6. Границы края очень извилисты и имеют протяженность более 2200 км. Регион граничит с двумя областями: Свердловской и Кировской и тремя республиками: Коми, Удмуртия и Башкортостан. Отразите эти особенности на карте.

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Вспомните классификацию карт и заполните схему:

 
  рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

2.Проанализируйте две карты из атласа на ваш выбор.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Определите максимальную высоту Уральских гор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите расстояние и направление от города Добрянка до следующих объектов:

Населенный пункт Расстояние, км Направление
Пелес    
Кудымкар    
Верещагино    
Соликамск    
Тюлькино    
Вижай    
Горнозаводск    
Бершеть    
Чернушка    
Чайковский    

5. Определите расстояние и направление от города Перми до следующих объектов:

Населенный пункт Расстояние, км Направление
Петрозаводск    
Мурманск    
Белгород    
Псков    
Краснодар    
Варшава    
Астрахань    
Уфа    
Курган    
Сургут    

6*. Создайте карту достопримечательностей города Перми. Для этого воспользуйтесь макетом карты из программы 2ГИС, отметьте на ней 5-7 объектов и оформите легенду.

7*. Проанализируйте карты города, выполненные в разное время. Найдите изменения. Предположите, чем они вызваны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

Тектоника – строение, структура участка земной коры, определяющаяся совокупностью тектонических движений и историей их развития.

Тектонические движения происходят чрезвычайно медленно, при этом слои горных пород ведут себя подобно вязкому, пластичному веществу, изгибаются плавно. Порой, однако, они не выдерживают напряжений, разрываются. Одна часть земной коры перемещается относительно другой в вертикальном или горизонтальном направлении.

В пределах материков выделяют крупные тектонические структуры, которые отчетливо выражены в современном рельефе — платформу и складчатые области.

1.Определите, что и как показано на тектонической карте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Оформите карту «Тектоническое строение», используя алгоритм работы по отработке картографических навыков (в приложении).

3*. На основе выполненной вами карты сделайте прогноз, каким будет рельеф края.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛИМАТ

Климат – многолетний режим погоды.

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени.

1.Проведите наблюдения за погодой в течение одного месяца, ежедневно выполняя измерения и фиксируя их в дневнике погоды.

Число, месяц Температура, ℃ АД, мм рт.ст. Направ-ление и сила ветра Облач-ность и виды осадков Виды осадков и погод-ные явления
Время Средне-суточная
4 ч 8 ч 14 ч 20 ч
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2.По картам атласа определите, в каком климатическом поясе и типе климата расположен Пермский край.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите климатообразующие факторы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На контурную карту нанесите изотермы января и июля. Отметьте пункты, где наблюдалась самая высокая и самая низкая температура. Выявите закономерности распределения температур.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу «Неблагоприятные метеорологические явления»:

Неблагоприятные явления Причины их возникновения
   

6. Постройте графики изменения температуры воздуха по данным наблюдений. Сделайте выводы о взаимосвязи температуры, атмосферного давления и осадков.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Постройте климатограмму одного из пунктов.

Месяц Чернушка Чердынь
Температура Осадки Температура Осадки
январь - 13,5 - 14,9
февраль - 13 - 13,3
март - 6 - 5,4
апрель 1,6
май 11,5 8,8
июнь 15,3
июль 18,5 17,9
август 15,5
сентябрь 8,1
октябрь 1,3
ноябрь - 5 - 7,8
декабрь - 12 - 13,2

8*. Комплексная практическая работа «Климат Пермского края».

1)Постройте графики годового хода температуры воздуха по средним многолетним данным и данным на 2016 год на одной плоскости. Определите среднегодовые температуры и годовые амплитуды по трем группам данных. Сравните показатели и сделайте вывод об изменении температурного режима на территории г.Перми.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Постройте диаграмму осадков и подсчитайте их годовое количество.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Постройте розы ветров для января, июля и года. Сделайте вывод о преобладающих ветрах для каждого времени года и для года в целом. Объясните их направление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Сделайте выводы о климатообразующих факторах, оказывающих влияние на климат г.Перми.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ветры
направление январь июль год
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
З
СЗ
С
Месяц Температура Осадки
Ср.мн.лет. Средние
январь - 15,1 - 9,6 - 15,4
февраль - 13,4 - 3,6 - 3,7
март - 7,2 - 0,8 - 3
апрель 2,6 3,3
май 10,2 10,9 11,3
июнь
июль 18,1 20,2
август 15,6 17,7
сентябрь 9,4 11,4 16,5
октябрь 1,6 1,8
ноябрь - 6,6 - 3,7 - 5
декабрь - 12,9 - 13,3 - 12,5
год          

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

1. Какие типы внутренних вод встречаются на территории края?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.К бассейну какого океана относятся реки Пермского края?

__________________________________________________________________

3. Как проявляется зависимость рек от рельефа?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте определения следующих понятий:

Питание реки – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Режим реки – ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Годовой сток реки – ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Падение реки – _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие различия наблюдаются в режиме равнинных и горных рек?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. На контурной карте подпишите названия крупных рек Пермского края. Подпишите названия водохранилищ: Широковское, Камское, Воткинское. Отметьте наиболее крупные болотные массивы.

7. Какое влияние на реки оказывает климат? В чем это проявляется?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Режим реки зависит от источников питания. Назовите источники питания рек. Подчеркните основные источники питания для рек края.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Составьте план характеристики реки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1)Охарактеризуйте по составленному плану реку Каму.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Охарактеризуйте любую крупную реку Пермского края

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие типы озерных котловин преобладают в Пермском крае?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Опишите Камское водохранилище по плану:

1) Происхождение названия

2) Назначение водоема

3) Координаты ГЭС. Абсолютные отметки проектных показателей

4) Характеристика водосбора (длина водораздельной линии, коэффициент развития водораздельной линии, длина, ширина, асимметрия, конфигурация, густота речной сети, уклоны, высота водосбора, наклон водосбора)

5) Характеристика котловины (генезис, морфология котловины (берега, террасы, пойма, мелководье, острова, плесы)

6) Морфометрическая характеристика водохранилища (объем, площадь, длина, ширина, коэффициент извилистости береговой линии, средние и максимальные глубины)

7) Водный баланс

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составьте таблицу «Влияние болот на другие компоненты природы»

Положительное влияние Отрицательное влияние
   

13. Дополните определение:

Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Оцените водные ресурсы Пермского края. Какое влияние на них оказывает деятельность человека?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОЧВЫ

Почва – особое _______________________________________________,

образующееся на суше в результате взаимодействия ____________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Механический состав – это соотношение различных по размеру минеральных частиц песка и глины. На что влияет механический состав почвы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите главное свойство почвы: ______________________________

3. Используя карту, определите, какие типы почв преобладают на территории Пермского края?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие типы почв края обладают наибольшим плодородием? Почему? Где они находятся?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На контурной карте покажите размещение основных типов почв.

6. Запишите определение:

Мелиорация – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Какие виды мелиорации необходимы на территории края?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

НАСЕЛЕНИЕ

1. Используя Интернет, определите, как изменялась численность населения Пермского края. Постройте график.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Высчитайте плотность населения края.

__________________________________________________________________

3. Найдите информацию о национальном составе населения края. Выпишите пять крупнейших народов, проживающих на территории Пермского края. Покажите на контурной карте ареалы их расселения (кроме русских).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выясните особенности административно-территориального устройства Пермского края. Обозначьте его на контурной карте.

5*. Подготовьте проект «Физическая и социально-экономическая характеристика любой территории». Защитите его на итоговом занятии.

6*. Оцените свой образ Пермского края, созданный вами на первом занятии. Хотели бы вы что-то добавить, используя знания, полученные в ходе изучения курса?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Условные знаки

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Атлас Пермской области. География. История. – М.: Издательство ДИК, 1999

2. Портал Правительства Пермского края. http://www.permkrai.ru

3. Официальный туристический сайт Пермского края. http://www.visitperm.ru/about/nature/

4. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край

5. Сайт о путешествиях. http://www.veter-stranstvii.ru/permskii-krai.html

6. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город». http://www.mojgorod.ru/permsk_obl/

7. Портал «Ураловед». https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai

[1]Палетка — прозрачная накладка на карту, расчерченная на квадратики одинакового размера (например, площадь одного квадратика 1 см2).

ГЕОГРАФИЯ ПРИКАМЬЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Составитель: Барышева И.Л.,

учитель географии 1 категории

Пермь, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Моя родина – Пермский край 2. Географическое положение 3. Картографический практикум 4. Тектоническое строение 5. Рельеф и полезные ископаемые 6. Климат 7. Внутренние воды 8. Почвы 9. Физико-географическое районирование 10. Антропогенное воздействие на природу 11. Особо охраняемые природные территории 12. Экологическая ситуация в Пермском крае 13. Население (народы, районы, города, крупные села) 14. Приложение 15. Источники информации    

Рабочая тетрадь предназначена для расширения и закрепления знаний по географии и направлена на изучение регионального компонента. В ней содержатся вопросы и задания по тринадцати темам, характеризующим особенности природы и населения Пермского края. Особенностью курса является использование карты как основного источника информации и средства контроля.

При составлении тетради были использованы материалы из рабочей тетради по географии Пермской области, автор С.Б. Девяткова.

МОЯ РОДИНА – ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Зинаида Александрова

1.Что представляете вы, слыша словосочетание "Пермский край"? Нарисуйте свой образ. Это может быть стихотворение, сочинение или рисунок.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

2.Кунгурская (Пермская) провинция. Пермское наместничество. Пермская губерния. Уральская область. Пермская область. Молотовская область. Пермская область с Коми-Пермяцким автономным округом. Именно так называли нашу родину в разные моменты истории. Выделите одно из названий, интересное вам, и узнайте, почему Пермский край именовался по-другому.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пермский край в современных границах был образован _____ ______________ _______года в результате объединения ____________________________________________________________________________________ в соответствии с результатами референдума.

4. В 1720 году царь Петр I распорядился выбрать место в Сибирской губернии для строительства медеплавильного завода. Приказ исполнил Василий Татищев, выбрав место близ деревни Егошихи. В 1723 году здесь возник новый город. Слово "перм" имеет очень древние корни и переводится с вепсского языка как "далекая земля". По мнению многих исследователей, именно так называли территории, на которых нынче расположена Пермь, представители финно-угорского народа (вепсы). У городаесть свои официальные символы: герб и флаг. Своим появлением герб города Перми обязан императрице Екатерине Второй, которая утвердила его еще в 1783 году. Флаг города Перми был официально утвержден в 1999 году.

Рассмотрите символы краевой столицы и выясните, что означают их элементы.

рельеф и полезные ископаемые - student2.ru

Цвет - ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Медведь - _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Евангелие и крест - _________________________________________________

__________________________________________________________________

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.С помощью палетки вычислите площадь Пермского края.

А) Определите масштаб площадей карты. Для этого масштаб карты возводится в квадрат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Измерьте площадь по карте с помощью палетки[1].Палетку накладывают на карту и подсчитывают количество квадратиков на измеряемой территории. Неполные квадратики считают по 2-3 за один (в зависимости от того, каким именно образом они покрывают территорию).

__________________________________________________________________

В) Измерив площадь по карте и использовав масштаб площадей, вычислите площадь территории.Сравните полученный результат с данными в атласе.

__________________________________________________________________

2. На территории Пермского края могут свободно разместиться вместе взятые Бельгия, Дания, Швейцария, Нидерланды и Люксембург. Проверьте это утверждение. Опишите способ, с помощью которого вы это сделали.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как соотносятся площади Пермского края и Германии? Франции?

3. Пермский край расположен на восточной окраине Восточно-Европейской равнины и западном склоне Уральских гор, на стыке двух частей света – Европы и Азии. Регион сухопутный, т.е. не

Наши рекомендации