Этапы формирования приемов учебной работы.

1 этап — ознакомление с приемом.. На первом этапе преобладает обучающая деятельность учителя. Учащиеся усваивают, для чего нужен прием, как его выполнять, и осущ. Отдельные действия по заданию учителя.

На том этапе учащиеся получают разъяснение о цели приема, о том, как надо его выполнять, и производят по заданию учителя отдельные действия. Например, работа с климатическими диаграммами., которое проводится после ознакомления с типами климатов Африки, учитель вначале объясняет цель этого приема: научиться по климатограммам определять тип климата. Далее он рассказывает учащимся о значении климатических диаграмм: на них наглядно показаны температура отдельных месяцев, годовая амплитуда t, годовое кол-во осадков и их режим, по диаграммам можно определить тип климата местности, но для этого необходимо уметь читать климатические диаграммы. После объяснения учителем правила чтения диаграмм и определения типа климата учащиеся выполняют по заданию преподавателя в определенной логической последовательности отдельные действия: определяют t отдельных месяцев, годовые колебания t, затем выясняют выпадение осадков по отдельным месяцам, годовое количество их и делают умозаключение о режиме осадков.

На первом этапе преобладает обучающая деятельность учителя. Учащиеся усваивают, для чего нужен прием, как его выполнять, и осущ. Отдельные действия по заданию учителя.

Второй этап характеризуется тем, что учащиеся знают цель приема и его содержание, т. е. знают, как надо действовать при решении задачи (рассказывают,. какой последовательности следует читать климатическую диаграмму и определять тип климата, как по карте составить характеристику рельефа области и т. п.) и умеют применять то или иное действие в сходных и новых ситуациях. Так, в рассмотренном нами примере учащиеся определяют тип климата по климат. диаграммам, пользуясь инструкцией, получен на первом этапе формирования приема.

На третьем этапе формирования приема школьники знают, какие необходимо действия в последовательности и умеют самостоятельно применить эти знания в новой ситуации. Ученики пользуются сформированным приемом, главным образом, для приобретения новых званий. Так, овладев при характеристики по картам отдельных компонентов природы, а также приемами сопоставления карт, ученики составляют географическую характеристику территории которую они не изучали. Таким образом сформированный сложный прием становится для них важнейшим географическим методом получения новых знаний.




Формы обучения географии. Урок географии. Требования к современному уроку географии. Структура и топология уроков.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент учебно-воспитательного процесса.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах.

Требования к современному уроку: Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ состоят в следующем: 1е отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к Миру. Второе — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы. Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений. Третье — изменение отношений м/у учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный - определение значимости изучаемого мате риала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ, ИХ СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ. Исходя из содержания курса и возрастных особенностей учащихся выдел. сл. типы уроков: 1. Вводный урок (в начале уч. года или в начале крупного раздела программы). Цель урока; заинтересовать учащихся предметом или опред. вопросом, возбудить творческие силы учащихся, познакомить с содержанием и структурой данного курса или раздела программы. Обычно на таком уроке преобладает эмоц-й, красочный описательный материал. Вводные уроки имеют целью создание у школьников соответствующих психологич. установок на предстоящую уч. работу, пробуждение интереса к геогр. знаниям, раскрытие практич. роли знаний.. 2. Комбинированный использ. наиб. часто, содержит все составные части; повторение и проверку знаний, сообщение новых знаний, закрепл. полученных знаний, д/з. Комб. уроки могут отличаться по соотношению составных частей и по структуре. 3. Урок изучения нового материала (отсутствует опрос как отд-й стр-ый элемент). Цель у.: дать целостное представл. учащимся о каком-либо сложном или значительном ?, кот. нецелесообразно дробить на части, а также в связи с ограничением учебного времени. Уроки этого типа имеют след. стр-ру: постановка задач урока, организация познават. деят-ти учащихся по ходу объяснения нового, обобщение и закрепл. его по частям — логич. разделам, постановка заданий на применение изученного, задание на дом. 4. Уроки формир-я умений и навыков, их совершенствования имеют целью выработку у школьников умений, навыков в проведении практических работ на местности, по картам и т. д., направл. на формир. специф. для географии умений и навыков, кот. тесно связаны с теоретич. знаниями, их закреплением и применением. Формой уч. деят-ти школьников на этих уроках явл. практич. работы. Способствуют развитию самост. деят-сти. Обычно содержат следующие части: организация учащихся, сообщение или разработка алгоритма работы,выполнение работы,подведение итогов, д/з. 5. Уроки повторения и проверки ЗУН проводятся обычно после прохождения крупных разделов программы или после группы тем, а также в конце всего курса. Цель уроков: закрепить и углубить знания и умения учащихся, помочь обобщить знания и привести их в систему.


Наши рекомендации